Фантазм. Хоррор из мира снов
Жанр хорроров вполне легко в свое время влился в массовую культуру, даже несмотря на то, что в ужастиках не так много колоритных героев, как, например, в фантастике или в супергероике. Тем не менее, время породило-таки своих кумиров. Когда говорят о готическом хорроре, в первую очередь вспоминают Дракулу и Франкенштейна. Когда говорят о слэшерах, на ум сразу приходят Фредди Крюгер и Джейсон Вурхиз. Верзила же вспоминается гораздо реже. Но если речь идет о по-настоящему странных, непонятных, сюрреалистичных ужасах, существующих на границе реального мира и ночных кошмаров – то да, это фильмы вселенной «Фантазм», и это главное зло «Фантазма» – Верзила.
«Фантазм» (1979)
Первый фильм киносерии «Фантазм» создавался в полулюбительских условиях, практически на коленке. Режиссер Дон Коскарелли и съемочная группа экономили буквально на всем, брали напрокат камеры, вкладывали в картину свои личные деньги. Даже удивительно, что им удалось создать ленту, которая в итоге пошла в кинотеатры. Более того – которая смогла завоевать тысячи поклонников во всем мире, создать собственную вселенную и стать по-настоящему культовым фильмом…
Главным героем картины является парнишка по имени Майк. Он совсем недавно потерял родителей, и теперь за ним присматривает старший брат Джоди. Однажды Майк замечает, что на кладбище городка Морнингсайд творятся очень странные вещи. Гробовщик Верзила почему-то крадет из могил свежие трупы, легко поднимая гробы с ними одной рукой, уносит их и делает с ними что-то страшное в своем похоронном бюро. Майку практически никто не верит, полагаться он может лишь на себя, своего брата Джоди и их друга – мороженщика Реджи. Всего трое – против Верзилы, за которым стоят могущественные силы зла…
Прежде всего, «Фантазм» (1978) – кино очень необычное, тем более для 70-х годов. Дон Коскарелли, сам написавший сценарий, отходит от стандартных для того времени страшилок с монстрами, вампирами, маньяками-убийцами и прочим подобным. «Фантазм» необычен, загадочен от начала и до конца. Кто такой Верзила и какими силами он обладает? Что за кровожадные карлики ему прислуживают? Откуда взялись блестящие шары, пробивающие сверлами головы людей? Почему Верзиле так нужен мальчишка Майк? Кто такая женщина в лиловом платье (ее играет Кэти Лестер): зомби или еще одна личность Верзилы? На некоторые вопросы фильм дает ответы, но таковых меньшинство, вдобавок на каждый новый ответ приходится по две новых загадки – и так до самого финала. Интересно, что Коскарелли изначально снял «Фантазм» продолжительностью в три часа, однако в итоге ему пришлось урезать свое творение в два раза. Даже в этом режиссер нашел свои плюсы: готовая версия, насыщенная загадками, в итоге смотрится как некий ночной кошмар, сюрреалистичный мир, где непонятно, что явь, а что – сновидение. И в последние минуты фильма нас оставляют с вопросом, было ли вообще в реальности все то, что нам показали? То есть что-то было точно, но вот что именно… Настоящий Фантазм!
Чарующая музыкальная тема, отличные актеры, оставшиеся верными сериалу до самой старости, неплохой для 70-х экшен во второй половине фильма, шикарная «Плимут Барракуда» (машина главных героев) – все это несомненные плюсы «Фантазма». Вдобавок картина задает все основные элементы серии, от злодеев и героев до эстетики выложенных мрамором пустых мавзолеев и диковинных серебристых поручней – эдаких дверей между мирами.
Весной 1979 года «Фантазм» вышел на большие экраны и при бюджете в $300 тысяч собрал почти $12 млн. Тогда всем стало понятно: в мире хорроров зажглась новая звезда, знаменующая начало необычной, невероятно атмосферной вселенной.
«Фантазм 2» (1988)
Выхода «Фантазма 2» поклонникам вселенной пришлось ждать почти 10 лет. Но ожидание стоило того, потому что второй фильм получился совершенно не таким, как первый, при этом он все еще идеально вписывался во вселенную «Фантазма». Во-первых, на этот раз у картины уже был четкий сценарий на полтора часа, который не пришлось урезать вдвое. Из-за этого фильм смотрится цельно, и все-таки Дон Коскарелли оставил элементы «сновидений». Так, есть сцены, намекающие, что ни события первого, ни события второго фильма в реальности не происходили, а главный герой, теперь уже значительно подросший парнишка Майк, на самом деле сидит в психушке, куда он попал после смерти родителей.
Во-вторых, заметно возрос масштаб: помня успех первого «Фантазма», Universal выделила на сиквел $3 млн. – весьма достойные деньги для хоррора. В результате теперь друзья борются не просто с монстром-гробовщиком, но спасают от него всю нашу планету, ведь Верзила и его подручные опустошают целые города, вербуя трупы в свою армию. Чтобы противостоять им, Майк и Реджи, знакомые по первой картине, а также примкнувшая к ним ясновидящая девушка Лиз затариваются разнообразным оружием и похожими на него предметами вроде сверл и бензопил. Благодаря увеличенному бюджету сильно выросло и количество, и качество экшена. Тут вам и четырехствольный обрез, и дуэль на бензопилах, и просто драки насмерть с подручными Верзилы и с ним самим. Наконец, монстры тоже стали гораздо более правдоподобными и страшными в сравнении с кукольными тварями из первого фильма.
«Фантазм 2» примечателен и тем, что в этом фильме единственный раз за всю серию произошла замена актера: главную роль вместо А. Майкла Болдуина сыграл более известный в то время Джеймс ЛеГро. В этом случае режиссер пошел на поводу у студии, сам он с гораздо большим удовольствием снимал тех актеров, с кем начинал работу над «Фантазмом».
В целом, вторая часть получилась ничуть не хуже, а во многом даже и лучше первого «Фантазма». Но широкий зритель картину, к сожалению, не оценил по достоинству: в прокате «Фантазм 2» смог собрать только $7 млн. и обернулся кассовым провалом. Однако Коскарелли не унывал, ему еще было что сказать, и наверняка в то время он уже обдумывал, каким может получиться «Фантазм 3».
«Фантазм 3: Повелитель мертвых» (1994)
Триквела «Фантазма» ждать пришлось уже не десять лет, а всего шесть. В случае с третьей частью Коскарелли продолжил эксперименты, причем масштаб практически не пострадал: на третий фильм у режиссера было $2,5 млн., тоже вполне неплохие деньги для хоррора и сегодня, не то что в 90-х. Однако о больших экранах уже мечтать не приходилось, прокатчики решили отправить третью часть сразу на VHS. C другой стороны, Коскарелли получил большую творческую свободу, чем в работе над сиквелом, – студия больше не лезла в работу режиссера.
В своей основе картина напоминает «Фантазм 2»: битва с Верзилой продолжается, главные герои все так же колесят по заброшенным городам, которые захватили карлики-мертвецы. Вместе с тем фильм практически потерял ту самую таинственную атмосферу, свойственную первым двум частям, и превратился скорее в крепкий хоррор-боевик.
Главную партию теперь уже исполняет бывший мороженщик Реджи, не расстающийся со своим четырехствольным ружьем. Появились новые, откровенно комиксные герои: негритянка с нунчаками по кличке Роки, мальчик Тим, вооруженный револьвером, троица зомби-мародеров, разъезжающая на шикарной машине. Помимо карликов теперь среди врагов есть и быстрые, сообразительные зомби, очень похожие на дедайтов из «Зловещих мертвецов». Вместе с новыми героями и злодеями в картину добавилось юмора. Вообще самый смешной «Фантазм», наверное, именно третья часть, причем забавных моментов здесь так много, что временами картина начинает смахивать на комедию ужасов.
Актеры играют отлично, тем более что Коскарелли вернул в фильм практически всю «старую гвардию»: Реджи на месте, А. Майкл Болдуин снова играет Майкла, вернулся даже Джоди в исполнении все того же Билла Торнбурри. Единственная кастинговая неудача – Кевин Коннорс в роли мальчика Тима. Все-таки как актер Кевин не справляется с ролью, а его персонаж, который вынужден жить в одиночку и воевать с мародерами, выглядит слишком упитанным и здоровым для мальчика, ведущего такой образ жизни.
Нельзя сказать, что «Фантазм 3» – фильм целиком неудачный, однако он определенно очень другой. Тем не менее, это все еще добротный, крепко сделанный хоррор-боевик, теперь еще и с сильными элементами комедии – последнее для кого-то даже может быть плюсом.
Так уж получилось, что оригинальная трилогия «Фантазм» составилась из трех разных по стилистике фильмов, у которых, тем не менее, одна четко выверенная вселенная и даже один сюжет – «Фантазм» вполне можно смотреть как единый длинный фильм. Когда работа над «Фантазмом 3» была завершена, сам Дон Коскарелли еще не знал, хочет ли он делать продолжение. Но так уж получилось, что четвертой части ждать оставалось относительно недолго.
«Фантазм 4: Забвение» (1998)
После драйва и экшена второй и третьей частей «Фантазм 4» ощущается как отрезвляющий холодный душ. Да, это все еще роуд-муви по пустым просторам Америки, покоряемой Верзилой. Однако теперь стало гораздо больше мрачности, гораздо больше сюрреализма, а благодаря обилию эпизодов, вклеенных из первой части (фрагменты тех самых полутора часов, что в 70-е были вырезаны при монтаже) лента ощущается практически прямым сиквелом оригинала.
В центре истории вновь Майк, которого снова играет А. Майкл Болдуин. Главный герой пытается противостоять Верзиле, но уже больше по инерции – кажется, он сам понимает, что эту битву ему не выиграть. Вторая линия – Реджи, который также изрядно постарел, но продолжает свою безнадежную борьбу с силами зла.
Бюджет упал до $650 тысяч – в конце 90-х совершенно жалкие цифры. Минимум диалогов, максимум хождений по различным просторам, от пустыни до пустынного Лос-Анджелеса. А еще четвертая часть – это довольно большой рассказ о Верзиле. В кои-то веки ему уделяется очень много внимания, мы узнаем начало его истории, и почему он стал тем, кем стал. Есть и пара экшен-эпизодов, однако их мало для того, чтобы назвать фильм настоящим боевиком.
Но, как и у абсолютно всех «Фантазмов», у четвертого фильма есть собственные козыри. Несмотря на стилистическое сходство с первой частью, «Фантазм 4» – это не столько хоррор, сколько медитативная фантастическая драма. Коскарелли постепенно подводит историю к финалу, показывает, к чему привело жесткое противостояние, растянувшееся на двадцать лет, демонстрирует безысходность, отчаяние, решимость бороться несмотря ни на что – в общем, практически все, кроме именно ужаса, страшных моментов, из-за которых люди и смотрят хорроры. С другой стороны, картина органично укладывается в общую линию, где каждый фильм имеет собственное лицо, и при этом все они связаны стройным, пусть иногда и непонятным для посторонних зрителей, сюжетом.
Плюсом можно назвать и обилие в четвертой части флэшбеков из самого первого фильма, причем режиссер невероятно искусно соединил новый материал со старым. В итоге сменяющие друг друга старые и новые кадры смотрятся завораживающе, придавая картине сюрреалистичности. Те же самые герои, постаревшие на 20 лет, продолжают свою бесконечную битву друг с другом... Фильм получился словно бы метафорой самой жизни, в которой, как известно, все циклично.
«Фантазм 4» – уже не развлечение, не хоррор, но проект для фанатов серии, который пытается расставить всё по своим местам. К сожалению, Коскарелли не смог удержаться от своей давней традиции: отвечая на одни вопросы, он тут же ставит перед зрителем новые. Так что очередной фильм был неизбежен, пускай ждать его и пришлось долгих 18 лет.
«Последний Фантазм» (?)
Картина, которая носит название Phantasm End, а также Phantasm 1999, задумывалась как эпичное завершение саги. К сожалению, пока она не снята, однако в сеть уже просочился сценарий фильма, написанный Роджером Эвери, кстати, другом Квентина Тарантино.
Свою историю Эвери начал писать после выхода на видеокассетах «Фантазма 3» – отсюда и взялось название «Фантазм 1999»: предполагалось, что картина выйдет на экраны в конце тысячелетия. Для съемок фильма Эвери требовался неплохой бюджет в $3 млн., сопоставимые деньги были выделены на каждый из двух предыдущих фильмов. Но, как мы знаем, на четвертую часть Коскарелли столько собрать не смог, и в итоге «Фантазм 4» был запланирован как подводка к «Фантазму 1999».
Что же было в сценарии Эвери? Прежде всего, Роджер, большой фанат серии хорроров о Верзиле, писал свой скрипт с намерением закончить историю и сделать финал настолько масштабным, насколько вообще масштабными могли быть кинохорроры 90-х. Действие «Последнего Фантазма» должно было разворачиваться в не столь отдаленном будущем. Земля практически полностью вымерла из-за эпидемии чумы, которую занес из других миров Верзила. Последние людские поселения укрылись за гигантскими стенами и живут на осадном положении, ведя бесконечную войну с ордами карликов, зомби и летающих шаров, подконтрольных Верзиле. Но люди готовят ответный удар, надеясь отвоевать свой мир у пришельца. Для этого разработана мощнейшая квантовая бомба, которую необходимо забросить через портал между мирами на родную планету Верзилы.
Главными героями являются отряд спецназовцев, которым поручена операция по доставке бомбы к месту назначения. Туда же, затарившись оружием, направляется и бывший мороженщик Реджи с намерением раз и навсегда покончить со своим заклятым врагом. В итоге ему вместе со спецназовцами приходится в брутальной битве противостоять сотням зомби, после чего количество солдат сокращается до трех бойцов, к которым примыкает и Реджи. Маленький отряд пробирается через врата и движется к главному Верзиле, по пути сражаясь с толпами карликов, зомби и летающих шариков…
Если «Последний Фантазм» когда-нибудь выйдет на экраны, то, несомненно, это будет очередной впечатляющий эксперимент – сериал окончательно уйдет в постапокалиптический боевик с примесью хоррора. Однако пока Дону Коскарелли не удалось собрать достаточно денег, чтобы «Последний Фантазм» получился именно таким, как он хочет. Тем не менее, совсем без новых фильмов режиссер фанатов оставлять тоже не желает – и поэтому в 2016 году свет увидел «Фантазм 5».
«Фантазм 5: Уничтожитель» (2016)
Это все еще не «Последний Фантазм», но очередная подводка к нему. Главным героем выступает Реджи, который весь хронометраж в 80 минут постоянно скачет между мирами, окончательно в итоге запутываясь, не понимая, где он находится, и что вообще происходит. В одном мире Реджи путешествует через заброшенные города-призраки, оставленные Верзилой, точно так же, как он делал это в предыдущих фильмах. В такие моменты мы смотрим роуд-муви, главный герой все время движется, убивает врагов и сталкивается с другими людьми. В других сценах Реджи – просто слабоумный старик в доме престарелых, где все убеждают его, что у него галлюцинации. Третьи – сцены из мрачного будущего, где Реджи и бойцы сопротивления воюют с армией Верзилы. Здесь уже нам рассказывают и про чуму из другого мира, и про полномасштабное вторжение с гигантскими шарами, сбивающими небоскребы. Под занавес так мы и вовсе посетим вместе с героями Красную планету, родной мир Верзилы. Впрочем, все это показано лишь мельком, и знающими сюжет «Последнего Фантазма» фанатами воспринимается именно как тизер следующего, масштабного полнометражного фильма.
К сожалению, пятая часть получилась самой слабой в серии. Постаревшие актеры стараются и играют на уровне, Реджи по-прежнему забавный и, по сути, тянет на себе весь фильм. Однако недостаток бюджета слишком уж бросается в глаза. Если в случае с первым «Фантазмом» Дон Коскарелли сотворил настоящий шедевр в условиях дефицита средств, то в «Фантазме 5» его преемник, режиссер Дэвид Хартман, расписался в том, что не умеет делать низкобюджетные фильмы как следует. Особенно хорошо это заметно в сценах с повстанцами в будущем – получается какой-то трэш уровня студии Asylum. Тем не менее, если уж вы начали смотреть «Фантазмы», то и пятый фильм пропускать не стоит – в некоторых моментах он все еще сохраняет прежнюю атмосферу и кое-как продолжает историю серии. По крайней мере для однократного просмотра картина вполне подойдет.
Незавершенная история
Что будет с «Фантазмом» дальше – пока этого не знает никто. Сам Коскарелли не отрицает возможность выпуска шестого, уже по-настоящему последнего «Фантазма». Однако сделать его теперь будет гораздо сложнее, чем раньше. В 2016 году скончался Ангус Скримм, бессменный исполнитель роли Верзилы. Остальные актеры тоже не молодеют. Возможно, режиссер захочет заменить персонаж Скримма на героиню Кэти Лестер – были намеки, что она также является одной из личностей Верзилы. Однако в любом случае Коскарелли нужно спешить, ведь ему и самому уже 66 лет, и времени на работу остается все меньше.
Как бы там ни было, даже в нынешнем, незавершенном состоянии серия «Фантазм» оставила очень значительный след не только в жанре ужасов, но и вообще в массовой культуре. Так, отсылку к «Фантазму» можно найти в Diablo 3, создатели шутера Blood вдохновлялись зомби-карликами при работе над своей игрой, на основе Верзилы был создан Слендермен, а создатели капитана Фазмы из недавней трилогии «Звездные войны» не отрицают, что, придумывая ее облик, вдохновлялись шарами из «Фантазма». Верзила появился в качестве бойца в фанатском файтинге Terrordrome. Фанатами же был сделан и великолепный мод Phantasm Beyond для Doom 3: там появились и карлики, и летающие шары, и даже знаменитая четырехстволка Реджи. Так что даже если «Фантазм» теперь уже полностью мертв в мире кино, он будет жить дальше в отсылках и фанатских проектах, за которыми следить не менее интересно. А потом, в не столь отдаленном будущем, наверняка кто-то из режиссеров и продюсеров, выросших на этой серии, возьмется и за ремейк. Ведь для «Фантазма» смерть еще никогда не была по-настоящему серьезной помехой.
AlexS