Baldur's Gate 3 – знакомство с версией раннего доступа

Posted by Anuriel on января 6, 2021 - 14:14

Разработчик и издатель: Larian Studios.

Жанр: RPG.

Платформы: Windows, macOS.

Хотя «ноевым ковчегом» классических ролевых игр прошлого принято считать студию Obsidian, для поддержания жизни жанра куда больше сделала Larian дилогией Divinity: Original Sin. Интерактивное окружение, возможность окунуть меч в кислоту или столкнуть гоблина с обрыва – вот то, что раздвинуло возможности боевой системы и открыло новые приемы для заковыристых подземелий. Получив честь назвать следующую свою работу культовым именем Baldur's Gate, Larian тем самым сделала заявку на нечто особенное. Но версия раннего доступа заронила некоторые зерна подозрений.

Baldur's Gate 3 – знакомство с версией раннего доступа

Несколько ранее Larian прошумела в интернете кинематографичным роликом, подробно погружающим в фабулу Baldur's Gate 3. Главный герой в числе нескольких несчастных становится жертвой пожирателей мозгов из расы иллитиды: ему вживляют через глаз личинку, что для начала обещает те еще игры разума, а к финалу – мутацию в подобие Ктулху. Маленький плюс – собратья по паразитам слышат мысли друг друга, и команда искателей доктора собирается сама собой. Естественно, в глуши, куда мы попадаем сходу, с медициной все плохо, вдобавок собственных проблем полон двор.

Завязка – на любителя. То есть либо вы знаете Forgotten Realms, читали все сто миллионов книг и ориентируетесь в фриковатых расах, вас не смущают поминутные чудеса и «рояли в кустах». Либо просто плывете по течению, потому что – ок, я эльф с тараканом в голове и умением левитировать, похоже, самый заурядный парень на этом континенте. Погружать в бэкграунд протагониста нас не собираются, с озвучкой его все плохо, что вкупе с тягой корчить рожи завершает образ глухонемого телепата.

Baldur's Gate 3 – обзор версии раннего доступа

Вы уже вскипаете: речь ведь не о Dragon Age с ее тягой к внешним красивостям, а о Baldur's Gate, которую ценят за игровой процесс. Но в том и дело, что Larian оставила в прошлом скромность «ролевого ренессанса», и, точно по следам BioWare, вложилась в полный постановочных сцен ролевой блокбастер. Получилось вполне на уровне 2009 года, что как бы и не плохо даже. Вот только этого ли мы хотели?

Подобные же мысли приходят и в конструкторе персонажа, где тюнинга внешности куда больше, чем опций классов и скиллов – но, вероятно, ассортимент прибавится к релизу. Из имеющегося заметен перекос в активные умения, коих даже у воина приличный выбор, а уж магическим классам навыдумывали заклинаний с большим запасом. Всякие туманы, иллюзии, скользкие лужи, параличи, проклятья, внутренние силы, солнечные удары и тому подобные аномалии на любой вкус – главное внимательно читать описания, потому что нюансов много. С тактической точки зрения правильно, что есть выбор. С другой стороны, все же лучше, чтобы варварское мясо игралось иначе, чем его жреческое святейшество.

Baldur's Gate 3 – версия раннего доступа

Ведь в битвах к способностям классов добавляется куча свитков, бутылок, всяческих бомб, плюс имеется отдельная панель бонусных действий: прыжков, пинков, маскировки и так далее. Словом, в голове не помещается, сколько всего можно сделать за один ход. Так и происходит: в битвах все лазают по скалам, норовят что-то разлить под ноги противникам, стратежат и химичат – привет, Original Sin. Правилам явно не хватает какой-то умеренности, лаконичности, но при всем при этом бои Baldur's Gate 3 точно не назовешь гриндом, они не растягивают игру в отличие от той же Dragon Age. Готов даже заявить, что каждая схватка уникальна и требует особого подхода.

Но та же неумеренность, мания завалить возможностями и контентом не так гладко воспринимается в других компонентах игры. Так, локации просто переполнены всяческим лутом, бочками и сундуками; чашки и книжки лежат на столах, таблички на стенах, рычаги, свечки, ловушки – все такое интерактивное, и никогда не знаешь, что пригодится. Вот зачем опция взять сундук с собой целиком, прямо с содержимым? Добавьте сюда еще загадочные заклинания, чтобы увеличить дальность прыжка или телепортироваться – это явно же связано с поиском секретных областей, но и без всяких секретов все очень запутанно.

Baldur's Gate 3 – версия раннего доступа

Стоит попасть в город – и вашего внимания требуют десятки персонажей с именами. С кем стоит говорить, а кто статист? Непонятно. Можно убить несколько часов на болтовню и не продвинуться по сюжету. Реплики – их опять много. Даже очень, особые варианты дает и раса, и класс, и происхождение, и характеристики – да вот только не так часто удачный бросок кубика в диалоге устраняет какое-то препятствие. То есть за проверку навыка вас могут наградить всего лишь описательной подробностью, а рядом была фраза, которая одномоментно избавляла бы вас от сложной битвы.

Сами проверки тоже странные, потому что успех зависит от рандома, и переиграть через save/load неудачный момент ничего не стоит. Прокачка определяет, например, нужно вам выбросить больше 10 на кубике или больше 12 – ради такого пустяка как-то не особо и хочется брать разговорные скиллы.

Baldur's Gate 3 – версия раннего доступа

Baldur's Gate 3 в нынешнем виде отдает «песочницей», он зыбкий, без внятной авторской задумки. В нем есть классные моменты, когда нужно думать, когда происходит неожиданная смена событий – вообще Larian умеет создать чувство смертельной опасности или сложного выбора. Но между такими эпизодами много необязательного контента, когда просто спрашиваешь себя: сколько часов мне предстоит наиграть, прежде чем я узнаю продолжение истории? Если в ходе доработки свое место в общей концепции займет и исследование мира, и многочисленные NPC с их историями, и тонны лута – это будет невероятно глубокая игра, просто на века. Вопрос лишь, сколько у Larian в запасе времени и бюджета.

Дело в том, что игра в целом неплоха как внешне, так и внутренне – но до планки «хорошо» и «отлично» требуется работа и там, и там. В анимациях куча нестыковок, запаздывает подгрузка четких текстур, а порой и целых уровней. И с другой стороны требуется общая балансировка геймплея, доработка AI (союзники часто застревают в поворотах), очень неудобного и неотзывчивого интерфейса. Если имя Baldur's Gate – это всего лишь трамплин для Larian подняться в весовую категорию ААА, то соблазн отшлифовать игру внешне, оставив сырой внутри, по мере приближения дедлайна будет расти и расти.

Baldur's Gate 3 – версия раннего доступа

Хуже то, что Larian не видит четко, что нужно переосмыслить, а что сохранить нетронутым. В Baldur's Gate 3 много фансервиса: то вы как будто кидаете кубик, то вас грузят формулами «1d6+4+1d4». Ну, несерьезно: вы начитали для удобоваримости мегабайты диалогов, а разброс урона игрок должен высчитывать в голове? Сегодня D&D уже не на слуху, Obsidian давно научилась пояснять смысл игровых терминов и давать какую-то интуитивность.

А еще Larian очень жестит в сюжетах. Наверное, спецы по Forgotten Realms найдут примеры вполне людоедских историй из данной вселенной, но тем, кто ждал красочную «never, never land» или высокое, эпическое фэнтези, надо подходить к Baldur's Gate 3 с осторожностью. Отдельные сцены – какой-то Лавкрафт с анатомическими подробностями, безумием, жестокими убийствами и общим духом обреченности. Хотите хоррор – делайте его, но тогда не надо этих стебных полуросликов и хрупких манерных плутов, они инородные в таких декорациях.

И все же при всех оговорках хочется сохранять оптимизм, ведь ранний доступ – хорошая возможность Larian скорректировать свои планы на основе отзывов игроков и сделать в конечном счете все наилучшим образом. У серии Baldur's Gate появился реальный шанс на возвращение, далеко не всем хитам прошлого выпадает подобный.

Anuriel

ролевая игра Первое впечатление №247
Упоминаемые игры и серии: 
Яндекс.Метрика