История студии Platinum Games | VRgames - Компьютерные игры, кино, комиксы

«Платиновая» история

on апреля 26, 2017 - 23:15

В январе горячо ожидаемая многими Scalebound от Platinum Games была отменена, что лишний раз дало повод усомниться в адекватности людей из Microsoft. Вопрос «с какой стати?» будет долго висеть в воздухе. В данный момент издатель отмахивается глупостью: «Нам жаль, но наша линейка игр и так прекрасна», – а поклонники слэшеров в общем и в частности творений Platinum Games рвут волосы на голове. На Е3 2016 показывали геймплей. Вот он, главный герой, наглый, словно Данте в молодости, шикарный визуальный ряд, музыка, огромный босс и фирменный почерк – продукт готов, осталось запаковать и развести по магазинам. Увы. В честь печального события авторы «ВР» подготовили два тематических материала: рассказ о том, чем была Scalebound, и историю Platinum Games. Вы как раз находитесь на страницах последнего, поэтому я вас приветствую и заканчиваю со вступлением.

Основание

Дабы понять, что такое Platinum Games и почему компания настолько значимая, следует зайти издалека. В 2004 году Capcom основала независимую Clover Studio, где лучшие таланты могли сфокусироваться на проектах по новой интеллектуальной собственности, нежели на бесконечных сиквелах популярных франшиз. Компания была сформирована из членов Team Viewtiful, команды, ответственной за beat 'em up Viewtiful Joe. За плечами Clover Studio жемчужины Okami и God Hand. Первая – акварельное приключение, ставшее классикой. Вторая – необычный beat 'em up, не сумевший пробиться к сердцам критиков. Обе игры вышли в 2006 году и провалились в продажах, после чего Capcom решила поглотить Clover Studio. В августе 2006-ого ключевые сотрудники в лице Синдзи Миками, Атсуши Инаба и Хидеки Камия основали Seeds, Inc. Каждый из них – мастер своего дела, успевший поработать над важнейшими играми в истории. Синди Миками создал хоррор Resident Evil, переосмыслил его в римейке, а когда тема окончательно себя исчерпала, перевернул все с ног на голову в Resident Evil 4, на которую равнялась вся индустрия. Атсуши Инаба продюсировал первые три части графических новелл Phoenix Wright и серию Viewtiful Joe. Благодаря Хидеки Камиа на свет появился слэшер Devil May Cry. И это далеко не все заслуги именитого трио.

Атсуши ИнабаАтсуши Инаба

В феврале 2006 года Татсуа Минами, продюсировавший множество проектов Capcom, в том числе некоторые игры серии Mega Man, основал Odd Ltd. В октябре 2007-го произошло слияние последней с Seeds, Inc. Новообразовавшаяся компания получила название Platinum Games, чей офис по сей день находится в Осаке. К ней присоединился программист Devil May Cry Нао Уэда, художник Okami Мари Шимазаки и композитор Resident Evil Масами Уэда. Здесь стоит заметить несколько интересных моментов. Получается, что Platinum Games была основана в феврале 2006-ого, то есть еще до релиза Okami и God Hand. Но если смотреть с технической точки зрения, то юбилейным годом считается 2017-ый.

Черно-белый комикс и бесконечный космос

Дебютным проектом Platinum Games стал beat 'em up MadWorld от 2009 года, разработанный под Wii. Для ожившего черно-белого комикса нельзя было найти более подходящую платформу. Стилизация скрывает слабые технические характеристики Wii, а моушн-управление дарит новые ощущения и раскрывает знакомый жанр с новой стороны. Теперь игрок собственноручно насаживает неприятелей на шипы, протыкает им головы дорожными знаками и наказывает боссов, для каждого из которых подготовлено фееричное добивание. Кровь льется рекой, но жестокость не угнетает. Наоборот – веселит и помогает выпустить пар. Вдохновленная «Городом грехов» MadWorld остается ни на что не похожим произведением, в котором Platinum Games показала, чего ждать от ее проектов в будущем: стиля, драйва, мощного саундтрека и качественного геймплея.

Хидеки КамияХидеки Камия

Через несколько месяцев после релиза MadWorld, в июне в 2009-ого, вышла игра в несвойственном для Platinum Games жанре. Научно-фантастическая ролевка Infinite Space для DS разработана при участии Nude Maker, занимавшейся с Capcom симулятором меха Steel Battalion. И если он дает почувствовать себя в кабине стальной машины, для «усмирения» которой требуется уникальный джойстик с 40 кнопками, то Infinite Space позволяет носить в кармане целую галактику, точнее две. На их просторах разворачивается сюжет, содержащий темы романа Артура Кларка «Конец детства». Там же игрок настраивает свой корабль, подбирает команду и уничтожает вражеские посудины. Проникнуться романтикой космоса под силу не всем: за ошибки жестоко наказывают. Platinum Games подобных проектов больше не выпускала.

О ведьмах с роботами

Вновь 2009 год, на сей раз октябрь. Этот месяц – звездный час для Platinum Games, так как на полки магазинов упал слэшер Bayonetta для PlayStation 3 и Xbox 360, ставший самым узнаваемым проектом компании и безоговорочной классикой. Хидеки Камиа переизобрел свой же Devil May Cry, подарив индустрии адреналиновый аттракцион, где боевка постоянно обрастает новыми элементами, и комбинации плавно перетекают одна в другую. Байонетта раскидывает ангелов сотнями способов: руками, ногами, пистолетами, катанами и даже своими волосами. На экране происходит форменное безумие. Сексуальная ведьма, обнажая тело, вызывает из глубин ада демонических созданий, и те живьем грызут огромных боссов. Получать от игры удовольствие могут как простые смертные, которым не хочется вникать в глубокую механику, так и профи, щелкающие какую-нибудь Ninja Gaiden на максимальном уровне сложности. Команда, ответственная за Bayonetta, назвала себя Team Little Angels на манер разработчиков первой Devil May Cry, известных как Team Little Devils. Занятная связь, учитывая, что Данте истребляет демонов, Байонетта – ангелов, а также намерение Хидеки Камиа превзойти самого себя.

Синдзи МикамиСиндзи Миками

В 2010 году на PlayStation 3 и Xbox 360 вышел шутер от третьего лица Vanquish за авторством Синдзи Миками, принесший в жанр инновации, которые по невероятному стечению обстоятельств в будущем никто не подхватил. Gears of War навязала свои правила, и буквально вся индустрия была уверена, что прятаться за укрытиями и перемещаться по полю боя со скоростью черепахи в доспехах весело и в 20-ый раз. Синдзи Миками показал, что это не так. У протагониста Vanquish есть чудесный костюм, позволяющий двигаться с ураганной скоростью. Казалось бы, темп геймплея увеличен, но играть как прежде не получается: укрытия бесполезны. Герой вынужден молниеносно скользить между роботами, уворачиваться от сотен ракет, следить, чтобы костюм не перегрелся, замедлять время и стрелять по уязвимым точкам противника. Полностью Vanquish раскрывается на высоком уровне сложности, где остановка равносильна смерти. Кампания коротка, и японцам явно не стоило добавлять в сюжет русских, но все неважно, потому что местный стычки с врагами – это принятие 150 решений в минуту и дрожащие руки.

Уход Синдзи Миками и первая слабая игра

После релиза Vanquish Синдзи Миками ушел из Platinum Games и основал Tango Gameworks. Недовольный тем, что хорроры превратились в шутеры, геймдизайнер начал корпеть над The Evil Within. Забавно, что именно по его вине в жанре, призванном пугать, случились такие метаморфозы. В 2014 году состоялся релиз, доказавший, что только человек, дважды задавший хоррору направление развития, может в очередной раз всех удивить.

Татсуа МинамиТатсуа Минами

MadWorld, Infinite Space, Bayonetta и Vanquish были изданы силами Sega. Сотрудничество между ней и Platinum Games продолжилось в beat 'em up Anarchy Reigns от 2012 года для PlayStation 3 и Xbox 360. Духовный сиквел MadWorld отвратительно скроен и является идеальным примером, как делать не надо. События двух сюжетных линий разворачиваются на одинаковых и унылых локациях и только в том случае, если у игрока хватает очков. Если нет – извольте перепроходить однотипные скучные миссии. К кампании наснимали дорогущих, в целом хороших роликов и приложили мультиплеер с разнообразными режимами и проблемами сетевого кода. Стиля и драйва, присущего MadWorld, в Anarchy Reigns днем с огнем не сыскать. В Японии и на Западе проект провалился в продажах, но вряд ли это стало большим ударом для Platinum Games. Единственной игрой из сеговской пятерки, которая принесла более-менее достойные деньги, была Bayonetta.

Сотрудничество с Хидео Кодзимой и 101 герой

В 2013 году Kojima Productions обратилась к Platinum Games с просьбой поработать над спин-оффом серии Metal Gear, повествующим о нелегкой жизни кибер-ниндзя Райдена. Другими словами, это был крик помощи, поскольку Хидео Кодзима не представлял, как сделать интересную игру вокруг инновационной концепции разрезания объектов виртуального мира. Для Platinum Games слэшер Metal Gear Rising: Revengeance, вышедший в том же 2013-ом на PlayStation 3 и Xbox 360, стал первым проектом по лицензии. Здешняя боевая система чертовски хардкорна. Даже на среднем уровне сложности боссы сопротивляются до последнего, превращая бои в серьезные испытания. Игра вынуждает учиться быстро и правильно реагировать на выпады оппонентов. Стелс тоже есть, но неряшливый и присутствует скорее как дань уважения культовой серии Хидео. Revengeance обладает фирменной глубиной Kojima Productions. Любопытство вознаграждается: из разговоров по кодеку можно узнать тонны мелочей относительно мира, что очень необычно для жанра. Спин-офф ждал коммерческий успех. В 2014 году вышла PC-версия Revengeance.

The Wonderful 101The Wonderful 101

В играх Platinum Games зачастую творится беспредел, но с The Wonderful 101 для Wii U, вышедшей в 2013 году, у компании напрочь отказали тормоза. Экшен-адвенчура от Хидеки Камиа создана по лекалам токусацу в духе Power Rangers. Хитрое слово обозначает жанр, в котором обязательно должны быть супергерои и море спецэффектов, способных вызвать эпилептический припадок у неподготовленного человека. The Wonderful 101 – это целая сотня персонажей под предводительством одного героя. Команда проходит сквозь огонь, воду и галактических масштабов медные трубы, избивая супостатов оружием, начертанным на экране геймпада Wii U. The Wonderful 101 пропитана креативом от первого до последнего уровня. К сожалению, одна из лучших игр библиотеки Wii U стала заложницей своей платформы, разошедшейся по всему миру малым тиражом.

Возвращение ведьмы и вторая сомнительная игра

Узнав, что Bayonetta 2 выйдет эксклюзивно для Wii U, поклонники первой части здорово огорчились. Лишь со временем пришло осознание: без Nintendo не было бы сиквела. Хидеки Камиа уступил кресло руководителя Bayonetta 2 Юсукэ Хасимото, но продолжил наблюдать за разработкой. Перед новым директором стояла сложнейшая задача сделать сиквел к игре с практически идеальной боевой системой. В 2014 году результат не разочаровал. Второе приключение ведьмы Байонетты по геймплею ощущается так, будто лучше уже нельзя. Героиня не дерется – она танцует, ни на секунду не прерывая цепочки ударов. Platinum Games знает свою аудиторию и дает ей то, что та хочет. Интересовались, как чернокожий бармен достает ведьме оружие? Покажем. Кроме ангелов хотели истреблять демонов? Позволим. Полюбились старые персонажи? Вернем. Более того, в сюжете мастерски объединены истории обеих игр. Bayonetta 2 одновременно и сиквел, и приквел, к которому можно приступать, не зная прошлых событий. Nintendo умалчивает количество проданных копий, однако стартовые продажи в Японии не идут ни в никакое сравнение с показателями первой части. В 2014 году на Wii U также был перенесен оригинал.

Bayonetta 2Bayonetta 2

Далее портфолио Platinum Games пополнялось исключительно играми по лицензии. Beat 'em up The Legend of Korra, основанный на анимационном сериале «Легенда о Корре», вышел в 2014-ом на PC, а также двух последних PlayStation и Xbox. Для Activision тоже не было секретом, к кому обращаться, если нужно сделать безбашенный экшен. Правда, безбашенного не получилось. Боевая система The Legend of Korra завязана на сочетании различных боевых стилей со своими особенностями, но лишь со временем конструкция обрастает достаточным количеством деталей, чтобы от игры можно было получать удовольствие. Что до других аспектов – серость во всем: в локациях, в рядовых противниках, в боссах. Оценки соответствующе.

Ностальгия, звездный лис и черепахи

Слэшер Transformers: Devastation – второй проект под крылом Activision, вышедший в 2015-ом на том же богатом разнообразии платформ, что и The Legend of Korra. Его главный козырь – игра на ностальгии. Platinum Games вдохновлялась мультсериалом про трансформеров, который стартовал в 1984 году. Естественно, кто застал то время, при запуске Devastation способен выплакать ведро слез. После внимательного рассмотрения образ рушится. Игру можно описать как «сэл-шэйдинговая Bayonetta с упрощениями». При правильном уклонении включается замедление, и выбранный герой несколько секунд безнаказанно выбивает болты из роботов-злодеев. Но глубины и плавности танца Байонетты здесь нет, к тому же посещаемые локации выглядят уныло, а кампания скоротечна. Несмотря на недостатки, Transformers: Devastation заряжает энергией, чему способствует замечательный саундтрек.

Star Fox ZeroStar Fox Zero

Nintendo не лезла в разработку Bayonetta 2, но со своей интеллектуальной собственностью так обращаться нельзя. В 2016-ом вышел скролл-шутер Star Fox Zero для Wii U – совместное детище большой N и Platinum Games. Не приквел, не сиквел, не римейк Star Fox 64 получил смешанные отзывы. Всему виной неудобное управление. На телевизоре корабль звездного лиса показывается сзади. На геймпад же перенесен вид из кабины, позволяющий целиться точнее. В итоге взгляд мечется между двумя экранами. Голова кипит. И без того непростые бои становятся еще сложнее. Но если привыкнуть, Star Fox Zero награждает альтернативными маршрутами, что повышает реиграбельность, и крутыми схватками с боссами. В довесок к игре шел tower defence Star Fox Guard – тоже совместный труд двух компаний, вызвавший неоднозначную реакцию прессы.

Приблизительно такого же сомнительного качества, как The Legend of Korra, оказалась третья игра Platinum Games для Activision – слэшер Teenage Mutant Ninja Turtles: Mutants in Manhattan от 2016 года под PC, PlayStation 4, PlayStation 3, Xbox One и Xbox 360. Трюк с ностальгией на манер Transformers: Devastation не удался. В «Черепахах» простецкая боевка, никудышный дизайн уровней, минимум разнообразия и крепкие противники, убивать которых нужно непростительно долго.

Философия. Будущее

Platinum Games ставила перед собой аналогичную Clover Studio цель: создавать проекты по новой интеллектуальной собственности. Затем акцент сместился. Новые IP – хорошо, но рискованно. Чтобы оставаться на плаву, нужны заказы на действующие, проверенные вселенные. С выходом Nier: Automata количество первых сравняется с количеством вторых. В этом нет ничего плохого. Обидно другое: Platinum Games банально не везет. На Wii хардкорные игры оказались ненужными, но MadWorld не последовала примеру коллег, сбежавших с казуальной платформы. Гениальную Vanquish не поняли. Выйди Bayonetta 2 за пределами Wii U, ее продажи превзошли бы показатели первой части. The Wonderful 101 на железе Sony и Microsoft тоже чувствовала бы себя увереннее.

OkamiOkami

В Platinum Games, где сейчас трудится около 200 человек, всегда кипела работа над несколькими проектами одновременно, и раньше это не сказывалось на качестве финального продукта. Что произошло после релиза Bayonetta 2 – загадка. То ли дел стало совсем невпроворот, то ли издатели ставят жесткие сроки. Ошибаются все. На Anarchy Reigns можно закрыть глаза, но после Teenage Mutant Ninja Turtles: Mutants in Manhattan и еще четырех откровенно средних игр до нее становится грустно. Scalebound теперь не поможет реабилитироваться. Есть вероятность, что как раз на отмененный ролевой экшен все силы и уходили, а последние неудачи – жертва во имя искусства. Касательно Nier: Automata. Да, по демке чувствуется, что это та самая Platinum Games, но, черт возьми, игра не для западного рынка. Как и Nier от Cavia, ее будут восхвалять в узких кругах. Что дальше? В разработке находится как минимум два проекта: Granblue Fantasy Project Re:Link для PlayStation 4 и Lost Order для смартфонов. В общем, то, что не оставит след в истории.

Японские мастера должны пережить тяжелый период и вернуться на сцену с новыми идеями. В противном случае индустрия потеряет компанию, которая делает лучшие слэшеры на Земле. Играйте с умом, выбирайте лучшее.

Александр Демидов

Спецматериал №202
Упоминаемые игры и серии: 
Яндекс.Метрика