Сценарии апокалипсиса
В той стороне, куда отступила вода, что-то тяжело гудело, а у самого горизонта стеной вздымалась волна, истинные размеры которой отсюда оценить было просто невозможно.
Волны ходили и по небу – тяжкие, мутные, готовые, казалось, вот-вот обратиться в камень. Среди них изредка мигало бледное, перекошенное солнце, больше похожее на полную луну.
Юрий Брайдер, Николай Чадович. «Между плахой и секирой»
Совсем еще недавно, в канун новогодних праздников 2013, мы имели сомнительную честь стать свидетелями незаурядного явления: по цивилизованному миру прошла мощная волна беспокойства, тревоги и порой варварской, первобытной истерии – древние индейцы майя четко и недвусмысленно указали точную дату Конца Света. Многие наши сограждане, смущенно улыбаясь и уклоняясь от расспросов, торопились к вечеру домой, дабы «побыть с родными». В беседах все чаще звучало многозначительное «а вдруг», и многие шутки на календарную тему повисали в воздухе. Подтвержденный свидетелями факт: руководители некоторых организаций отпускали персонал с трудового места пораньше, объявив «последний трудовой день планеты» коротким. Интеллигентные люди с красными дипломами спускались в заранее оборудованные подвалы с печками-буржуйками, запасами воды, консервов, спичек, туалетной бумаги и полным собранием сочинений А.П. Чехова.
В массовой культуре тема апокалипсиса всегда была популярна по понятным причинам: уж если потребитель любит пощекотать нервишки, то пугать его нужно с глобальным размахом. Долой тесные подвалы с упырями и пыльные чердаки с привидениями, получите сразу конец рода людского! Как только не высказывались творцы на перепаханную тему «люди жили долго и счастливо и умерли в один день»! Всевозможные болезнетворные микробы выкашивали население Земли, города и села скрывались под толщами воды, человечество вытеснялось с вершины эволюционной цепочки поумневшими обезьянами и шло на закуску плотоядным растениям, извержения вулканов, техногенные катастрофы и изменение климата не оставляли людям шанса на спасение. В последние годы буйным цветом расцвел модный жанр «постапокалипсис», и книжные прилавки оккупировали такие многотомные серии, как «Метро», S.T.A.L.K.E.R, Bunker, Z.A.K.A.T., Z.O.N.A. и прочий «К.И.Р.Д.Ы.К.». Молодая, но резвая индустрия видеоигр не могла остаться в стороне.
А если вы, наши уважаемые читатели, все же втайне боитесь конца всего сущего, то воспользуйтесь правилом Пола Атрейдиса из гербертовской «Дюны»: дайте вашему страху пройти сквозь вас, а затем обернитесь и посмотрите ему вслед. В сегодняшней «Десятке» смотрим вслед тем глобальным апокалиптическим страхам, которые породила буйная фантазия разработчиков.
10. Rage. Каменный гость
Космическая пустота, как известно, пустотой является весьма условно. Кроме звезд, планет и прочих солидных небесных тел безвоздушное пространство рассекают неутомимые скитальцы с дурным нравом – метеориты и астероиды. И те из них, что покрупнее, время от времени берут старушку-Землю на таран, оставляя на долгую память кратеры разной величины. Есть мнение, что именно падение метеорита положило конец царству динозавров, и если бы не сильнейший удар из космоса, то нынешних кур в деревнях и селах таскали бы велоцирапторы, а не лисы. В мире игры Rage от легендарной команды id Software бдительные астрономы увидали приближение астероида-гиганта задолго до рокового момента. Так как Брюса Уиллиса с командой чумазых бурильщиков под рукой не оказалось, земляне дали астероиду звучное имя «Апофиз» и начали прощаться. Впрочем, некоторые светлые головы из правительства запустили проект «Ковчег» и попрятали в подземных схронах группы соотечественников, погруженных в анабиоз. Когда Апофиз со всей дури врезался в Голубую Планету, тучи пыли закрыли солнце на долгие шесть лет. Оставшиеся в живых откатились, естественно, в веселое Средневековье способом мышления и уровнем морали. Поднявшиеся из-под земли убежища выпустили уцелевших «анабиозников» в мир, идеально подходящий для шутера старой школы от создателей Doom и Quake.
Справка: в радиусе 40 км. был повален лес после падения Тунгусского метеорита.
Сказано по теме: «Это случалось раньше, это может произойти вновь. Вопрос лишь – когда?». К/ф «Армагеддон»
9. The Fall: Last Days of Gaia. Если задаться целью
Технический прогресс, как известно, имеет обратную сторону. Нет, мобильники, интернет, кофейные аппараты и прочие радости обывателя – это, без сомнений, здорово. Но с научным развитием все больше зловещих возможностей получает бич и беда нынешнего времени – терроризм. Если в Средние века подчиненные Хасана ибн Саббаха – те самые ассасины – использовали в основном остро заточенные металлические предметы, то с течением времени зловещий арсенал неумолимо рос. Сценаристы немецкой RPG The Fall рассказывают, как в руках фанатиков обращаются в орудия хаоса вполне мирные проекты. Во вселенной игры к середине 21 века человечество собралось-таки засадить растительностью Марс и построило мощные устройства-терраформеры для преобразования безжизненной планеты. Устройства эти, ожидающие отправки на Марс, были захвачены террористами, которые не от ума большого тут же привели их в действие. В итоге мирные машины накачали в воздух Земли всяческих ненужных газов, по планете прошла серия цунами и землетрясений, затем вода ушла в глубь искалеченной планеты, а любители постапокалиптических игр оказались в привычном унылом (в хорошем смысле слова) сеттинге.
Справка: статья 289 уголовного кодекса РБ предусматривает ответственность за терроризм.
Сказано по теме: «Обезьяна с гранатой – неприятное и опасное существо». Народная африканская мудрость.
8. Hellgate: London. Демоны начинают и выигрывают
Биллу Роуперу, стоявшему за разработкой еще самого первого Diablo, было, видимо, обидно за Рогатого, получившего «в одну калитку» в той самой легендарной игре. В его раскрученном сверх меры проекте Hellgate: London демоны чувствуют себя действительно вольготно. Человечество грешно, как знает каждый воспитанник детсада, и в ближайшем будущем, по версии Билла, вырвавшиеся на оперативный простор черти наведут повсюду собственный порядок. Перманентный пожар, густые облака дыма, повсюду разруха и голодные чудовища; никакого вам блекджека и пионервожатых. Большая часть населения успешно съедена. Потомки рыцарей-тамплиеров со скрипом держатся, возведя магические барьеры. В качестве основной декорации был выбран Лондон, и у игрока есть замечательная возможность полюбоваться дымящимся Биг Беном. Хотя, по нашему мнению, Дзержинск или Борисов как локация подошли бы не хуже.
Справка: по мнению Роупера, 2038 год станет для человечества особо печальным.
Сказано по теме: «Неуязвимая Тьма расползлась, поджигая, убивая, калеча землю, небеса и плоть». Рассказчик из вступления игры настраивает на нужный лад.
7. UFO: Aftermath. Верная стратегия захвата
Со времен дедушки Уэллса инопланетяне прилетают к нам в основном под неблаговидным предлогом: пополнить запасы вкусных и питательных рабов, к примеру. Пришельцы из стратегии UFO: Aftermath, в отличие от своих литературных, киношных и игровых собратьев, неплохо подготовились к нападению. Вероятно, они изучили срез массовой земной культуры и пришли к выводу, что в открытом бою земляне страшны. Подлетишь к их городам, а тут простой американский президент, насмотревшись фильмов про День независимости, запрыгнет в реактивный истребитель – и давай пулять ракетами! Поэтому захватчики из указанной игры просто распылили в атмосфере Земли облако смертоносных спор, которые, опустившись на поверхность, убили почти все живое. Мало того, тела землян в причудливых комбинациях стали солдатами армии вторжения, патрулирующими опустевшие улицы и переулки. Пришельцы не стали вступать с воинственными аборигенами в ковбойские перестрелки. Они поступили логично и эффективно, и если мы дождемся-таки незваных гостей из космоса, они вполне могут поступить так же. Мысль эта вызывает определенный дискомфорт.
Справка: в 2005 году осовремененную версию «Войны миров» Уэллса снял Стивен Спилберг.
Сказано по теме: «Слона не задевай спящего, льва не задевай голодного, а землянина не задевай никогда». Поговорка из повести А. Стругацкого «Экспедиция в преисподнюю»; у игроков есть счастливая возможность доказать ее правоту.
6. AquaNox. Глубокое погружение человечества
Действие прекрасного экшена с субмаринами и батискафами AquaNox целиком разворачивается в океанских глубинах, где обосновались остатки людской цивилизации. Что характерно, туда их загнало не распиаренное глобальное потепление, а непосредственная глупость самих «сапиенсов». Вырубка лесов и усиленное загрязнение атмосферы, уничтожение озонового слоя, потоки беженцев и эпидемии, ожесточение религиозных войн на Ближнем Востоке, экономическая война США и Японии – все это не поспособствовало улучшению условий жизни на нашей бедной планете. Вдобавок Индия и Пакистан по-соседски обменялись ядерными ударами. Жить под Солнцем стало просто невозможно, и человечество устремило взоры под воду, благо на момент действия игры глубины успешно осваивались и обживались. В итоге те, кому повезло выжить в наземном бардаке, навсегда ушли в океан и более-менее успешно там освоились. И, ясное дело, вскоре принялись за привычное дело: убийство, грабеж и иные достойные цивилизованного человека способы заработка и досуга. Земная твердь была забыта.
Справка: около 11 км – глубина Марианской впадины на дне Тихого океана.
Сказано по теме: «Суша - это миф! Но многие верят...». К/ф «Водный мир»
5. Legendary: The Box. Любопытство и прочие пороки
И все-таки олимпийские боги из античной мифологии – товарищи донельзя вредные. Это только в попкорновых блокбастерах Зевс благородно сверкает доспехами и смотрит в камеру интеллигентным взглядом Лиама Нисона. А канонический бог-громовержец в отместку за обретение людьми огня послал на Землю красотку-Пандору с той самой шкатулкой под мышкой, и ничем хорошим это не закончилось. По сюжету шутера Legendary, история повторяется в современных декорациях. На этот раз профессиональный вор Чарльз Декард проникает в центральный музей Нью-Йорка, чтобы выкрасть некий ценный предмет, как оказывается – шкатулку Пандоры. Кроме корысти, Чарльза обуревает болезненное любопытство, и добравшись до артефакта, он пытается вскрыть его. Чем и приводит в действие один из самых незаурядных сценариев апокалипсиса в играх. Улицы Города-Яблока тут же заполняются толпами озверевших мифических монстров, начиная с банальных оборотней, заканчивая гигантским големом, собранным из городского мусора. С таким азартом и упоением Нью-Йорк не разрушали уже давно. Особо удались разработчикам хищные грифоны, рвущие на куски знаменитые желтые такси. Видно, таксисты нагрешили больше других, и сколь бы не ушлый это был народ, против грифонов не попрешь и двойной счетчик не включишь.
Справка: в играх чаще других городских объектов Нью-Йорка страдает Статуя Свободы. Она разрушалась в серии Red Alert, в Crysis 2, Deus Ex, World in Conflict и в множестве других игр.
Сказано по теме: «Любопытство кошку сгубило». Народная поговорка, может быть адресована и Декарду, и Пандоре.
4. The Walking Dead: The Game. И человек страшнее зомби
Зомби, как известно, не страдают скромностью и умеренностью. Им всегда мало откушать парочкой обывателей, им подавай весь мир на обед. Апокалипсис, вызванный нашествием неупокоенных людоедов, обрушивается на игрока с завидной частотой: шаркающей походкой зомби прошлись по цивилизации в Deadlight, State of Decay, пробежались галопом в дилогии Left 4 Dead и набедокурили еще во многих проектах. Игровая версия комикса «Ходячие мертвецы» выгодно отличается тем, что игроделы на этот раз заставили пользователя действительно проникнуться мрачностью ситуации и ощутить весь масштаб трагедии. Достигнуто это было каким-то запредельным реализмом в прорисовке характеров выживших и в моделировании ситуаций. Конец Света и мертвецы здесь по сути лишь фон для тягостных приключений тела и души горстки уцелевших. Хотя фон весьма убедительный: человечество, столкнувшееся с непредвиденной и непонятной угрозой, переламливается и агонизирует быстро и неотвратимо, привычный уклад жизни исчезает пустынным миражом а все гаранты стабильности оказываются бессильны. При таком раскладе у выживших наружу выползает темная сущность и, вдобавок к зомби, себе подобных начинают уничтожать банды, скороспелые фашистские организации и обезумевшие маньяки. К сожалению, такой прогноз весьма правдоподобен, и на то, что оставшиеся в живых дружно станут строить коммунизм, надежд мало.
Справка: 94 – рейтинг игры в версии для PS3 на Metacritic.
Сказано по теме: «Ты убил эту... штуку?» – «Я не знаю...». Обычный диалог героев игры, комикса и телесериала «Ходячие мертвецы».
3. Darksiders: Wrath of War. Интриги небесного масштаба
Несмотря на некоторую схожесть с сюжетом игры Роупера про Лондон, в Darksiders все обернулось для человечества куда печальнее. По британской столице в Hellgate хотя бы ездят броневики с выжившими тамплиерами, а в слэшере от студии Vigil Games от рода людского остались только воспоминания. Все дело в том, что в метеоритах, дождем выпавших на Землю, крылись не только кровожадные демоны, но и благородные ангелы! И когда эти две группировки начали выяснять отношения прямо посреди городов, стало понятно, что шансов у человечества нет. А тут еще посреди хаоса появился Всадник Апокалипсиса по имени Война, окончательно известив о Конце Света. Войну, как оказалось, подставили по-крупному, и через сто лет после печальной завязки ему под управлением игрока предстоит вернуться в некогда людской мир, чтобы докопаться до правды. Разработчики демонстрируют при этом добросовестный подход к делу изведения под корень всех людей поголовно: поселения разрушены, местами даже превращены в пустыню, никаких вам выживших группировок и прочих глупостей, повсюду признаки демонических новостроек, целые острова вырванной «с мясом» земной почвы парят в небесах. И, естественно, новые поселенцы. В основном с рогами.
Справка: еще трех Всадников не хватило в игре для соблюдения всех правил Апокалипсиса.
Сказано по теме: «Узрите Гнев Божий!». Падшие ангелы из фильма «Догма» объявляют о начале резни.
2. Серия Fallout. Прямое предупреждение
Война сопровождает человечество с нулевой отметки людской истории. Драки за обладание просторными и уютными пещерами сменились более масштабными делами, вроде вытеснения и полного уничтожения соседних племен. Дальше пошло по накатанной, и на сегодня история войн насчитывает тысячи жутких страниц. Создатели культовой серии ролевых игр Fallout наглядно показали, к чему может привести страсть к убийству себе подобных и заложенное, возможно, на генном уровне стремление к самоуничтожению. Очень убедительно, не скупясь на мрачные краски, они продемонстрировали мир, переживший глобальную ядерную войну. После массированного обмена ядерными ударами, в котором приняли участие США и Китай, наша планета стала малопригодной для жизни, и остатки человечества серьезно переосмыслили моральные ценности, поставив на первое место выживание любым способом. Буйство радиации, нехватка ресурсов, полное обесценивание жизни отдельно взятого человека и прочие радости встречали вышедшего из подземного убежища игрока. И как ни печально это признавать, подобный сценарий – самый реалистичный из представленных в десятке. Читатели, проведшие школьные годы при Союзе, помнят совсем не забавные учебные тревоги на случай ядерной атаки и страшные рассказы учителей о нацеленных на нас из-за океана ядерных ракетах. Лидерам крупных держав было бы полезно сыграть в Fallout. Для просветления мыслей.
Справка: октябрь 1962 года едва не стал последним месяцем в истории человеческой цивилизации. Именно тогда в результате Карибского кризиса США и СССР вплотную подошли к ядерной войне.
Сказано по теме: «Я не знаю, каким оружием будет вестись третья мировая война, но четвертая будет вестись палками и камнями». Альберт Эйнштейн
1. Mass Effect. Любая разумная жизнь, вся и сразу
И быть бы Fallout на первом месте сегодняшней десятки, но мы решили отодвинуть в сторону пессимизм в угоду масштабу. Великолепные RPG от студии BioWare всегда отличались впечатляющим размахом. А в трилогии Mass Effect канадцы прыгнули выше головы, поставив под угрозу уничтожения всех разумных существ во вселенной далекого будущего. По легенде игры каждые 50000 лет из самых дальних и темных глубин космоса появляется непостижимая и безжалостная раса Жнецов. Без объяснений и переговоров они уничтожают всю, абсолютно всю разумную жизнь в галактике и убираются восвояси. Чтобы вернуться к следующей Жатве. Органическую жизнь по своей сути они считают просто случайной мутацией. В итоге выясняется, что таким радикальным методом эта биомеханическая раса следит за своеобразным общественным порядком и гарантирует развитие разума в Галактике по привычному, удобному для них сценарию. Вот только разумным существам от этого ни разу не легче. Учитывая ту кропотливую работу, которую проделала команда BioWare, создавая мир Mass Effect, населяя его множеством рас, наполняя планетами, историями и яркими живыми персонажами, за эту Галактику действительно хочется бороться. Жнецы многочисленны, они почти неуязвимы, их мораль за пределами понимания. Они – в некотором роде отсылка к самому Великому и Ужасному Ктулху. Они – как неотвратимая судьба, неизбежный злой Рок. Тем интереснее им противостоять. Апокалипсис в исполнении Жнецов – Апокалипсис в квадрате.
Справка: мощный графический движок Frostbite 3 (используется в Battlefield 4 и NFS: Rivals) ляжет в основу продолжения Mass Effect.
Сказано по теме: «Мы для них – как урожай! Они позволяют нашим цивилизациям развиваться, а потом уничтожают их!». До членов команды капитана Шепарда доходит очевидное.
Алексей Корсаков