Киберпанк от Эндрю Никкола (In Time, Anon)

Posted by AlexS on июля 13, 2020 - 21:08

Новозеландский режиссер Эндрю Никкол – большой специалист по части антиутопий: из семи полнометражных фильмов, снятых им к настоящему времени, четыре являются именно антиутопическими картинами. Сейчас нас не интересуют ни биопанковская «Гаттака», ни молодежная фантастика «Гостья». А вот фильмы «Анон» и «Время», снятые на стыке антиутопии и киберпанка – это именно то, что нам нужно.

Время

Каждый из этих фильмов рисует далекое будущее, одновременно и похожее, и непохожее на наш мир. Картина «Время» (2011) - история об обществе геномодифицированных людей. Люди в этом мире не стареют, когда достигают возраста 25-ти лет. Однако за вероятное бессмертие приходится платить временем. Каждый имеет часы, встроенные в руку с самого раннего возраста. Эти часы отсчитывают то время, которое осталось до смерти. И время – это местная валюта, за которую можно купить почти все – машину, дом, еду, одежду, даже чашка кофе стоит минуту жизни. Организовано все по аналогии с банковскими карточками – человек подносит руку с часами к специальному сканеру, который списывает у него нужное время. Временем также можно обмениваться или дарить его, просто взяв за руку другого человека. Неиспользованное же время хранится в специальных капсулах, иногда даже в банковских ячейках. На времени и построена вся система этого общества, согласно которой беднякам приходится постоянно работать, чтобы к вечеру иметь в запасе хотя бы завтрашний день. В то время как богачи имеют в своем распоряжении столетия и даже тысячелетия жизни, просто в покер проигрывая целые века. А на страже закона и порядка в этом обществе стоят безликие Стражи Времени, готовые умереть ради своей миссии. Так продолжается до тех пор, пока один богач не отдает в старом, обшарпанном доме все свое время, а это очень много столетий, простому парню Уиллу Саласу (Джастин Тимберлейк). И это провоцирует цепь событий, которые приводят к разрушительным последствиям для всего общества геномодифицированных людей…

40-миллионное «Время» выглядит как дорогой боевик. На главных ролях – Джастин Тимберлейк, Аманда Сайфред и Киллиан Мерфи, мощно отыгравший одного из главных злодеев, достаточно много драк, погонь, автопогонь и стрельбы. Но воспринимается картина именно как боевик, в котором фантастика только для антуража. Да, все носятся с временем, которого вечно в обрез и ощущается, что смерть ходит по пятам, а жизнь исчезает с каждой секундой – но это только прием, чтобы обострить сюжет и сделать его более увлекательным. От киберпанка же здесь только сами многочисленные устройства, связанные со временем, диковинные машины (скорее всего, на электродвигателях) и основа общества, система с жадными корпорациями и свободолюбивыми бедняками, с технологическим прогрессом, который приводит к моральному падению. Тем не менее, как развлекательный киберпанк на один раз «Время» вполне имеет право на жизнь.

Время

«Анон» (2018) - уже не боевик, а детективный триллер, и киберпанка тут намного больше, чем во «Времени». На сей Эндрю Никкол рисует общество тотального надзора, выросшее из современного интернета. В этом мире все, что видит человек, сразу же фиксируется и записывается бдительной Системой на специальный чип, находящийся прямо в голове у каждого человека. В этом есть и свои плюсы, ведь Система делится полученной информацией со всеми, так что дополненная реальность теперь прямо в голове. Человек идет по улице – и над головой каждого встречного появляются буквы с именами и краткими биографиями. Перед развлекательными заведениями крутятся рекламные плакаты, естественно, не существующие в реальности, но прекрасно видимые всем вокруг. Иностранную речь прохожих для вас «налету» переводят субтитрами, возникающими мелким текстом перед глазами. Взглянув на витрину магазина, можно услышать в голове рекламу понравившегося товара, а если это одежда или аксессуар, вам тут же покажут, как это все будет выглядеть на вас. Записанными в вашу голову роликами можно делиться с друзьями, связь с которыми практически телепатическая – стоит только подумать о человеке, как ваш и его чипы соединяются по беспроводной связи, а его изображение появляется перед вашими глазами. Примерно таким же образом перед глазами запускается кино, а в ушах – музыка. Очень занятный и очень «приземленный» киберпанк, до которого мы вполне можем когда-нибудь дожить.

И вот в этом мире тотального контроля появляется некий аноним. Кто-то, кто способен удаленно взламывать чипы, показывать людям их воспоминания или странные видео, а иногда и убивать их, находясь при этом вне поля зрения. Изловить этого хакера поручено крутому и усталому детективу (Клайв Оуэн), у которого имеются собственные скелеты в шкафу.

Анон

Жирный плюс «Анон» заслуживает за очень интересно показанное общество, одновременно и напоминающее стандартный киберпанк с хакерами и компьютерными сетями в головах, и очень непохожее на него. Потому что в «Аноне» вы не найдете ни бесконечного дождя, ни имплантов, в изобилии вставляемых в человеческое тело (само собой, кроме вышеописанных чипов), ни фриков, охотящихся за андроидами на замусоренных улицах, ни всесильных корпораций, выжимающих из людей все деньги до последнего цента. Нет, общество выглядит практически как наш современный мир, пусть и мрачноватый, но не более мрачный, чем обычный полицейский триллер. Так что если хотите посмотреть на необычный, предельно реалистичный, но все же стопроцентный киберпанк, вдохновленный современными технологиями – тогда «Анон» вам отлично подойдет. Лишним козырем будут отличные актеры на главных ролях, уже упомянутый Клайв Оуэн и все та же Аманда Сайфред, сыгравшая и во «Времени». Наконец, и сам фильм сделан вполне качественно и стильно, пусть он не выглядит очень дорогим, но $20-миллионный бюджет спецэффекты «Анона» полностью оправдывают.

Яндекс.Метрика