Автомобильный киберпанк (Death Race 2050, The Car: Road to Revenge)

Posted by AlexS on сентября 14, 2020 - 00:22

По странному совпадению два малобюджетных киберпанковских фильма, которые вышли на закате десятилетия, оказались посвящены автомобильной тематике. Более того, обе эти картины являются продолжениями старых, классических кинолент.

«Смертельные гонки 2050», конечно, наиболее известны – это прямой сиквел фильма «Смертельные гонки 2000» режиссера Пола Бартела и продюсера Роджера Кормана, вышедшего на экраны в 1975 году. Картина, главные роли в которой исполнили Дэвид Кэррадайн и Сильвестр Сталлоне,  сегодня считается культовой классикой жанра «грайндхаус». Именно «Смертельные гонки» послужили главным источником вдохновения для создания игровой серии Carmageddon, где, как и в фильме-первоисточнике, поощрялось убийство пешеходов, а также серии Twisted Metal, посвященной битвам автомобилей. В 2008 году стартовала и серия обновленных боевиков «Смертельная гонка». Позиционируется серия как ремейк «Смертельных гонок 2000», однако с оригинальным фильмом у нее мало общего, только общая идея о гонках на выживание и некоторые персонажи, взятые из оригинальной картины. Пока перезапущенная «Смертельная гонка» насчитывает собственно ремейк с Джейсоном Стейтемом в главной роли и три сиквела, выходившие сразу на DVD. И, наконец, в 2017-м году на экраны выходят «Смертельные гонки 2050» - картина, срежиссированная Гилбертом Джоном и спродюсированная Роджером Корманом. Этот фильм позиционируется как первый официальный сиквел оригинальных «Смертельных гонок 2000».

Смертельные гонки 2050

Но, на самом деле, для сиквела у «версии 2050» очень мало оригинальных идей. По сути, все, что может предложить вторая часть – обновленный сюжет первой. Снова в соревновании участвуют несколько гонщиков, каждый со своим ником и запоминающимся имиджем. Большинство героев новые, но символ серии, гонщик Франкенштейн, на месте (на сей раз его играет Ману Беннетт, известный по роли Дефстроука из сериала «Стрела»), а партия его вечного соперника Пулеметчика Джо из оригинального фильма теперь отошла самовлюбленному гонщику Перфектусу. Снова даются очки за убийства прохожих. И снова мы видим антиутопические США, которые теперь являются Соединенными Штатами Корпораций. Правда, если оригинальная картина была чистейшей антиутопией, то создатели «Смертельных гонок 2050» взяли за основу жанр киберпанка.

И жанр в том, что касается технической стороны, вполне хорошо выдержан. Повсюду голограммы, механические протезы конечностей, есть машина, полностью управляемая искусственным интеллектом, есть и летающие дроны, доступные, кажется, абсолютно любому человеку. Вместе с тем, в «Смертельных гонках 2050» киберпанк совершенно непривычный, совсем не такой, каким он показан в, например, вышеописанной «Виртуальной революции». Здешний киберпанк вышел за пределы больших городов в сельскую местность (как-никак, гонка проходит практически по всей территории СШК), добавились протяженные открытые пространства. Да и привычной мрачной атмосферы вы тут не найдете. Наоборот, картинка яркая, солнечная и жизнерадостная, а большинство персонажей переполнены весельем, которое граничит с идиотией.

Смертельные гонки 2050

Совершенно неспособные удивить зрителей, знакомых с предыдущими «Смертельными гонками», Роджер Корман и компания делают то, что они делали всегда, начиная с 70-х годов – дают море трэша. В «Смертельных гонках 2050» огромное количество расчлененки, многие жертвы гонщиков сами радостно лезут под колеса. При этом спецэффекты достаточно бедные и очень дешевые, как и сам фильм. Разумеется, ребенку такое кино не покажешь, но взрослого человека все здешнее насилие нисколько напугать не способно. Впрочем, мы вполне допускаем, что такой цели и не ставилось, Роджеру Корману скорее хотелось передать дух оригинала, который также был тем еще трэшем. Здесь осудить нельзя – дух оригинала передать получилось великолепно. Другой вопрос, насколько это вообще нужно современному зрителю.

Возвращаясь к теме нашей ретроспективы, отметим, что как киберпанк «Смертельные гонки 2050» номинально можно рассматривать, но совершенно не нужно. Да, здесь есть абсурдный мир будущего, есть торжество технологий при общей деградации морали, и, разумеется, есть власть корпораций над обывателями – как-никак, именно корпорации стоят за садистским телешоу «Смертельные гонки». Но элементы киберпанка выражены в фильме совсем не явно, и если вы ищете именно киберпанк – сегодня можно найти множество гораздо более качественных фильмов в этом поджанре. Смотреть же «Смертельные гонки 2050» можно посоветовать скорее тем, кто хочет узнать, как выглядит современный грайндхаус – вот они получат именно то, что ищут.

Автомобиль: Дорога мести

Гораздо лучше «Смертельных гонок 2050» получилась кинокартина «Автомобиль: Дорога мести»(2019). Эта лента является сиквелом хоррора «Автомобиль» 1977-го года выпуска. Особенностью оригинала была первая машина-убийца в истории кинематографа, появившаяся на свет задолго до того, как Стивен Кинг выпустил гораздо более известный роман «Кристина», по которому впоследствии был снят столь же известный фильм. Интересно, что сиквел «Автомобиль: Дорога мести» выпустило то самое подразделение Universal 1440, которое занималось и «Смертельными гонками 2050», а также множеством других малоизвестных сиквелов к популярным фильмам прошлого. То есть, у Universal уже имеется свой карманный вариант Asylum. Более того, «Дорогу мести» снял тот же самый Гилберт Джон, который поставил «версию 2050» «Смертельных гонок».

Оригинальный «Автомобиль» был классическим хоррором, но создатели его сиквела почему-то ударились в киберпанк. Вообще, у второй и первой частей общего нет ничего, кроме названия и основной идеи о безжалостном мстителе-автомобиле. Действие сиквела разворачивается в мрачном будущем, которое в чем-то отличается от нашего современного мира, а в чем-то – нет. К примеру, металлические протезы рук, или сверла, вставляемые в пальцы, здесь уже в ходу, а на порогах увеселительных заведений посетителей завлекают рекламы-голограммы. В то же время, андроидов не видно, летающих машин тоже нет, да и поглотившего все время и внимание людей продвинутого варианта виртуальной реальности не наблюдается.

Автомобиль: Дорога мести

Номинально центральным героем является честный окружной прокурор Джеймс Кэддок, который однажды переходит дорогу уличным бандам. В результате в лучших традициях фильма «Ворон» к нему домой однажды вламывается команда фриков, которые зверски убивают служителя закона, выбросив его из окна небоскреба на стоящий на улице прокурорский автомобиль. Все это происходит в самом начале картины, буквально в первые 15 минут. Далее, опять же в традициях «Ворона», или недавнего «Апгрейда», Кэддок возвращается к жизни в образе безжалостного неуязвимого мстителя. Вот только он уже не человек – душа Джеймса вселяется в его машину. И черный автомобиль по одному начинает выслеживать и карать тех, кто виновен в смерти прокурора. Собственно, этому и посвящена вся «Дорога мести».

Если создатели «Смертельных гонок 2050» ориентировались на грайндхаус 70-х годов, то команда фильма «Автомобиль: Дорога мести» избрала в качестве источника вдохновения фильмы 80-х. Соответственно, теперь у нас уже стилистика не дешевых кинотеатров, а видеохитов категории «Б». Поэтому и киберпанк в этом фильме такой, каким его представляли киноделы 80-х годов. Точнее, речь даже об элементах киберпанка, которые играют серьезную роль в фильме – почти все негодяи, за которыми охотится одержимый автомобиль, обладают какими-либо металлическими протезами, улучшающими их тела. Однако все эти улучшения помогают им в борьбе с обычными людьми, свидетелями и полицейскими, тогда как сверхъестественному авто даже импланты особенно навредить не в состоянии. Помимо высокотехнологичных протезов, можно отметить и довольно мрачную атмосферу фильма – большая часть действия разворачивается в темное время суток, что также привычно для киберпанка.

Автомобиль: Дорога мести

И еще одна особенность – как и в «Смертельных гонках 2050», в фильме «Автомобиль: Дорога мести» довольно много «мяса». Но спецэффекты в последней картине гораздо лучше, потому и насилие выглядит не трэшевым и ненатуральным, а намного более реалистичным, как, собственно, и было в фильмах 80-х, славившихся отличными практическими эффектами. И временами «Автомобиль: Дорога мести» действительно способен напугать зрителя, эта картина все же близка к жанру хоррора, каковым был и оригинальный «Автомобиль». Вместе с тем, здесь хватает и бодрого экшена, особенно во второй половине фильма, где взбесившемуся авто, как и в «Вороне», противостоят уже не только главные негодяи, но и десятки поддерживающих их миньонов с автоматическим оружием.

Что же до общего качества картины, то оно явно выше, чем у последней «Смертельной гонки». Приятная картинка, неплохие актеры, занятный, пусть и давно избитый сюжет, колоритные фрики-злодеи – все это несомненные плюсы «Автомобиля 2». Однако этих плюсов все равно недостаточно, чтобы вывести эту ленту в категорию по-настоящему культового кино.

Опять-таки, поклонникам киберпанка можно порекомендовать эту картину лишь в том случае, если вам хочется посмотреть крепкое малобюджетное кино в стиле фантастической видео-классики 80-х годов, и при этом все хиты того времени вы уже видели. Фантастика есть, дух фильмов того времени передан отлично, и если вы не имеете ничего против примеси хоррора – тогда вряд ли этот фильм вас разочарует. Но вот если нужен классический киберпанк с детально проработанным фантастическим миром – тогда, скорее всего, «Дорога мести» вам не подойдет.

Яндекс.Метрика