Обзор XENUS: Точка Кипения
Жанр: Action/RPG
Разработчик: Deep Shadows
Издатель: Atari
Издатель в СНГ: Руссобит-М
Количество дисков в оригинальной версии: 1DVD или 4 CD
Похожие игры: Deus Ex, Deus Ex: Invisible War, STALKER
Минимальные системные требования: Athlon 1.8 GHz (или эквивалентный по производительности Pentium), GeForce3 64 Mb, 512 Mb RAM
Рекомендуемые системные требования: PIV 2.8 GHz (или эквивалентный AMD), GeForce5900Ultra (или эквивалентный Radeon уровня 9800 XT), 1024Mb RAM Дата выхода локализованной версии: уже в продаже
Позвольте представить вам наш сегодняшний объект вожделений XENUS: Boiling Point от украинской компании Deep Shadows. Пожалуй, вряд ли можно причислить XENUS к когорте самых ожидаемых проектов этого лета. К тому же мало кто вспомнил бы о его существовании, не появись он вообще. Уж очень скрытно и недружелюбно вели себя разработчики на пару с зарубежным издателем по отношению к игрокам все эти три с половиной года. Информации о проекте проходила исключительно на ознакомительном уровне: на сайте игры пылились пару невоодушевляющих скриншотов, горсть информации лишь отчасти приподнимала плотную завесу тайны и это в то суровое время, когда остальные украинские блокбастеры были у всех ну слуху.
Впрочем, все это вполне закономерно: зарубежный издатель игры Atari заблаговременно наложил на проект обет молчания, ссылаясь на исключительную оригинальность и нестандартную концепцию самой игры. Нежелание раскрывать все карты раньше намеченного срока — ход довольно стандартный, правда, как скажутся подобного рода уловки на конечном "продукте", тогда могли догадываться лишь не многие. Но вот пробил час икс: после нескольких сдвигов даты релиза, смены названия (на западе игра вышла, как Boiling Point Road to Hell), XENUS лег на прилавки магазинов. Незаметно так, тихо, без лишней шумихи...
Коробка с игрой обязывала явно к чему-то большему, да и причастие "Точки Кипения" к нестандартному жанру Action/RPG подразумевало под собой нечто чересчур острое и увлекающее. Казалось, вот оно счастье, такое близкое и доступное, — та игра, которая сможет на все сто процентов увлечь за собой, поможет скоротать дни в ожидании STALKER'а, тем более что по жанровой принадлежности эти два монстра могли бы запросто стать в один ряд. Однако все вышло куда более прозаично — XENUS получился до боли противоречивой игрой. С массой возможностей, интересным миром и... не доведенным до ума движком с огромным количеством всевозможных багов, хромающим кое-где геймплеем и просто отвратительным исполнением некоторых игровых аспектов. Через некоторое время форумы игры буквально плавились от язвительных отзывов ошарашенных игроков — невиданная доселе требовательность к системным ресурсам просто обращала в шок. Более того, клятвенные обещания разработчиков поправить все случившиеся с игрой недоразумения в самое ближайшее время так и остались обещаниями, а вышедшие патчи лишь разжигали огонь презрения к проекту. Пожалуй, это первый случай, когда официальная "заплатка" требовала еще и ворох исправлений к себе любимой, не гарантировав при этом решения ключевых проблем. И все же, отойдя от поверхностных высказываний, перейдем к конкретному изложению фактов. Тем более что и положительных моментов в XENUS' е определенно хватает.
Действие игры разворачивается в Колумбии образца 2005 года. В стране все так же продолжает бушевать огонь анархии, официальные структуры давно погрязли в коррупции, а "ствол" здесь можно приобрести так же беспрепятственно, как и майку с изображением известного "Че". Правда нарушает всю эту "идиллию" одно обстоятельство — именно здесь произошло таинственное похищение дочери главного героя Сола Майерса. Быстренько достигнув апогея своего отцовства, бывший боец иностранного легиона и просто примерный папаша Сол отправляется прямиком в самую гущу событий для проведения своего собственного расследования о пропажи родного чада. Такая ненавязчивая и в то же время интригующая завязка дает толчок к началу основного и, как покажет время, самого продолжительного в игре действа — внедрения игрока в непредсказуемый мир здешней Колумбии, живущий и действующий нераздельно, постоянно поддерживающий ощущение того, что ты внутри его.
Дело в том, что в XENUS'е просто нет такого понятия, как уровень. Вся игра — это одно огромное пространство протяженностью в 625 кв. км, виртуальный мир, живущий в полном real-time'e, если хотите, но именно такой, каким он и должен быть в идеале (забава GTA не в счет). Попав в него, просто не ощущаешь скованности в действиях и намерениях: все, от обычного общения с местными жителями до головокружительных перестрелок на самолете, доступно здесь в полной мере. Сначала даже и не знаешь, за что взяться, — выполнять сюжетный квест или же подзаработать деньжат на собственный особняк в целях дальнейшей экономии на гостиничных апартаментах. Впрочем, чуть позже понимаешь, что все в этом мире происходит не зря и не просто так. Колумбия, как государство с ярко выраженной политической нестабильностью, по идее разработчиков, просто обязана находиться в поле зрения сразу нескольких фракций — группировок, сражающихся за территорию и власть внутри страны. Прибывая в Пуэрто-Сомбра (один из местных городков), перед игроком сразу встает нелегкий выбор — с кем пойти сотрудничать, под какими знаменами сражаться, ведь на кону стоит жизнь любимой дочери, а без сторонней поддержки местных группировок достичь поставленной цели практически невозможно. Последних в игре аж целых шесть: официалы (военные структуры), партизаны, ЦРУ'шники, наркомафия, бандиты и индейцы. Вступление в одну из них происходит просто — достаточно найти место ее дислокации на карте и начать выполнять предлагаемые вам задания. А вот уже непосредственно сам выбор "родной" фракции положен на совесть играющего и его личных пристрастий. Хотите стрелять наркоборонов и попутно сеять в головы несознательных граждан плоды "демократии" — пожалуйста, военные структуры всегда рады новобранцам. Вам по душе бескомпромиссная борьба за светлое социалистическое будущее и искоренение из общества лжи нечистых на руку военных — не беда, партизанские лидеры сразу распознают в вас нового борца за справедливость. Вы человек без принципов и ярый анархист? Тогда извольте запачкать руки кровью — другого способа легкой наживы бандиты и наркомафия не приемлют. Шпионы всегда найдут подходящую вакансию у агентов ЦРУ, ну а люди глубокой морали и сознания смогут рассчитывать на поддержку со стороны чудаковатых индейцев. Вот такая несложная концепция поджидает нашего Альтер эго на начальном этапе "благоустройства". Дальнейшие события и действия игрока в мире XENUS'а обяжут к заметно большему. В целях достойного существования придется одновременно работать сразу на несколько фракций, попутно страдая от лютой ненависти к вам остальных. Сохранять нейтралитет в данной ситуации весьма проблематично, так как получаемые от своих "боссов" задания почти всегда нацелены на ухудшение взаимоотношений с противоборствующими группировками. Выпадают разве что из этого списка не упомянутые мной "мирные жители", с которыми, как мне кажется, не составит особого труда жить в мире и согласии, но при одном лишь условии — зазря не тратить на них патроны, иначе бессмысленная стрельба превратится в сущий ад, когда последние будут открывать по вам такой же ничем не мотивированный огонь. Впрочем, никто не отменял и развитую систему взяток на улучшение так называемого respect'a. За кругленькую сумму с вами согласятся сотрудничать даже самые заклятые враги, а потерявшее к вам доверие жители местных "мегаполисов" скажут огромное спасибо за пожертвование, безвозмездно внесенное в ближайшей сберкассе.
XENUS начинает удивлять уже с самых первых моментов. "Пугающая" нелинейность прет буквально изо всех сторон, а разнообразие предоставленных квестов (как сюжетных, так и сторонних) приятно удивляет. Игрока кидают то в небо, то на воду, в одной из миссий придется даже сесть "за баранку" миниатюрного комплекса противовоздушной обороны. И это не говоря уже о том, что выполнение одной и той же задачи в "Точке Кипения" может достигаться самыми различными средствами: от применения грубой силы на каждом встречном NPC до бесшумного и скрытного проникновения в тыл противника с проведением последующей диверсионной деятельности. В крайнем случае, можно вообще никого не убивать, а зарабатывать на жизнь более мирным путем. Например, заниматься извозом различных грузов, грабить проходящих мимо людишек или же охотиться в местных джунглях на меха редких животных, которые потом можно продать за немалые для себя барыши. Благо, развитая система диалогов всегда располагает к конструктивному и полному разговору на интересующую вас тему.
Помимо упомянутых уже самолетов и моторных лодок, нашлось в игре место и обширному автопарку наземных средств передвижения. Машины все так же можно купить/продать, кое-где даже украсть. Правда, это не всегда удачное занятие, так как последние (угнанные) имеют досадную привычку дематериализоваться прямо у вас на глазах Все автомобили выполнены лишь с небольшим намеком на реально существующие. Однако и их игровые названия вполне адоптируемы. Король бездорожья "Хантер" явно косит под всем известный Хамер, кроха "Бета-Джульета" на пару с "Жигало" вызывают явственные ассоциации с продукцией российского автопрома, "Жигули", ну а говорящее уже само за себя "Запара" — явно "Запорожец". В качестве своеобразного бонуса разработчики приготовили даже несколько единиц гусеничной техники и миниатюрную подлодку.
Есть в XENUS'e еще одна значимая особенность — довольно "взрослый" для шутера подобного рода RPG-элемент. И исчисляется он не только возможностью улучшать/ухудшать взаимоотношения с фракциями, вести развернутое общение с любым проходящим мимо персонажем или затевать "аукцион" на куплю/продажу какого-нибудь предмета. Главной его особенностью является наличие всех ролевых характеристик с последующей их прокачкой, усовершенствованием и приобретением дополнительных навыков. Основных скилов всего десять: сила, сонливость, умение торговаться, телосложение, владение холодным оружием, огнестрельным, перечислять все до конца не буду. Лишь упомяну, что прокачка их происходит по давно накатанной схеме, то бишь "от большего": чем больше используем какой-либо из вышеперечисленных навыков, тем более значимый имеем прирост опыта в нем. Далее становится понятным и присутствие в игре побочных предметов, таких как алкоголя, наркотиков, медпрепаратов и различных стабилизаторов. Все они тем или иным образом влияют на самочувствие нашего героя, его привыкание и зависимость от них. В крайнем случае, если уж сильно захочется, то можно будет вырастить чуть ли не настоящего наркомана и алкоголика в одном лице, не дня не могущего прожить без "дозы" и рюмки текилы. Правда, такие перспективы, наверное, больше пугают, посему можно дать еще один полезный совет — вовремя и регулярно укладывать спать нашего подопечного в покоях местных гостиничных номеров. В противном же случае выносливость Сола будет просто никудышной, и лишь одна шальная пуля сможет нанести ощутимый для него урон.
Подобное разнообразие всевозможных вариантов первое время просто ошарашивает. Руки не знают, за что ухватиться, а ноги просто не могут устоять на месте — настолько все увлекает и манит к себе. Однако со временем приходит понимание того, что XENUS отнюдь не идеальная игра. Недоделанная и недодуманная, моментами вводящая в глубочайшее состояние гнева. Запустив ее в первый раз, даже и не думаешь о многогранности и глубине окружающего мира — вам просто не дают это сделать. Откуда не возьмись, на изображении появляются различные "артефакты", каждый раз пугающие своим изобилием, тупой AI материализует персов прямо у вас на глазах, которые буквально тонут в глубине мутных текстур. Крысы, снующие из угла в угол, предпочитают передвигаться по воздуху, а рыбы плавают по самому берегу. Управление техникой, в частности автомобилями, не выдерживает никакой критики. Машина постоянно не слушается управления: виртуальная педаль газа и тормоза самым неадекватным образом реагирует на наши команды, заставляя сбрасывать скорость в ближайшем кювете. А ведь расстояния в XENUS далеко не малых размеров и обойтись в таких условиях без "железного коня" проблематично. Раздражает и отсутствие действительно толковых апгрейдов для оружия. Разработчики, видимо, усмотрели вопиющую ненадобность в прицеле для СВД и глушителе для пистолета, зато "бесшумных" и "со смещенным центром тяжести" патронов в игре хоть отбавляй. И это только вершина айсберга. Если захотеть, то придраться можно практически ко всему. Однако что тогда останется от самой игры? От ее атмосферы и оригинального мира? Того, что восхвалялось большую часть этого рассказа? Мой вам совет: просто поиграйте в XENUS, стараясь при этом не придавать особого внимания всем перечисленным минусам и недостаткам. Процент того, что игра действительно придется вам по вкусу, все-таки очень и очень велик.
Оценка: 7
Вывод: Сначала Xenus шокирует, потом — приятно удивляет, затем, шокирует и удивляет одновременно, оставляя при этом игрока в полной растерянности от случившегося. Немыслимый калейдоскоп событий просто не дает времени на раздумья, а безумный мир Колумбии безоговорочно затягивает в свои сети. И все же будь авторы проекта внимательней к отдельным его моментам, "Точка Кипения" получила бы куда высший бал, однако многочисленные глюки не дадут сыграть с удовольствием.
Magot