Обзор Apocalipsis: Harry at The End of The World

Posted by Anuriel on мая 6, 2018 - 23:52

Жанр: квест, головоломка.

Разработчик: Punch Punk Games.

Издатели: Klabater, WhisperGames.

Платформа: ПК.

Похожие игры: Tormentum: Dark Sorrow, Machinarium.

Минимальные системные требования: Win 7 SP 1, Core 2 Duo 2,66 ГГц, 2 ГБ ОЗУ, GeForce 8600GT или Radeon HD 3850, 2 ГБ на жестком диске.

Рекомендуемые: Win 7 64, Core i3 3,1 ГГц, 4 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 550 Ti или Radeon HD 5850.

Что чаще всего приходит на ум, когда речь заходит о Средних веках? Замок и монастырь как центры культурно-хозяйственной жизни, «Молот ведьм», религиозное брожение, ждущее Реформации, тотальная цеховая организация городского общежития, феодальная раздробленность, когда «таможня на таможне», а династии ведут нескончаемые войны за право объединить земли под своим гербом. В любом случае, Средние века для нас — это та инаковость, к образу которой мыслители современности, размышляя о кризисе цивилизации, часто обращаются как к маркеру. Средние века вполне можно брать за отправную точку, и не суть важно, что она может быть отправной точкой, например, конца. Чьего-то личного Апокалипсиса.

Обзор Apocalipsis: Harry at The End of The World

Сумерки Средневековья

Ради поисков своей пропавшей возлюбленной Зулу молодой человек Гарри готов отправиться хоть на край света. Где в самом начале игры и оказывается: нас просто ставят перед фактом, не отвечая ни на какие «что», «когда», «где именно» — конкретика не существенна. Важно одно то, что край мира, около двух десятков полотен которого Гарри предстоит посетить, решая по ходу дела немудреные квестовые задачки, очень похож на Европу Позднего Средневековья, в котором воплотился вдобавок ряд метафор из пророческой книги Иоанна Богослова Откровение. Сюжет банален, подается обрывочно: через воспоминания Гарри при его переходе с одного полотна-локации на другое, и, в принципе, в чем-то даже угадывается наперед. В самом деле, какая участь может ожидать привлекательную, излишне романтичную юную особу в эпоху, когда было принято изнурять свою плоть и не думать о «мирских соблазнах»? Догадаться нетрудно.

Главная особенность игры — ее визуальный стиль, из-за чего, собственно, локации и предпочтительнее определять как художественные полотна — хотя бы из уважения к труду дизайнеров, которые, по их словам, вдохновлялись Гольбейном, Дюрером, Босхом. Получилось скорее эклектично, зачастую сумбурно, в духе фантазий современного человека на тему «Как выглядит лаборатория алхимика». Но те же переосмысления библейских чудищ или исторических реалий, вроде мора, определенно заслуживают похвалы. Как и общий резковатый стиль рисовки, отлично сочетающийся со стилизацией под ксилографию. Вот только сам Гарри обликом вышел похож скорее на какого-нибудь сборщика маиса с изображений майя (!), но, не исключено, это просто лишний раз подчеркивает, что на этом краю мира (вне времени?) Гарри — инородное тело. Что до его ужимок, которые в квестах обыкновенно сопровождают наши неверные или просто тупиковые действия, то они, претендуя чуть ли не на молитвы Господу и вообще выражение крайнего душевного смятения, ничего, кроме раздражения, не вызывают. Как и его периодические покашливания, служащие то ли толстой аллегорией на тяготы жизни, то ли банальным напоминанием о себе.

Обзор Apocalipsis: Harry at The End of The World

«Скорбящая матерь»

Тенденция последних лет, которой не избежали и самые классические point-and-click квесты, — отказ от беготни между локациями и сдвиг к принципу «тематических уровней». В ту же канву логично вписывается и увеличение числа мини-игр, более-менее органично вплетаемых в сам процесс решения задачек.

Как уже было сказано, в игре чуть больше двадцати локаций-полотен, многие из которых оформлены в соответствии с тем или иным стереотипом, связанным со Средневековьем. Застенок, где томятся пытаемые еретики, разоренная мором деревушка, осажденный в междоусобной войне город, корабль дураков. Почти что все задачки связаны как раз с сюжетом конкретной картины. Никаких откровений для мало-мальски знакомых с жанром нет: определить правильные символы, пострелять в соответствии с обнаруженными координатами, соорудить простейший механизм, сыграть мелодию, добыть ингредиенты для, скажем, выпечки хлеба. От мини-игр и головоломок ожидать чего-то особенного также не приходится: пятнашки, мозаика, водопровод — всё в соответствующей игровой стилистике, но всё это, опять-таки, уже видено и не один раз. Хватает и ненужной возни: одни и те же действия с одними и теми же предметами выполнять приходится по несколько раз, расставляя несколько свечей или кормя рыбой апокалиптическое чудище. Встречаются и аркадные моменты: пробежать, например, по городской стене, стараясь при этом не угодить под пушечный обстрел.

Обзор Apocalipsis: Harry at The End of The WorldНесмотря на все это, нельзя однозначно утверждать, что игра внимания не заслуживает или будет интересна только заядлым поклонникам жанра. Да, нового и оригинального в ней в части геймплея нет ничего, но зато и классика исполнена на уровне, без каких-либо намеков на алогичность. Вдобавок не успевает надоесть: игра короткая, даже как-то слишком. Ну а то, что решать, что тут к чему и куда подобранную вещь пристроить, приходится в окружении «железных дев» и орга́на из костей, среди скелетов в сутанах и тощих коров — плюс несомненный. Атмосфера не то чтобы пугает – да такой цели перед собой разработчики, по всей вероятности, и не ставили – но делает прохождение психологически, что ли, неуютным от осознания того, насколько забитым во времена оны был человек. И музыка по-хорошему «чумная»: для неспешной прогулки по «темному» миру — самое оно.

А еще радует, что ради получения всех достижений, равно как и ради альтернативной концовки, не нужно проходить всю игру заново. Достаточно лишь открыть местную карту, выбрать необходимое полотно и сделать то, что не получилось в предыдущий раз. Собрать все лютики-цветочки и пройти аркадные мини-игры без гибели, в частности. Если, конечно, остался интерес. Сохранения в игре, кстати, исключительно автоматические — в начале каждого уровня. Учитывая их миниатюрные размеры, большего и не надо.

Обзор Apocalipsis: Harry at The End of The World

Пляска смерти

Важное для понимания Средневековья слово macabre, как следует из изысканий культурологов, не может быть адекватно переведено ни на русский, ни на другие славянские языки. Установившийся уже давно перевод La Danse Macabre — Пляска Смерти — покрывает едва ли треть всех смыслов этого выражения, упуская как раз самое главное. Фокус (и ужас) этого сочетания ведь не в том, что пляшет Смерть, а в том, что пляшет неотличимый от нее твой собственный мертвый, но связанный с тобой пока еще живым, двойник. Не осознавая этого момента, мы не можем до озноба прочувствовать и то, мягко говоря, кошмарное впечатление, которое картины уже упоминавшихся средневековых мастеров производили на тогдашнего зрителя. Punch Punk Games — студия польская, и, возможно, для по-настоящему берущей за живое фантасмагории на средневековую тематику разработчикам как раз не хватило западноевропейской аутентичной традиции. Может, у каких-нибудь голландцев получилось бы не в пример лучше. Не знаю.

Потому что ощущения после игры — как от суши из супермаркета: вроде бы и похоже, а все равно не то. Полторы аллюзии на христианскую эсхатологию, пародия (невольная, конечно) на «Сошествие во ад» в конце игры и гигантский осьминог (и только? почему не Левиафан?) из морских баек, хронологически в ту эпоху зарождавшихся, — это не совсем то, чего ждешь от игры, обещающей смелое переосмысление библейских образов на фоне личного Апокалипсиса. Которым по факту всё и ограничилось: благородный Гарри рвет жилы, чтобы спасти свою даму, которая, как водится, совсем не без греха.

Обзор Apocalipsis: Harry at The End of The WorldМелодрама? Откровенно говоря, уж лучше бы геймплей серьезно подкачал, но при этом сама атмосфера игры не выезжала исключительно на визуальной части с ее слегка болезненными и гротескными картинами, вдоль галереи которых, с попадающим в настроение музыкальным сопровождением, было просто интересно пройтись. И только.

Радости:

  • Визуальный стиль
  • Музыка
  • Понятные и логичные задачки

Гадости:

  • Совсем уж малая продолжительность
  • Большинство задачек и головоломок — стандартнее некуда.
  • Вместо предполагавшихся метафор, аллюзий и скрытых смыслов — пшик.

Оценка: 6,5

Вывод:

Классический для нашего времени квест с простенькими задачками, пытающийся удивить тем, чего в нем нет. Фантик интересного и, надо отдать должное, до конца выдержанного визуального решения прилагается. Вот только та же сверхбюджетная Tormentum: Dark Sorrow в Гигер-стилистике и то впечатление производила куда как большее.

U$D

Головоломка, квест Обзор №216
Упоминаемые игры и серии: 

Перепечатка материалов разрешается только с указанием индексируемой ссылки на первоисточник.

Наши самые актуальные статьи вы найдете в журнале "Виртуальные радости".