Подписаться на журнал "Виртуальные радости" в Беларуси, России, Украине

Чтобы первым читать самые свежие рецензии и много бонусных статей о компьютерных играх. Подробности по ссылкам:

Сайт Ulej.by

Сайт Belpressa.by

Обзор Age of Empires III

Posted by AlexS on ноября 30, 2005 - 00:00

Жанр: RTS
Разработчик: Ensemble Studios
Издатель: Microsoft Game Studios
Количество дисков в оригинальной версии: 1 DVD
Похожесть: Age of Empires II, Rise of Nations, Empire Earth
Системные требования: Pentium III-1.4 GHz, 256 Mb RAM, 64 Mb 3D Video Card with support for hardware transformation and lighting, Sound Blaster Compatible Sound Card, 2 Gb Hard Disc Space

Age of Empires IIIСоздавать новые части великих игровых сериалов — очень и очень непростая задача, выполнить которую под силу отнюдь не каждому разработчику. Сериал Age of Empires — не исключение в ряду себе подобных, ведь его первые части сразу же завоевывали сердца поклонников, разя их наповал выверенностью и четкостью заложенных идей, отличным балансом и удачным сочетанием лучших моментов жанра стратегий реального времени.

Но вот настал час появления третьей игры в серии. А значит, пришла пора и мне отвлечься от праздного времяпровождения за компьютером и рассказать вам о том, что же нас ждет после выхода AoE III, и удалось ли Ensemble Studios поддержать высокие традиции своих предшественниц.

Уже самое начало игры подтверждает, что отныне внешней составляющей стратегий выделяется гораздо больше времени и внимания, чем ранее. Для доказательства сего факта достаточно взглянуть на вступительный видеоролик к игре, показывающий моменты открытия и покорения Нового Света. А ведь дальше будет еще круче — в дело вступит сама игра вместе со своим графическим движком. Надо отметить, что большинство тех моментов, которые нам были обещаны в многочисленных анонсах проекта, реализованы. Графика действительно хороша — деревья раскачиваются, вода (как ей и положено) переливается и колышется, по земле пробегают тени от пролетающих в небе птиц. Но еще красивее все становится с приходом на земли Америки человека и вмешательством его в естественные процессы. Карта покрывается многочисленными зданиями, между торговыми постами перемещаются тележки с грузом (а впоследствии даже прокладывается железная дорога с бегающим по ней составом). Дальше начинается война: армии с шумом обмениваются выстрелами, пушки посылают ядра во врага, и вот начинается штыковая атака, после которой выживают немногие. Ядра пушек не только убивают подвернувшихся врагов, но и способны отражаться от крепких стен, откалывать куски зданий, катиться по полю боя.

К сожалению, графический движок AoE III не избежал недостатков и огрехов. Так, солдаты периодически проходят через деревянные стены. Стрелки почему-то способны поражать противника огнем, находясь за стенами (я бы еще поверил, если бы это касалось только лучников, стреляющих навесом, но та же ситуация с арбалетчиками заставляет задуматься). Поезд, который перемещается по торговым путям, может выезжать прямо из моря (или туда же скрываться). Впрочем, столь явные недостатки видны достаточно редко — большую часть времени не на что жаловаться.

Age of Empires IIIНо довольно описывать то, о чем скажет один маленький скриншот. Давайте лучше углубимся в пучины размышлений и бренности жития человеческого, то бишь, о развитии цивилизации, войнах и всем с этим связанным. Если действие первых двух частей AoE было в основном сосредоточено на европейских и азиатских "разборках", то третья решила представить нам "для развлечений" новые неизведанные пространства — Северную и Южную Америки. Континенты поделены на условные регионы, каждый из которых представлен отдельной картой для отыгрыша одиночных или мультиплейерных баталий. Само собой, все вышесказанное просто не могло не повлечь за собой изменения обстановки и геймплея. И уж на них-то мы остановимся как можно подробнее. Начать, пожалуй, стоит с экономики. Явная тенденция последнего времени — упрощение экономической модели в стратегических играх — не стала исключением и в AoE III: осталось три ресурса, вместо имевшихся четырех у предшественницы. Теперь крестьянам больше не придется напрягать спины перетаскиванием тяжеленных каменных блоков — камень больше не нужен для развития города (или, как его теперь называют, колонии). Остались только дерево, пища и монеты. Ну, с деревом все и так понятно — его добывают в лесах. Правда, упрощение пришло и сюда — таскать бревна крестьянам не приходится — ударил топором, и вот уже единичка ресурса приплюсовалась к вашей казне. Аналогичным образом дело обстоит и с иными продуктами — они моментально присоединяются к "закромам Родины". Пищу можно добыть охотой на диких животных, разведением домашнего скота, сбором ягод с кустов или занимаясь сельским хозяйством. Ну а самая интересная ситуация с деньгами — их можно получить не только от шахт, но и с плантаций, где работают крестьяне. Судя по всему, разведение денежных деревьев в Новом Свете было поставлено на промышленную основу — плантации приносят стабильно высокий доход.

Тем, кому недостаточно этих источников сырья, рекомендую построить рынок (чтобы обменивать одни ресурсы на другие). Правда, курс обычно не слишком выгоден, но чего не сделаешь ради развития. Есть и побочные источники получения ресурсов, например, их можно "добывать" на своих торговых постах, построенных на торговом пути, или же "качать" с фабрики (специальный тип зданий, который можно открыть впоследствии). А еще один тип напрямую связан с новой концепцией Метрополии (Home City), которая введена в последней игре серии. И вот этому моменту мы с вами уделим массу внимания, потому как он того заслуживает. В большинстве миссий кампании и в одиночной игре у вас будет доступ в Метрополию. Это город в Европе, который считается вашей Родиной и который постарается обеспечить вам максимально комфортное существование в Америке. Правда, вам для этого тоже придется "поработать над собой" и доказать свою состоятельность как губернатора колонии. Ведь количество кораблей снабжения, приходящих из Европы, напрямую зависит от успехов игрока. Отображаются эти успехи благодаря понятию, более приличествующему какой-нибудь RPG, — очкам опыта. Все ваши действия подвергаются суровому и беспристрастному суду машины, и за них может быть начислен опыт. Построили домик — получите немножко экспы, убили врага — вот еще чуток, победили всех противников — получите целый воз опыта. Соответственно, игрок, который будет быстрее всех строиться и успешнее воевать, получит максимальное количество поставок с Родины.

Age of Empires IIIПоставки же эти помогут нам и на войне, и в мирной жизни. Мы можем заказывать ресурсы, войска, повозки (разворачивающиеся в форты, башни, прочие здания), вызывать воздушные шары, исследующие территорию, получать улучшения, удешевляющие стоимость зданий или делающие наших солдат мощнее. Честно говоря, пересказать все просто невозможно — настолько богат арсенал карт, которые можно положить себе в колоду. Да-да, здесь, подобно тому, как это бывает в настольных карточных играх, присутствует такое понятие, как "колода". Метрополия со временем растет в уровнях, и с каждым новым уровнем предлагает вам выбрать ту или иную карту, дающую какое-нибудь преимущество. На первых уровнях развития города не стоит беспокоиться стратегией развития колоды, потому как число карт будет меньше двадцати (ровно столько вы можете взять с собой на миссию). Но потом, когда вариантов станет много, придется задумываться, что оставить в обойме, а от чего отказаться. Впрочем, сформировать стратегию развития для каждой нации (а всего их — восемь штук) не так уж и сложно — главное, учитывать свои преимущества и "затачивать" колоду под них, и тогда все будет путем. Только помните — большинство поставок в течение игры можно получить лишь один раз (хотя порой и подворачивается случай сделать это вторично).

Еще один интересный момент, связанный с Метрополией, — возможность менять облик родного города. Поднимая его на новые уровни, мы получаем очки, которые можно потратить на всяческие красивости. Изначальный город пуст и уныл, зато при умелой расцветке игроков способен превратиться в настоящую "конфетку": пара-тройка пушек и статуй там, патриотические флаги на окнах здесь, музыканты и прогуливающиеся дамы где-нибудь еще, фонари, расставленные по улицам, — в общем, чем-то напоминает не то The Sims, не то и вовсе SimCity. Жаль только, что все и сразу поменять по собственному желанию не получится, с другой стороны, у игроков появляется дополнительный стимул к успешной игре, ведь только так они получат доступ к новым улучшениям, красивостям и прочему.

Всего в игре восемь наций, у каждой из которых Метрополия выглядит по-своему. Да и карты в колоде родного города несколько отличаются (хотя и не настолько кардинально, как могло бы быть). Есть у наций и другие различия. К примеру, русские (да-да, вы не ослышались, они здесь есть) тренируют пехоту и поселенцев небольшими группами, но и стоимость у групп, разумеется, выше, чем у одиночек. Турки (а вот эти тут как оказались?) постоянно получают бесплатных поселенцев. Ну а немцам (которые тоже неясно каким образом пролезли в Новый Свет) с каждой "посылкой из дому" приходит бесплатный улан (жаль, что только один). Плюс к тому у каждой стороны есть юниты, которые выглядят сильнее своих аналогов. К примеру, у испанцев к ним относятся мечники, пикинеры и конные копейщики. А у русских — гренадеры и конные лучники.

Война в AoE III не слишком отличается от прочих RTS схожего типа. Разве что юниты научились самостоятельно группироваться в отряды, располагая кавалерию впереди, пехоту в середке, а артиллерию сзади. Основной минус этого — отряд бросается в атаку со скоростью самого медленного юнита (можете представить себе, как "быстро" бежит армия, в которой есть мортиры). В целом же нам предстоит все то же самое, что и ранее — ухитриться построить армию мощнее, чем у противника, произвести разведку местности, после чего ударить в одном или нескольких местах, чтобы разгромить не ожидающего такой подлости врага. Правда, Америка вносит свои коррективы — на картах обычно есть деревни местного населения, с которым (после постройки на землях индейцев торговых постов) можно заключить союзный договор и нанимать храбрых краснокожих себе в отряд. Нельзя сказать, что они так уж мощны, но на первое время вполне сойдут как войско (впрочем, есть и исключения, которые применяются едва ли не до самого конца игры). Тем же, кто не желает отвлекаться на постройку масс войск, можно порекомендовать пользоваться поставками из Метрополии — существует огромное количество карт, поставляющих войска. Да и переход из эпохи в эпоху (фактически эр здесь пять, хотя настройки игры и утверждают, что их чуть больше) может дать вам дополнительные войска. При переходе нам предлагают выбор между двумя вариантами, и тут уж главное не прогадать. Что лучше — два поселенца или четыре коровы? Нам больше надо полтора десятка стрельцов или пять опричников? Эти вопросы могут стать определяющими в партии (особенно на высоких сложностях), так что не пренебрегайте раздумьями над их решением.

Age of Empires IIIЧто касается системы апгрейдов, то здесь ничего нового не появилось. Разве что есть возможность через использование "посылок из дому" или индейских технологий (исследуемых в деревнях местного населения) чуток подправить стоимость зданий или исследований в нужную сторону. В остальном все, как обычно. Зато приятным моментом стал процесс исследования территории. Ранее некоторые этим пренебрегали, считая, что врага можно и потом обнаружить. Теперь так делать не стоит хотя бы потому, что по карте разбросаны места с сокровищами, под которыми понимаются очки опыта, залежи ресурсов, бесплатные воины и прочая и прочая. В самом начале нам выдают исследователя, которому и предстоит сражаться с охранниками этих сокровищ, а потом добывать их. Умелое использование этого бородатого дядьки способно сильно поправить ваше экономическое положение в дебюте партии (что может оказаться фатальным для противника). Так что отвлекитесь на пару минут от увлекательнейшего процесса наблюдения за рубкой деревьев и направьте недрогнувшей рукой поселенца на следующую разбившуюся повозку или к дереву с засевшим на нем воином, спасающимся от медведей.

Играть можно либо в кампанию (из трех немаленьких актов), либо в одиночную игру, или же проводить мультиплейерные партии. Кампания начинается на Мальте, осаждаемой турецкими войсками, ну а закончится она в Новом Свете, попутно не только напомнив нам вехи его истории, но и проведя через разнообразные события, нигде в учебниках не отмеченные и даже в чем-то мистические (вроде поисков Фонтана Юности). Ну а в одиночных играх геймерам предстоит выбрать себе нацию и заботиться о процветании и развитии ее Метрополии. Правда, вариаций одиночной игры слишком мало — или развитие "с нуля", или же война с самого начала из-за больших запасов ресурсов у каждого участника.

Звуковое сопровождение мне понравилось. Музыка обычно соответствует текущему моменту и отражает нынешнее состояние дел на поле. Звуки очень хороши — особенно приятно слышать, как разрушаются построенные противником здания, даже слышно, как бьются стекла. А особая благодарность разработчикам выносится за то, что все юниты говорят на родных языках. Так что, послав русского крестьянина добывать лес, вы услышите столь знакомое слово "дровосек". Правда, легкий акцент все равно заметен — воины и поселенцы говорят на уровне человека, который долгое время прожил вдали от русскоязычного пространства, но раньше русский знал отлично.

Мне нетрудно предсказать вашу реакцию на все вышесказанное — она просто обязана быть положительной. AoE III получилась отличной игрой. Прекрасная кампания с проработанным сюжетом в трех частях, нововведения в геймплее, давшие игрокам стимул к игре на просторах Америки не только "ради интереса", но и для развития своего города, восемь разных наций (схожих в общем, но сильно различающихся в частностях, и не только внешним видом), хорошая графика — этого более, чем достаточно. Ну а отдельные недочеты (вроде нехватки определенных кнопок, облегчающих жизнь в любой RTS, проблем с перемещением отрядов и прочего) можно и обойти вниманием. Не может же все и всегда быть гениальным — идеальные игры встречаются только в сказках да в воображении некоторых излишне ретивых и прикипевших к любимому жанру журналистов. Засим позвольте вас покинуть, потому, как я уже чувствую новые диски, буквально сей момент поступающие в продажу...

Оценка: 8.
Вне всякого сомнения, Age of Empires III — достойное продолжение своих предков. Она заслужила массу хвалебных отзывов в свой адрес и, верится мне, заслужит еще больше, пусть даже не все в ней идеально. Любители RTS, не пропустите!

Morgul Angmarsky

RTS Обзор № 71 Age of Empires, Age of Empires III