Взгляд на PlayStation VR спустя год после релиза
В октябре 2016 года на прилавки упала PlayStation VR. В июне 2017-ого Sony объявила, что продажи гарнитуры виртуальной реальности перевалили за миллионную отметку. Игры для нее продолжают исправно выходить. Кроме того, к выпуску готовится новая модель шлема. Выдержав приличный срок, «ВР» рассказывает о впечатлениях от PlayStation VR, проектах для нее и смысле существования PlayStation 4 Pro.
Много проводов, но шлем удобен в использовании
Вы хотели кусочек будущего, а получили устройство прямиком из фантастических фильмов 90-х, для питания которого нужен миллион проводов – так характеризуется PlayStation VR, если приукрасить картину. Шнуров здесь тьма. Аккуратную разводку сделать можно, но что-нибудь обязательно будет торчать на виду. И вот почему. Шлем подключается к процессорному блоку, в свою очередь он – к PlayStation 4 по USB и HDMI, к телевизору по HDMI и к блоку питания, для которого надо искать место в розетке. И не забывайте про камеру и наушники. Первое – обязательно, второе – на свое усмотрение. Разобраться в сплетениях кабелей просто: они пронумерованы и инструкция на месте.
Инженеры PlayStation VR сделали устройство комфортным в использовании. Кнопка сзади позволяет двигать головную дужку, а шестеренка, расположившаяся неподалеку, помогает ее затянуть, чтобы шлем не шатался и не сдавливал голову. Экран также подвижен, поэтому, если вы носите очки, то все равно сможете играть. Внизу, скорее всего, будет зазор, но это не критично. К сожалению, линзы устройства постоянно запотевают, из-за чего их чуть ли не каждый час следует протирать, иначе вы рискуете утонуть в моушн блюре. Грязнятся и резинки, прилегающие к носу – снова лишние телодвижения.
О реакциях на виртуальную реальность
На виртуальную реальность люди реагируют по-разному: кто-то чувствует себя хорошо, а кто-то через пять минут бежит в уборную. Исход предугадать невозможно, поэтому пробовать нужно самому. У меня никогда не было проблем с вестибулярным аппаратом, и в своих силах я был уверен, хоть и наслушался советов вроде «делай паузы каждые пятнадцать минут» и «на всякий случай пусть в комнате кроме тебя будет кто-то еще». Благополучно их проигнорировав, я намотал в Resident Evil 7: Biohazard около шести часов, сделав две паузы «на поесть», после чего отправился в Until Dawn: Rush of Blood. Ни головокружений, ни тошноты не было. Но на следующий день, проспав часа четыре, я на VR смотреть не мог. Погружение требует сил, коих у меня не осталось, и вряд ли подобное развлечение зайдет после тяжелого трудового дня. Но то лишь один пример. При мне к устройству прикоснулись еще двое человек. Один после 15-минутного сеанса уехал кататься на велосипеде – полет нормальный. Другому практически сразу стало нехорошо – игра противопоказана полностью.
Что касается страха, то здесь снова все индивидуально. Бытует мнение, что виртуальная реальность способна напугать тех, кто хорроры проходит с каменным лицом. У людей же, выключающих компьютер/приставку при появлении вдалеке странного силуэта, VR способна вызвать сердечный приступ. За вторую группу говорить не стану, ибо с выжившими не встречался. Сам причисляю себя к первой и с чистой совестью заявляю: вранье. Если ужастики вас не пугают, то виртуальная реальность ничем не поможет. Мозг воздвигает стену и постоянно нашептывает: «Это не по-настоящему, можно в любой момент выключить игру». После Resident Evil 7 еще могли быть были сомнения: она пройдена на старте четыре раза, там уже нечего бояться. Но Until Dawn: Rush of Blood я ранее не щупал и результат был тот же, а от скримеров хотелось смеяться: уж больно по расписанию они выпрыгивали.
Купить или взять напрокат?
Главный вопрос, тревожащий сотни людей – оно того стоит? Сейчас за комплект PlayStation VR просят около 800 рублей, и это без учета камеры, мувов и пачки тематических дисков. Безусловно, дорого. Можно купить приставку текущего поколения, а то и две, если не ворочать нос от барахолки. В то же время предложение Sony остается самым выгодным на рынке. С тем же HTC Vive вообще космос по доступности выходит. После игры в шлеме вы превращаетесь из прагматика в человека, готового кидать деньги в монитор. Виртуальная реальность – уникальный опыт, который и сравнить-то не с чем. Но потом вы смотрите на библиотеку игр и начинаете собирать разбросанные ранее купюры.
Дело в том, что Resident Evil 7: Biohazard – одна из немногих полноценных игр под PlayStation VR. Она относительно длинная, там разнообразный геймплей, опрятная графика и много чего еще. В основном же нам предлагают посредственные вещи, заканчивающиеся через час-два и не вызывающие желание к ним возвращаться. Именно скудный выбор игр и стал для меня ключевым фактором в вопросе приобретения шлема от Sony. Будь здесь хотя бы пять проектов уровня хоррора Capcom, я бы сказал, что ценник оправдан. На данный момент считаю иначе. Возможно, в будущем все изменится. В Ace Combat 7: Skies Unknown будут VR-миссии. Авторы Until Dawn корпеют над The Inpatient. Да и в недавней Gran Turismo Sport есть специальный режим под виртуальную реальность. Гонки один на один – явно не то, чего ждали поклонники серии, но отчаявшиеся могут обратить внимание на Driveclub VR. Superhot уже поддерживает шлем от Sony. С грядущими DOOM и The Elder Scrolls V: Skyrim для VR выходит приличная коллекция. Главное, чтобы работу провели качественно.
Сейчас идеальным вариантом будет взять устройство напрокат. В областных центрах это распространенная практика. Как раз проверите, как вы переносите VR, и обсудите с внутренним прагматиком целесообразность покупки. Не факт, что наши мнения совпадут.
VR на примере Resident Evil 7: Biohazard
Наверняка вы слышали, что Resident Evil 7: Biohazard на телевизоре и в шлеме виртуальной реальности – две разные игры. Истории правдивы, но им не хватает деталей, о которых стоит поговорить, чтобы лучше понять технологию.
Resident Evil 7: Biohazard в виртуальной реальностью удивляет буквально с главного меню. Вы поворачиваете голову назад и видите кровать. Оглядываетесь вправо – а там проход, в дальнем конце которого стоит холодильник и стол. Оказывается, Итан сидит в трейлере, находящемся посреди двора владений безумной семьи Бэйкеров, о чем вы, скорее всего, ранее не догадывались.
Отметив про себя классную деталь, вы начинаете приключение и сталкиваетесь с первой проблемой: за роликами приходится наблюдать со стороны. Представьте, что вы пришли в пустой кинотеатр и сели в первом ряду. Свет погас, чипсами никто не хрустит – изумительно, но вас будто выдергивают из виртуального мира насильственным путем, что малоприятно. Вдобавок из-за поворотов головы изображение любит застывать в разных точках, поэтому его приходится время от времени центровать специальной кнопкой. Благо заставок в игре штуки три на весь хронометраж.
Когда Итан встречает свою возлюбленную, в нее будто вселяется бес. Женщина набрасывается на героя с ножом, швыряет в разные стороны и отрубает ему руку бензопилой. К сожалению, подобные кинематографичные сцены регулярно прерываются уходом в черный экран. В темноте Итан успевает, например, подняться с пола. В таких условиях бывает трудно сосредоточиться на происходящем. Меж тем на телевизоре идет полная анимация без потерь. Всю дорогу я предвкушал встречу с финальным боссом, однако в шлеме битва выглядит посредственно.
Но хватит о плохом. Светлых моментов здесь намного больше. Изучать окружение в VR доставляет неимоверное удовольствие. Любопытство вознаграждается – разработчики запрятали в потайных местах кучу полезных предметов. Вдобавок со шлемом можно реалистично отыгрывать жертву: тихонько заглядывать за угол, в надежде не увидеть там Джека с лопатой, или в панике мотать головой в разные стороны, когда тот все-таки вас замечает.
Рано или поздно вам придется давать отпор врагам, и тут Resident Evil 7: Biohazard в VR расцветает на полную. Прицел оружия скачет в зависимости от положения головы, посему лепить хэдшоты выходит эффективнее, да и вовлеченность в процесс становится больше. Сражаться с плесневиками так интересно, что даже финальные забеги на корабле и в шахтах, ранее обескураживавшие своим унынием, вызывают приятные эмоции. Боссы – отдельная тема. В битве с Маргаритой нужно следить за полом, стенами и потолком одновременно: она может атаковать откуда угодно. После победы начинаешь думать, что в VR возможна масса уникальных геймплейных ситуаций.
Во что поиграть: Robinson: The Journey
Если вы мечтали побродить по джунглям в компании динозавров и робота, подозрительно смахивающего на Уитли из Portal 2, то Robinson: The Journey обязательна к ознакомлению. История начинается спустя год после того, как космический корабль, собравшийся покорять дивные новые миры, разваливается на части, а на ближайшую таинственную планету приземляется капсула с молодым героем по имени Робин. За прошедшее время он успел обустроить дом, посадить сад и завести Ти-рекса. И, видимо от скуки, Робин решает все-таки выяснить причины катастрофы.
Над Robinson трудилась Crytek, в своих творениях делающая упор на графику. Здешняя картинка не стала исключением. Она сочная и живая. Бродить по локациям, где обитают гигантские динозавры, увлекательно до самого финала, наступающего спустя четыре часа. Герой заполняет энциклопедию путем сканирования зверья, перемещает предметы, валяющиеся под ногами, иногда восстанавливает электроцепи и играет в стелс. Гвоздь программы – скалолазание. Заниматься им приходится часто, напрягая шею, так как руки героя перемещаются взглядом. Но едва ли это станет причиной отказаться от возможности ощутить себя героем фильма «Парк Юрского периода».
Во что поиграть: Farpoint
Героя Farpoint засасывает в огромную светящуюся дыру в космосе, после чего он приходит в себя на пустынной планете, где начинает искать ученых. Впрочем, сюжетом здесь особо не балуют. Просканированные голограммы выживших кормят персонажа бесполезными сведениями, а финал, наступающий часов через пять, выветривается из памяти после выключения консоли. Farpoint о другом. Она про маленьких и не очень жуков, требующих порции свинца. Стрелять в игре можно с геймпада, но это не так интересно и атмосферно, как взять в руки Aim Controller и по-настоящему вжиться в роль космического десантника. Устройство напоминает бутафорское ружье и повышает точность прицеливания. По мере прохождения оно превращается в пулемет, дробовик и так далее.
Кроме насекомых герой во второй половине приключения сталкивается с роботами, которые и укрытия использовать умеют, и с фланга заходить любят. После одиночной кампании можно зарабатывать очки в испытаниях на время или отбиваться от волн врагов в кооперативных миссиях. Развлечения специфические, но, по крайней мере, диск Farpoint еще покрутится в приводе, отбивая средства за бандл с Aim Controller.
Во что поиграть: Battlezone
Рожденные в 90-х дети зависали в «Танчиках», то есть Battle City, пока блок питания от Dendy не превращался в раскаленную сковородку, за что можно было получить от родителей. Спустя почти 30 лет уже взрослые люди, с ностальгией вспоминающие ту эпоху, покупают шлем виртуальной реальности вместе с Battlezone и становятся непосредственными участниками боевых действий, хоть и орла за кирпичной стеной тут нет. Параллель не совсем корректная, поскольку игра является перезапуском классической аркады 80-х от Atari, но развитие интерактивных развлечений за столь короткий срок поистине ошеломляет.
Battlezone помещает вас в кабину танка с мигающими датчиками и заставляет творить огненный беспредел в мире, напоминающем «Трон». «Полигональная» графика, обилие эффектов, яркие цвета – стилистически картинка восхитительна. Необычное музыкальное оформление здорово сочетается с происходящим на экране. В одиночном режиме Battlezone нужно отбиваться от волн врагов, сопровождать конвой от точки А до Б и все в таком духе. Несмотря на разнообразное оружие и способности, геймплей нельзя назвать тактическим. Мультиплеер глубины не добавляет, но для радости хватает и хаоса.
Во что поиграть: RIGS: Mechanized Combat League
Перед своим закрытием Guerrilla Cambridge, сделавшая Killzone: Mercenary для PlayStation Vita, успела завершить проект для тех, кто неровно дышит к роботам. Действие RIGS: Mechanized Combat League происходит в недалеком будущем, где принято заниматься различными видами спорта, пилотируя стальную машину. Здесь представлено три режима. Первый похож на стандартный Team Deathmatch. С двумя другими все интереснее. В «баскетбольном» Power Slam требуется не только уничтожать соперников, но и собирать сферы, раскиданные по округе. Таким образом герой входит в состояние Overdrive, в котором должен нырнуть в кольцо посреди карты. В свою очередь Endzone – чистейший американский футбол. Команды пытаются завладеть голографическим мячом и добежать вместе с ним до определенной точки. Экзоскелеты делятся на классы, коих тут четыре штуки, и подвергаются модифицированию.
RIGS: Mechanized Combat League настолько основательно подходит к процессу обучения, что создается впечатление, будто некоторые VR-проекты за это время заканчиваются. Одиночный режим присутствует скорее для галочки. Основной источник адреналина – мультиплеер.
Зачем существует PlayStation 4 Pro
Анонс PlayStation 4 Pro вызывал скорее негативную реакцию, чем положительные возгласы. Владельцы стандартной консоли начали планировать ее продажу, чтобы, докинув несколько сотен рублей, купить новое железо, и в то же время не до конца понимали, зачем им это надо. Дополнительные красоты в Horizon Zero Dawn, стабильные 30 FPS в The Last Guardian при разрешении 1080p – приятно, но мало. «Буст мод», позволяющий выцепить в некоторых играх 1-2 дополнительных кадра – несерьезно. «Нечестные» 4K – для многих неактуально. В настоящее время патч с поддержкой PlayStation 4 Pro получает мало проектов. Вдобавок есть экземпляры, которые дополнительные терафлопсы исцелить не способны. Например, NieR: Automata со своими фризами. Так для чего на самом деле создавалась «Pro»? Для виртуальной реальности.
Ради повышения производительности разработчики используют специальную технику рендеринга, при которой изображение в центре поля зрения отрисовывается в полном качестве, а ближе к периферии размывается. В Robinson: The Journey на PlayStation 4 Pro края дисплея не избавлены от блюра, но по сравнению со стандартной консолью изображение выигрывает в четкости. Вдобавок здесь увеличена дальность прорисовки. Картинка в Battlezone на PlayStation 4 Pro также выглядит чище. Плюс улучшено динамическое освещение в кабине. Resident Evil 7: Biohazard – одна из самых красивых игр под PlayStation VR, но на стандартной консоли праздник портит излишняя «пикселизация» и «лесинки», тогда как на PlayStation 4 Pro проблемы не сильно бросаются в глаза. Мощная консоль облагораживает и другие проекты, включая RIGS: Mechanized Combat League и Farpoint.
На бумаге кажется, что изменения в играх для PlayStation 4 Pro не такие значимые. Но технология виртуальной реальности сырая, и пусть картинка внутри шлема не отбрасывает на пару поколений назад, она все равно оставляет желать лучшего. Позже колоссальный эффект присутствия, когда кажется, что протянешь руку и дотронешься до вон той рыбки, пройдет. Поэтому любые перемены в графике станут заметны, и для этого не нужно прыгать из одного шлема в другой. После того как вы увидели, на что способна PlayStation 4 Pro, соглашаться на меньшее уже не хочется. Если решитесь брать VR-гарнитуру от Sony, то и Pro-консоль лучше не игнорировать.
Вероятно, в параллельной вселенной на диске PlayStation VR Worlds написано о пяти технодемках, но в нашей реальности их обозвали играми. И если «Ограбление по-лондонски» еще может показаться забавной штукой, то все остальное вызывает приступ зевоты. Игрушечный музыкальный пистолет стрекочет убедительнее, чем весь арсенал Until Dawn: Rush of Blood. А Batman: Arkham VR пробегается за час. Играйте с умом и выбирайте только лучшее.
Александр Демидов
Комментарии
Спасибо за статью. Довольно информативно. Но vr уже купил, как и резидента.
Спасибо за статью, очень информативно.