Обзор Zanzarah: The Hidden Portal

Posted by AlexS on октября 31, 2002 - 00:00

Zanzarah: The Hidden Portal"Эх! Не разучились еще разработчики оригинальные проекты создавать!" — именно такую фразу можно было услышать от меня, просидевшего большую часть ночи в Zanzarah и отправляющегося поспать пару часиков перед началом нового трудового дня:). Да, камрады, игра действительно интересна, оригинальна, красива... Дюже как хороша, в общем. Перед ребятами из немецкого Funatics Development GmbH снимаю шляпу — потешили старика.

Что же в действительности за игра такая — Zanzarah? Какова ее жанровая принадлежность? Трудно сказать определенно. С одной стороны, мы видим нечто вроде 3D адвенчюры, однако это совсем не квест. С другой стороны, видим упрощенную стратегию. С третьей — элементы 3D шутера. Вот такая дикая, на первый взгляд, мешанина жанров и породила Zanzarah. "Дикая" — только на первый взгляд. На самом деле все жанры вписываются в игровой процесс весьма гармонично. Представьте себе старенький Magic: The Gathering от Microprose, сделайте мир трехмерным, вместо карт используйте фей с различными наборами заклятий, которые в дуэлях сражаются под вашим чутким руководством на трехмерной арене, — и вы получите приблизительное представление о Zanzarah.

Введение в фееводство
Сие "феерическое";) действо замечательно уместилось на одном диске (после инсталляции для игры диск не требуется), обладает достаточно быстрым и красивым движком с гибким набором графических настроек, что позволяет играть в Zanzarah даже на не самых быстрых машинах. Readme-шка честно сообщает, что игре хватит процессора с частотой 500 Mhz, 64 MB памяти, ~950 MB свободного пространства на винчестере и любого 3D-акселератора с 8 MB памяти на борту. Требования, согласитесь, в наше неспокойное время вполне "божеские".

Обзор Zanzarah: The Hidden Portal
После того, как вы собственноручно утвердите план настроек для запуска мультика, начинается Действо. Вернее, начнется оно с милейшей мелодии и простенькой заставки. А потом, там, в главном меню, будет такое, точнее, такая... Музыка. С большой буквы. Да, за такую музыку игре можно простить все, что угодно, — кроме шуток. Заглавная мелодия просто бесподобна, да и остальную музыку выключать крайне не рекомендуется. HMM4 со своими эпическими саундтреками отдыхает. Теплая, приятная, милая музыка Zanzarah сводит с ума. Но и игра ей под стать — вдоволь наслушавшись композиции в главном меню, смело выбираем New Game и попадаем в...

Мир Zanzarah
Правда, попадете вы туда не сразу.
Итак, в начале мы видим славный град Лондон и не менее славную девушку Эмми. Стоило ей только остаться дома одной, как что-то странное зашебуршало внизу, протопало по лестнице и исчезло, оставив на память о себе лишь маленький сундучок. В сундучке оказалась совсем даже не магическая граната замедленного действия, а всего-навсего руна, телепортирующая девушку в волшебный мир Zanzarah.

Обзор Zanzarah: The Hidden Portal
Первым на пути нам встречается гоблин Рафи (это он доставил сундук с руной в лондонский дом Эмми), который и вводит нас в курс дела. В ЗанзАре, как оказалось, в мире и согласии жили-поживали эльфы и гномы с гоблинами, а помогала и питала всех добрая магия фей, на которой и держался весь мир. Но пришли темные эльфы, злые странные существа, многие мирные феи "взбесились" и вообще все стало плохо — и, согласно древнему пророчеству, только "пришелец" может спасти мир. Разумеется, мир спасать в очередной раз придется именно вам — под вашим управлением Эмми, хрупкая рыжеволосая девушка, должна пройти все перипетии сюжета и победить Зло, как бы банально это ни звучало.
Замечаете, камрады, что в последнее время как-то уж слишком много в играх стало девушек — главных героинь? Syberia, Zanzarah, Heavy Metal F.A.K.K. 2, Starcraft: Ghost... Нет, я лично ничего не имею против — куда приятнее управлять миловидной барышней, нежели небритым грубым мужиком, но тенденция очень интересная. Только немного непонятно: то ли этими уловками разработчики хотят привлечь к игре мужчин, то ли, наоборот, угодить ярым феминисткам и всем остальным представительницам прекрасного пола? Ну да ладно, не в этом дело.

Обзор Zanzarah: The Hidden Portal
После мрачного Лондона (а в игре он действительно показан тусклым и скучным) в волшебной стране на героиню обрушиваются сотни ярких цветов. Солнышко светит, бабочки летают, травка зеленеет — благодать... Но покой нам только снится, и вместо того, чтобы просто отдохнуть на свежем воздухе, Эмми нужно разобраться, что же в этом мире все-таки происходит. Начинается игра.
Собственно, квестовой части в ней почти нет — разговоров немного, головоломок — тоже. Гуляем по огромной карте, выполняем задания, сражаемся... Сражения — вот второй, важный и интересный компонент игры. Сражаться Эмми не придется — за нее это будут делать верные феи.

Обзор Zanzarah: The Hidden Portal
Феи бывают разных стихий (и при этом каждая стихия имеет свои слабые и сильные стороны; в специальной табличке, вызываемой по F1, можно посмотреть, какая фея эффективнее для борьбы с данным конкретным типом маленьких летающих волшебниц) и могут использовать разные заклинания (в рамках своей стихии, разумеется). Каждая фея за удачный бой получает очки опыта и постепенно растет в уровне. Высокоуровневые феи могут использовать более мощные заклинания (вы покупаете их у специальных продавцов за местную валюту) и дольше летать, у них больше здоровья и маны... В общем, как обычно, — у кого уровень выше, тот и прав.
Как начинается дуэль? Все просто: если вы что-то не поделили с представителями местной магической фауны (например, вторглись в частные владения;), то ваши, а также вражеские феи переносятся на арену — и начинается "3D-шутер". Летаем (крылья со временем устают — долго держаться в воздухе не получится), стреляем заклинаниями, стараемся увернуться от заклинаний соперника. На накастовку спеллов идет мана (если она заканчивается, то для использования магии фея будет расходовать собственное здоровье, а это чревато). Запасы маны восстанавливаются либо при помощи NPC, либо старыми добрыми бутылочками. Другие зелья подлечат после боя потрепанных фей, а особый корень оживит погибших в неравном бою магических существ. Занятно, что фей можно селекционировать — высокоуровневые крылатые дамы могут стать настоящим оружием возмездия:).

Обзор Zanzarah: The Hidden Portal
Как известно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать или двести раз прочесть — поиграйте в игру часок, и сразу все поймете. Поначалу, быть может, будет немного непривычен игровой мир вообще, но через некоторое время вы обязательно проникнетесь замечательной атмосферой игры. Рассказывать об игровом процессе можно долго, но я, пожалуй, не стану раскрывать вам некоторые игровые моменты — неинтересно будет. Ну, а коли совсем где-нибудь застряли — пишите, постараюсь помочь. Теперь плавно перейдем к графике, звуку и всему остальному.

Графика, звук и все остальное
Графика очень хороша. Движок не страдает примитивизмом и достаточно быстр. У игры есть собственный особый стиль, какой-то шарм, что ли. Таких сногсшибательных эффектов и ландшафтов, как в Morrowind, не наблюдается, но Zanzarah замечательно обходится и без нарочитой разукрашенности и ненужных красивостей. И это есть хорошо.
О музыке я уже говорил, однако повторюсь — она великолепна. Давненько уже ничто из игровых мелодий так не ласкало слух. Озвучка тоже весьма грамотна — эльфы болбочут на своем языке, гоблины — на своем (правда, субтитры на обычном английском;), нету ложного пафоса, все произносится с правильной интонацией. Эмбиент сделан также на высочайшем уровне.

Обзор Zanzarah: The Hidden Portal
Теперь о геймплее — играть в Zanzarah очень интересно и приятно. Может, это из-за ее несомненной оригинальности, может из-за того, что игра делалась явно с душой и любовью... Не знаю. Но факт остается фактом. Пару слов о недостатках — более всего раздражает отсутствие любого, даже самого паршивого журнала ваших действий и непродуманная реализация карты. Вот, в принципе, и все недостатки.

Выводы
Несмотря на то, что игра очень хороша, она, увы, проходит незамеченной. Сделали отличную вещь, а толково "раскрутить" не смогли...;( Однако, думаю, что если вы купили Zanzarah, то вас эти вопросы мало волнуют;). 
Игра наверняка не разочарует искушенного геймера. Судите сами: оригинальная идея, превосходное исполнение, замечательная атмосфера, низкие системные требования... Чего еще желать?
Графика: [8/10] Звук: [9/10] Оригинальность: [9/10] Игровой интерес: [8/10] Общая: [8.5/10]
Вывод: отличная оригинальная игра от немецких разработчиков. Мои рекомендации.

Николай "Nickky" Щетько

ролевая игра Обзор № 34 Zanzarah: The Hidden Portal
Яндекс.Метрика