Обзор Yakuza: Like a Dragon

Жанр: JRPG.
Разработчик и издатель: Sega.
Платформы: PC, PlayStation 4, Xbox One, Xbox Series S/X.
Минимальные системные требования: Win 10 64, Core i5-3470 или FX-8350, 8 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 660 или Radeon HD 7870, 40 ГБ на жестком диске.
Рекомендуемые: Core i7-6700 или Ryzen 5 1400, GeForce GTX 1060 или Radeon RX 580, 60 ГБ на жестком диске.
Возрастной рейтинг: 17+.
Первая часть серии Yakuza вышла в далёком 2005 году на PlayStation 2. Идейно игра была духовной наследницей культовой Shenmue: игроки также изучали небольшой, но проработанный открытый мир, выполняли сюжетные задания, участвовали в различных побочных активностях, которые были представлены разнообразными мини-играми, и много сражались. Первая Yakuza заложила основы франшизы — классического приключенческого битэмапа в сеттинге криминального мира Японии — на долгие годы.
На протяжении шести номерных частей, а также множества спин-оффов эта формула не менялась. Так было до сих пор. Yakuza 6, вышедшая в Стране восходящего солнца в 2016 году, стала финальной главой в истории Кадзумы Кирю. В очередной части «Якудзы» нас ждал новый главный герой. Очевидно, разработчики решили, что лучшего времени, чтобы освежить популярную серию, нет, и фактически заново изобрели игру.
Ну, ладно… не совсем заново, но Yakuza 7, которая на западе потеряла цифру в названии и получила подзаголовок Like a Dragon, существенно меняет устоявшиеся правила. Но обо всём по порядку. И начнём мы, пожалуй, с сюжета — элемента игры, который почти не затронули изменения.
События Like a Dragon вращаются вокруг Итибана Касуга, нового протагониста серии. Он родился в нелегальном борделе, а его воспитанием занимался владелец этого увеселительного заведения и работающие в нём женщины. С детства Итибан обожал видеоигры, особенно серию Dragon Quest, и мечтал стать настоящим героем, которому суждено вершить добро и спасти мир. К сожалению, из-за определённых обстоятельств Итибан попал в якудзу, став бойцом в семье Аракава, входящей в состав клана Тодзё.
При этом, став частью якудзы, Итибан не перестал грезить о геройских поступках и в меру своих сил и возможностей старался помогать окружающим людям. Конечно, в этом плане Касуга чем-то похож на Кирю. Но если протагонист первых частей в большей степени опирался на некий кодекс чести, то новым главным героем в первую очередь движет своеобразное восприятие реальности, приправленное гипертрофированным чувством справедливости, из-за чего он периодически попадает в необычные и порой крайне неприятные ситуации.
Что же касается самой истории, то сценарий в Like a Dragon следует классическому для Yakuza формату – разделён на множество глав. Каждая глава рассказывает более-менее самодостаточную историю, при этом все главы вместе тоже образуют цельную связную историю.
Так, пролог Like a Dragon стартует в канун 2001 года, когда Итибан вместе со своим напарником занимается сбором долгов. Уже на следующий день становится известно, что один из офицеров семьи Аракава убил другого якудзу из клана Тодзё. Чтобы избежать огромных проблем, глава семьи просит героя взять вину на себя и отправиться в тюрьму на 15 лет. Итибан, фактически боготворящий своего босса, моментально соглашается и сдаётся полиции. С этого и начинаются приключения нашего протагониста, которые проведут Касугу по нескольким городам, познакомят со множеством интереснейших персонажей и сделают из него настоящего героя, которым Итибан всегда хотел стать.
Если подход к сюжету в Yakuza: Like a Dragon остался почти без изменений, то геймплей в новой «Якудзе» существенно отличается от прошлых игр серии. Так как Итибан большой фанат серии Dragon Quest, то его бурная фантазия превращает всё происходящее в классическую и достаточно хардкорную JRPG с партией героев, уровнями прокачки, системой профессий и пошаговой боёвкой.
Поскольку игрок воспринимает окружающий мир в Like a Dragon через призму главного героя, то стоит приготовиться к тому, что криминальная Япония обретёт лёгкий налёт фэнтезийности. Например, передвигающиеся по городу бандиты во время боя могут превратиться в невероятных противников, которые владеют необычным оружием, кастуют заклинания и даже способны призывать дракона.
В результате новая Yakuza действительно во многом похожа на игры серии Dragon Quest, особенно её последнюю часть Dragon Quest XI, пусть и со своей спецификой.
Например, сражения в Like a Dragon куда динамичнее, чем в большинстве JRPG с пошаговой боевой системой. Когда стартует очередная схватка, то ваша партия переносится на отдельный экран — по факту игроку просто ограничивают зону перемещения, а ваши бойцы начинают сражение на тех же местах, на которых были в момент столкновения с противниками. Затем герои и враги поочередно выполняют доступные им действия: атакуют, защищаются, применяют способности, используют предметы или призывают подмогу. За один ход герой может выполнить только одно действие. В зависимости от него персонажи начинают перемещаться по полю, что влияет на тактику уже в реальном времени. Так, если применить атаку по площади к противнику, который находится в центре толпы врагов, то урон пройдёт по каждому из них. То же, к примеру, касается и огненного дыхания: если несколько противников находятся рядом, вы сможете нанести урон каждому из них.
Собственно, вокруг грамотного использования и комбинирования обычных и специальных атак, а также внимательного анализа обстановки на поле боя и строится большая часть боевой системы в новой Yakuza. Конечно, как и во многих JRPG, в Like a Dragon есть автоматический бой, а также возможность настроить поведение ИИ, выбрав один из доступных шаблонов, однако это всё равно не позволит вам «на автомате» побеждать врагов. Дело в том, что без участия игрока невозможно выполнять защитные и усиливающие приёмы. Так, чтобы блокировать атаку врага, сократив часть урона по одному из ваших подопечных, необходимо зажать на геймпаде «Круг» или «B». А почти у всех специальных атак есть QTE — если вы вовремя нажмёте правильные кнопки, то сможете нанести повышенный урон. И если в схватках с обычными противниками это не столь критично, то сражения с мини-боссами, боссами и другими высокоуровневыми врагами без использования подобных атак и блоков, скорее всего, завершатся не в вашу пользу.
И здесь, пожалуй, всплывает главная проблема новой Yakuza, которая свойственна почти всем JRPG: прокачка уровня и ранга и, как следствие, гринд опыта. С одной стороны, перед нами очень интересная система уровней героев и рангов профессий, повышая которые, вы открываете новые способности персонажей и улучшаете их параметры. С другой — без определённых навыков, привязанных к уровням определённых профессий, часть опциональных «подземелий» в Like a Dragon станет фактически непроходимой, а для победы над некоторыми боссами, в том числе и сюжетными, придётся уделить пару часов фарму опыта.
Всё это отчасти влияет и на исследование локаций: вы можете сразу же исследовать весь доступный город, но будьте готовы встретиться с группами врагов на десяток уровней выше вашего, что равносильно смерти.
За скобками боёвки и прокачки уровней и рангов остается развитие личностных характеристик Итибана, которое открывает доступ к определённым местам и даже вариантам ответов в диалогах. Кроме того, в игре полно активностей, таких как улучшение социальных связей с сопартийцами, гонки на картинге, сбор мусора, множество побочных заданий, учёба и экзамены в университете, а также менеджмент-игра с управлением заведениями и многое другое. В целом всё как обычно, каждый найдёт что-то себе по душе, но только теперь активности более плотно вплетены в систему развития персонажа и игровой прогресс.
В общем, ощущения от новой Yakuza сугубо положительные. Разработчики сделали классную JRPG в нетривиальном для жанра сеттинге, сохранив при этом многие особенности серии, отличающие её от других игр. Естественно, не обошлось без балансных проблем, связанных с гриндом, но если вы играли в другие японские ролёвки, то, скорее всего, для вас это проблемой не станет.
Радости:
- Сюжет и персонажи
- Пошаговая боёвка
- Система профессий
Гадости:
- Гринд для продвижения по сюжету
Оценка: 9,0
Вывод:
Yakuza: Like a Dragon — это масштабная 100-часовая JRPG, которая уверенно претендует на звание одной из лучших игр 2020 года. Всем фанатам JRPG играть обязательно. Как и тем, кто всегда хотел приобщиться к серии Yakuza, но его отпугивало наличие шести номерных частей. Like a Dragon – это новое начало для серии. И оно вышло отличным.
Обзор сделан по PS4-версии игры.
Максим Данилюк