Обзор Worms 3D

Оригинальное название: Worms 3D
Жанр игры: пошаговый червячиный экшен
Разработчик игры: Team 17 ( http://www.team17.com/ )
Издатель игры: SEGA Europe ( http://www.sega-europe.com/ )
Количество CD в оригинале: 2 CD
Дата релиза: 29.10.03
Минимальные требования: iP-III/Athlon CPU (800 Mhz), 256 MB RAM, 32 MB videocard (OpenGL 1.4), 1.3 GB места на HDD
Рекомендованные требования: iP-III/Athlon CPU (1 Ghz), 512 MB RAM, 64 MB videocard (OpenGL 1.4), 1.3 GB места на HDD
Похожие игры: сериал Worms, Hogs Of War, Scorched Earth
Сайт игры: http://www.worms3d.com/
В 1991 году некто Wendell Hicken разработал игрушку, ставшую прообразом современных пошаговых стрелялок — Scorched Earth (тогда же Kenny Morse создал практически аналогичную Tank Wars, а кто у кого спер идею — неважно). В игре нужно было уничтожить своим танком вражеские путем изменения угла наклона пушки и выбора соответствующих боеприпасов для стрельбы. Игры стали весьма популярны в первую очередь благодаря своим мультиплеерным возможностям (можно было вдесятером играть на одном компьютере!). А через 4 года, в 1995-ом, родилась Worms, взявшая за основу концепцию SE/TW.
Worms противопоставляли мультяшную и совершенно несерьезную атмосферу напускной серьезности Scorched Earth/Tank Wars. Ну скажите мне, кто серьезно воспримет земляного червяка, увешанного пулеметными лентами? Баталии розовых друзей пришлись игрокам по душе, ведь Worms принесли в игровой процесс SE/TW много нового: укрытия в ландшафте, деление на команды, разнообразное оружие и т.д. И понеслось: за Worms последовали Worms Plus, за Worms Plus — Worms 2, потом были Worms: Armageddon и Worms: World Party... Team 17 определенно понравилось делать деньги на раскрученной марке (кому ж не понравится?). Все или почти все игроки знают, что "черви — круто", и поэтому с аппетитом "хавают" любое очередное творение студии, не обращая при этом никакого внимания на практически полное отсутствие отличий от предыдущих игр серии. Я искренне надеялся, что Worms 3D привнесут что-то новое в порядком уже оскудевшую на новые идеи череду игр о червячных разборках. К сожалению, чуда не случилось. Мы имеем то, что имеем, — все тех же Worms: World Party / Worms: Armageddon. Но в три-дэ.
"А еще они называли тебя желтым земляным червяком!.."
После того, как эйфория от первого лобового столкновения с обновленными червяками пройдет, перед взорами игроков предстанет голый геймплей. А в этом самом геймплее, то бишь игровом процессе, как они с прискорбием (или радостью?) обнаружат, не будет ничего принципиально нового (да и "непринципиально нового", кроме 3D, маловато). Наша команда воинствующих червяков все так же должна при помощи подручных средств (базук, гранат, бейсбольных бит, сумасшедших старушек и взрывоопасных овец) добиться исчезновения с лица земли "лиц червячьей национальности" вражеской команды. Так что основной "фишкой" новых Worms является трехмерность (подумать только!;). Тут, однако, стоит заметить, что Worms — определенно не та игра, которая смогла бы сильно выиграть даже от качественно реализованной трехмерности. Последняя повлияла лишь на техники уничтожения: скажем, теперь попасть гранатой или базукой со значительного расстояния практически нереально. Да и стрельба из дробовика/узи тоже, честно говоря, не сахар — у червяков, как заправских алкоголиков, дрожат руки. Или это ветер?..
Игровые зоны стали субъективно меньше по размеру и в большинстве своем представляют собой висящие в воздухе островки различной формы. А это достаточно сильно влияет на процесс игры. Большинство раундов, как я успел прочувствовать на собственной шкуре в сетевых баталиях, проходит так: сначала быстро и аккуратно "зачищаются" все червяки, стоящие непозволительно близко к краям островков (60-80% от общего числа червей команды, в которой, кстати, нынче может быть не более 6 розовых зверюганов), а затем оставшиеся 3-4 червяка долго и нудно (или быстро/случайно) продолжают разборки. В предыдущих играх серии вопрос непроизвольного (и произвольного тоже) червепотопления стоял не так остро — в Worms 3D же, зазевавшись, вполне можно "нырнуть" безо всякой посторонней помощи.
Средства взаимного уничтожения не изменились ни на йоту. Правда, их стало немного меньше, но почти все стандартные штучки присутствуют. Точно так же не наблюдается и новых спецсредств: в арсенале у нас старая добрая веревка (к слову, она осталась "двумерной"), реактивный ранец, "плиты безопасности", парашют... Хотя нет, вру — зачем-то добавили практически бесполезный бинокль.
Противоречия
Яркая трехмерная "мультяшная" графика радует глаз — это плюс. Управление боевыми действиями в условиях "яркой трехмерной..." организовано не слишком удобно — это минус. Ландшафт, как и в старом добром 2D, полностью разрушаем (реализовано это дело просто отменно) — плюс. В "недрах" игровой зоны дыру теперь пробурить не получится, плюс третье измерение часто скорее мешает, чем помогает — минус. Арсенал червяководов пополнился такими приятными штучками, как "бомба с ядовитым газом" (экс-скунс), "отравленный дротик", "липучая бомба" и "бомбардировка лотерейными билетами/аптечками" — это хорошо. Других новинок в арсенале не наблюдается — это плохо. Озвучка и музыка сделаны с любовью и радуют слух — плюс. Черви теперь не говорят по-русски (и на многих других языках) — плохо. Управление достаточно удобное, хотя и непривычное — хорошо. Кнопки нельзя переназначить — минус. Однопользовательский режим довольно интересен (как всегда, впрочем), а обучалка отнюдь не скучна и полезна всем червяководам — хорошо. Без прохождения сингла многие многопользовательские уровни и оружие останутся для вас недоступными — плохо... Продолжать? Думаю, не стоит.
Больные вопросы
Слово "камера" по отношению к Worms 3D нужно, определенно, приравнять к ругательным... Это значит, что реализована сия важнейшая вещь из рук вон плохо. Предусмотрено целых три режима работы камеры: вид от третьего лица (камера следует за выбранным червем), от первого лица (при стрельбе) и обзорный вид всего поля боя с камеры, расположенной где-то "под потолком". Если к первым двум претензий почти нет, то "обзорная" камера портит всю малину. Пользоваться ею дико неудобно — в банальной "крутилке" отсутствуют возможности приближения/отдаления... В итоге стрельба самонаводящимися штучками или указание точки авиаудара превращается в настоящую муку. Выловить огромнющим прицелом ма-а-хонькую точечку, в которой он посинеет, — большая проблема. А время-то тикает... Форменный ужас, без сомнения. Дали бы игроку возможность управлять камерой самостоятельно (как в Homeworld, например) — и никаких вопросов бы не возникло. Но, боюсь, неудобную камеру вряд ли поправят в патчах или даже дополнениях.
Второй больной вопрос — неудобство настройки и общая "колючесть" управления. Клавиши перенастроить невозможно (полный список, если кто не в курсе, надо искать в readme.html), полезные возможности (вроде включения/выключения инверсии мыши) включаются путем ввода соответствующих ключей (список, опять же, есть в readme) в поле ввода программки-стартера Worms — ну неужели так сложно было дописать пару опций во внутриигровой соответствующий экранчик?.. Вернемся к управлению. Раньше необходимости в переназначении кнопок не возникало — теперь она появилась. Например, прыжок назад выполняется не Backspace-ом, а двукратным нажатием Enter. Представьте, что вы стоите на краю обрыва и случайно нажимаете Enter не два раза, а один... Сколько "добрых слов" вы скажете разработчикам?;)
"Здоровые" вопросы
Графика хороша — "мультяшная", яркая. Эффектов, правда, могло быть побольше, а тормозов — поменьше (кстати, в игре используется OpenGL, а не Direct3D — следствие кроссплатформенной разработки движка, не иначе). Трехмерные червяки выглядят замечательно, а мимика их червячьих лиц заслуживает отдельного теплого слова. Похвалы достойны и веселые мультики про червяков. Для их просмотра не обязательно проходить сингл — они преcпокойно лежат в одном из игровых каталогов, откуда их можно проиграть любым видеопроигрывателем.
Про качественную проработку тотальной разрушаемости ландшафта в движке я уже упоминал. Звук и музыка — очень хороши. Одна заглавная мелодия чего стоит — бодрая, динамичная, разухабисто-веселая... Истинно Worms-овский саунд.
По этой части претензий никаких нет и быть, понятное дело, не может. Как обычно, хорошо проработан режим мультиплеера (собственно, сингл нужен только для оттачивания мастерства с целью "демонстрации класса" в последующих сетевых баталиях) — войну можно вести как на заранее созданных картах, так и на построенных "не отходя от кассы" специальным рандомизатором. Количество параметров настройки для создания поля боя, определенно, радует. Но на заранее созданных картах играть все же, на мой субъективный и ни на что не претендующий взгляд, интереснее. Воевать можно как по сети, так и на одном компьютере (hot-seat), а также в Интернете (WormNet — пиратские версии отдыхают). Сетевой режим существенных изменений по сравнению с предыдущими частями также не претерпел. А это, согласитесь, хорошо — я считаю, что в сетевом компоненте улучшать нечего.
Что мы имеем?
А имеем мы старую идею (ну очень старую!) в яркой трехмерной обертке. Нововведений практически нет, зато трехмерность в значительной мере повлияла на игровой процесс. Пострадал он от этого или нет — решать не мне. Так или иначе, это уже не старые добрые двухмерные червяки. Это другая игра, несмотря на то же название, тех же червяков, те же режимы игры, то же оружие, тот же драйв и другие похожие вещи. Поэтому, полагаю, старые Worms и трехмерный новичок серии будут некоторое (довольно долгое) время мирно сосуществовать на винчестерах многих любителей веселых баталий — хоть первый "трехмерный блин" Team17 вышел отнюдь не "комом", но и блюдом для геймеров-гурманов Worms 3D назвать нельзя.
ОЦЕНКА 7. Игра, несмотря на все шероховатости, хороша. Могла быть лучше? Несомненно. Причем, значительно лучше. Но не сложилось... Увы.
Николай "Nickky" Щетько