Обзор Vanquish

Суши-грайндхаус
Жанр: шутер от третьего лица
Платформы: Xbox 360, PlayStation 3
Разработчик: Platinum Games
Издатель: Sega
Издатель в СНГ: 1С-СофтКлаб
Похожие игры: серия Contra, серия Steam Slug, серия Gears of War
Мультиплеер: отсутствует
Официальный сайт игры: platinumgames.com/games/vanquish
Синдзи Миками действительно хочется сказать спокойное одобрительное «спасибо». Но, как это ни странно, не за уровень Vanquish, не за то, что вышло из-под его режиссерского пера и пришло на экраны наших телевизоров, не за полудюжину часов прохождения, а всего лишь за то, что своим проектом он еще раз подтвердил: числовые эквиваленты оценивания компьютерных и видеоигр в профильной прессе — что собаке пятая лапа.
К этой теме вернемся в заключении, а пока пишу: «Vanquish с эстетической точки зрения одновременно не выдерживает никакой критики и ловким пируэтом уклоняется от всяческих обвинений». Культурно-эмоциональная составляющая проекта — это три маски: а) грустная; б) комичная; в) равнодушная.
а) Сюжет дегенеративен до появления удушья, тошноты и коликов в желудке. Пудрить аудитории мозги образами злых коммунистических террористов из соседней России, что захватили огромную орбитальную станцию и угрожают всему цивилизованному миру смертью и разрушениями, стало моветоном еще в начале девяностых годов минувшего столетия. Прообразы героических обезличенных борцов с вселенским злом, способных разве что на пару-тройку пафосных фраз на камеру, — это не модно примерно с тех же времен. В Vanquish отсутствует все, что мы подразумеваем, когда говорим слово «сюжет». Сценаристских выкрутасов, череды неожиданных событий, смены масштабов и скачки акцентов, запоминающихся, колоритных героев, внятных диалоговых веток, хорошего уровня постановки сюжетных зарисовок, банальной интриги — ничего этого в новом проекте Синдзи Миками нет. Вместо них — пустота и клише.
б) Авторы пытаются шутить, но это становится заметно, только если все ироничные моменты такими представить для себя. Миками прикалывается искренне, непосредственно, с открытым забралом, но забывает об одной важной вещи: высмеивание штампов надо подать так, чтобы в эти самые штампы самому не вляпаться по уши. Не вышло: пародия на «клюкву», по сути, является «клюквой», пародии на клише жанра «боевик» являются клише жанра «боевик», пародии на интуитивно узнаваемых героев являются кальками с этих героев. И пусть умом понимаешь, что все это — ирония, чувство юмора говорит: бред и не смешно. А если и смешно, то только после слова «лопата».
в) Если кинуть взор на срамное прошлое — Миками становится милым игровым ретроградом. Сюжетно-эстетическая нелепица приобретает черты старых добрых ностальгических проектов жанра «shoot ’em up», которые отъедали время и гибкость пальцев у всех тех, кто еще застал SNES и легендарные сериалы Contra и Steam Slug. Минимум слов — максимум гипертрофии и абсурда. Суши-грайндхаус, который, стоит признать, без должной стилизации, без интуитивно понятных отсылок автоматом закусывается кусочком имбиря. Нет послевкусия, и быть не может без эстетических посылов ретро, когда смысловые мотивы находятся и воспринимаются с трудом и излишним усилием.
За культурную ценность Vanquish можно хвалить, можно ругать, можно изобразить постную мину.
«Vanquish с точки зрения подачи и исполнения геймплея или вызывает желание реагировать бурно и в положительных тонах, или задумчиво пожимать плечами», — продолжаю прерванную мысль. Игровая механика уже не жонглирует масками, но стремится обнаружить на дне тарелки с 1) изумительным кушаньем пару 2) дохлых мух.
1) По своей сути Vanquish — это аккуратный и тщательный перенос концепта доисторических спинномозговых шутеров с элементами платформинга в полное, цельное третье измерение. Динамика, драйв, насыщенность множеством небольших событий тут возведены в абсолют и поддерживаются с болезненным рвением. Нет яркости постановочных моментов, сценок формата «натяни кому-то глаз на задницу последовательным нажатием кнопок» и прочей осточертевшей новомодной ерунды. Миками играет по другим правилам, вываливая на любого, кто вздумает вторгнуться в мир проекта, массы вполне адекватных в поведении, агрессивных и кровожадных противников. А как разбираться с ними — это уже ваша забота. Пара метких выстрелов может значительно облегчить жизнь, а несколько простых интуитивных ходов дают повод задуматься о балансе, но на него, к удивлению, не приходится жаловаться. Vanquish — это действительно игра, сложность которой измеряется вами. Если она кажется простоватой — вы действуете чертовски правильно и надо бы поменять уровень сложности, последний из которых — прямо-таки отдушина для всех, кто тащится от зубодробительной и потовыжимающей напряженности самых хардкорных представителей жанра «shoot ’em up» на доисторических консолях. Если проект зажимает вас в тиски на «Casual» — вы просто неправильно действуете. Это настоящий игровой грайндхаус, в том смысле, что эстетически и геймплейно Vanquish является прямым наследником Contra и иже с ней, подогнанным под современные высокие бюджеты. Выпадающие из умерщвленных боевых роботов апгрейды оружия, фактическое бессмертие, многочисленные здоровые боссы, страдающие традиционным SNES-овским гигантизмом, — все буквально кричит об этом, надо просто услышать.
2) Игра пролетается за жалкую полудюжину часов, при такой динамике происходящего «хэппи энд» наступает, фактически, незаметно — и делать тут больше нечего.
Конечно, самые отъявленные гики могут испробовать все уровни сложности и прочее, но на деле оказывается, что причин для возвращения на космическую станцию попросту нет. К тому же в Vanquish отсутствует такой наиважнейший элемент, как кооператив, не говоря уже о мультиплеере. А они просто просятся в эту игру, да проситься оказывается мало. Не красят Миками как создателя и попытки привести в насквозь олдскульный проект западные наработки — эстетику дизайна, бронекостюм из Crysis, укрытия и стилистику дилогии Gears of War, которые в суши-грайндхаусе смотрятся как верблюды на Северном полюсе.
За геймплейную ценность Vanquish можно хвалить, а можно высказать симпатии.
Возвращаясь к началу рецензии, указываю, что выставить оценку Vanquish можно с чистой совестью в диапазоне от сопливой «десятки» до презрительной «пятерки» — любую из них можно с легкостью оправдать. И смысл? Вчитайтесь в текст: настоящий перенос японского грайндхауса от игровой индустрии, взращенный на традициях жанра «shoot ’em up», придется по вкусу как любителям бессмысленного зубодробительного экшена и бешеной динамики, так и почитателям консольной ретроградности, но у людей, которые любят осмысленность, драматизм и сценарий, вполне может вызвать недоумение и даже тошноту.
Радости:
Высокая динамика происходящего
Драйв и еще раз драйв
Игровая ретроградность
Отличная оптимизация
Гадости:
Пустой, бестолковый сюжет
Клише, клише, клише
Отсутствие мультиплеера и кооператива
Средняя графика и мерзкий саунд
Оценка: 7.5
Вывод:
Главная задача игрока при пролете этой бездумной экшен-короткометражки состоит в том, чтобы не подавиться попкорном. Взрывы, вспышки, динамика, драйв, бесконечная пальба и прочая мишура застилают глаза — фастфуд в ускоренном режиме подается через шланг прямо в желудок. Но стоит на мгновение отвлечься, как вовсю проявляет себя полнейшая бесхребетность проекта во всех остальных аспектах.
Обзор написан по PS3-версии игры