Обзор Tyranny

Разработчик: Obsidian Entertainment.
Издатель: Paradox Interactive.
Жанр: RPG.
Похожие игры: Pillars of Eternity, Dragon Age: Origins.
Платформы: Windows, OS X, Linux.
Минимальные системные требования: Win 7 64, Core 2 Quad Q9505 2,83 ГГц, 4 ГБ ОЗУ, GeForce GTS 450 или Radeon HD 5770, 14 ГБ на жестком диске.
Рекомендуемые: Core i5-2400 3,1 ГГц, 8 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 570 или Radeon HD 7790.
Сетевой режим: нет.
Возрастной рейтинг: 13+.
Многие игровые СМИ рисуют Obsidian Entertainment эдакой кузницей эталонных RPG. Мол, собралась звездная команда из авторов самых культовых ролевых игр прошлого и начала мастерить образцовые, классические ролевки всем на радость. О том, что звезды слетелись в Obsidian преимущественно из обанкротившихся студий, говорят мало. О том, что звезды пять лет выжимали капли из брошенной Bioware темы настольных RPG, вспоминать не любят. О том, что на счету Obsidian есть и action/RPG, и сетевые шутеры, и даже MMORPG, мало кто знает. В шкафу Obsidian – скелеты закрытых проектов, в том числе во вселенной «Чужих», в мире Роберта Джордана «Колесо времени», продолжение Might & Magic и даже экшен про Белоснежку. Свободный творческий процесс в атмосфере всеобщего признания Obsidian только снится. В реальности – многолетний поиск компромиссов, сговорчивых издателей и собственной флагманской франшизы. Даже очевидный успех вскоре оказывался видимостью: Fallout: New Vegas принес студии одни убытки и сокращения, а Pillars of Eternity до сих пор не может похвастаться даже миллионом проданных копий.
В таком контексте полным бредом звучат слова про «еще одну прекрасную RPG в классическом стиле Obsidian», которые постоянно читаешь в профильных СМИ. Obsidian меньше всего была нужна очередная нишевая игра «для своих». Поклонники Pillars of Eternity в свой час отнесут деньги на Kickstarter, и даже есть надежда увидеть сиквел на более дорогом движке. Сейчас же студии нужно привлечь внимание тех, кто Pillars of Eternity проигнорировал. Tyranny – попытка сделать что-то совершенно новое, заметное, но в сжатые сроки и с минимумом затрат. Вот про уникальность и поговорим.
Tyranny позиционировалась как история высокопоставленного слуги типичного Черного Властелина из фэнтезийного мира. Ожидалось то ли раскаяние в духе «Эквилибриума», то ли праздник жестокости, как Overlord. На деле все сложнее. Империя, которой служит наш герой, далеко не такая грозная, а ее правитель не такой тиран, как принято в фэнтези. Достаточно сказать, что половину его войск – Алый Хор – составляют добровольцы из захваченных территорий. Более того, Алый Хор открыто враждует с регулярной армией, двусмысленно называемой Опальными. Но даже когда из-за вражды две армии не смогли усмирить горстку мятежников, заработала не гильотина, а судебная власть в лице нашего героя.
Если вы уже поняли, что играть предстоит не за назгула или дарта, то наверняка догадались, что суть игры – в балансировании между разными силами мира Tyranny. Нет мировоззрения героя – есть репутация у разных фракций и персон. И если, скажем, вы поддержали Опальных, это может снизить уважение Алого Хора, а может его разгневать – большая разница. Можно попытаться всем угодить, но придется вести очень тонкую дипломатию. За глубокую проработку устройства мира и запоминающиеся характеры, за широкий выбор путей решения задач и явные последствия принятых решений ставим жирный плюс Tyranny.
И сразу оговоримся, что речь не идет о самостоятельном AI для каждого персонажа и фракции. Кое-какие боевые навыки даются автоматически при достижении высокой репутации, но сюжетные триггеры прописывались вручную. Поэтому проколов предостаточно. Это и псевдо-выбор между «Жаль, но я убью тебя» и «Ва-хаха, я убью тебя!» И внезапное сужение пространства маневра, когда в одном квесте заставил мятежников присягнуть суду империи, а через пару часов кричишь: «Долой императора!» – просто потому, что других опций в ключевом диалоге нет. И притянутый за уши драматизм в том месте, где герои попросту ведут себя по-идиотски. Но на отдельные просчеты хочется закрывать глаза – они попросту неизбежны при ручной работе, а вариантов действий все равно достаточно, чтобы хотелось пройти Tyranny повторно.
Другая оговорка – что Tyranny ближе к D&D, чем к Pillars of Eternity в том, что касается разговорных навыков. Если в PoE были текстовые сцены, где могла пригодиться любая из характеристик героя, то в Tyranny – обычные диалоги, где влияет лишь Атлетика, Знание и Хитроумие. Так что это в бою вы рыцарь или варвар, а в разговорах одинаково орёте «This is Sparta!!!» Навыки сопартийцев не учитываются, кроме совсем редких заранее прописанных случаев.
Но если присмотреться к ролевой системе, то понятно, что все не так просто – а просто все не так понятно. Например, для мага, по идее, важнейшая характеристика – смекалка, усиливающая заклинания. Но для магии приливов в три раза эффективнее качать силу, для магии иллюзии – быстроту, а магия жизни вернее растет от живучести. Сила нужна для двуручного оружия, но не для парного и не для безоружного боя. А стойкость неожиданно увеличивает знания героя. Так что громила-танк в разговоре вполне может блеснуть эрудицией.
Другая важная особенность – у боевки Tyranny есть целых три скорости. Первая, зависящая от характеристики «быстрота», определяет только перезарядку умений и заклинаний, но не скорость атаки. Вторая – восстановление персонажа – зависит от оружия и доспехов, а влияет на время между всеми действиями, кроме использования вещей из рюкзака. Для последнего свои часы: глотнуть зелья можно не чаще, чем раз в 15 секунд.
На этом непривычные решения только начинаются. У героя есть дерево умений, дающих очень заметные бонусы... но только для сторонников физических решений. Маги играют по своим правилам: заклинания нужно составлять из знаков, примерно как в Two Worlds 2. Отдельно – прокачка навыков успешным их использованием, как в The Elder Scrolls. А все вместе – ни на что не похожий микс, полный подводных камней и сюрпризов. В качестве бонуса – собственный набор умений у каждого компаньона (большая редкость среди командных RPG). А также отстройка целой сети личных баз – Шпилей, вообще-то не очень полезных, если только вы не поклонник крафта.
Как все это играется? Проще, чем Pillars of Eternity, и даже с некоторой претензией на драйв. В Tyranny не надо просчитывать прокачку до начала игры – почти все решается по ходу. А при некоторой внимательности и с помощью тренеров даже можно вырастить мастера на все руки. Бои не особенно сложны (если применять щедро разбросанные склянки). Часть заклинаний откровенно не рассчитана на микроконтроль и оправдывает себя лишь убийственной мощностью. На нормальной сложности большинство битв – просто hack’n’slash: кастуем магию, только чтобы посмотреть, как эффектно монстр превратится в фарш. Можно и без этого – AI неплох, сам со всем разберется.
Так получилась ли оригинальная игра? По существу – да. Действительно RPG с акцентом на сюжет, на нелинейность, вдобавок с довольно бодрыми боями – играется не хуже Dragon Age 1-2, даром что уступает графикой. Но по форме – нет, ничего у Obsidian не вышло. В мире «Ведьмака 3», Deus Ex и Diablo 3 это еще одна игра с пространными текстами, активной паузой и неразборчивой картинкой. Олдскул или, если хотите, ренессанс.
В основу Tyranny легла недоделанная игра Fury десятилетней давности – это позволило ей избежать судьбы откровенно сырой Dragon Age 2. Но на оптимизацию времени не хватило, и в Tyranny непомерно долгие загрузки. Представьте, каково в местном городе искать, где живет ключевой персонаж, перебирая все двери? Или переигрывать неудачную битву, снова и снова просматривая кат-сцену, которую нельзя пропустить? Поклонники Obsidian привычно закрывают глаза на такие мелочи: ясно же, бюджета не хватило. Но большая часть игроков не так предана Obsidian и за $25 хочет не только эксперименты, но и качественную игру.
Радости:
- Нешаблонная вселенная.
- Много вариантов прохождения.
- Ролевая механика ни на что не похожа.
Гадости:
- Устаревшая графика.
- Плохая оптимизация.
Оценка: 8,0.
Вывод:
Высокие оценки Tyranny вряд ли сильно порадуют Obsidian, ведь они соседствуют с указаниями на нишевость и специфику жанра. Если бы Obsidian устраивало амплуа разработчика игр «не для всех», не стоило бы вообще тратить время на Tyranny – за тот же срок получился бы первоклассный аддон к Pillars of Eternity. При всей своей экспериментальности Tyranny – шаг на месте как для студии, так и для всего «ролевого ренессанса».
Anuriel