Обзор Tenchu: Wrath of Heaven

Posted by Anuriel on декабря 30, 2003 - 00:00

Платформа: PlayStation 2
Разработчик: К2
Издатель: Activision
Жанр: stealth-action

Tenchu: Wrath of HeavenВообще-то я мало играю в симуляторы. Для полноценного получения удовольствия надо слишком много аксессуаров: хорошие колонки, руль, педали, красивая девушка на соседнем сиденье... Но это для автосимуляторов. А что вы скажете о симуляторе ниндзя?

Традиционный ниндзя в видеоиграх одет во что-нибудь кричащее от их, ниндзевских, кутюр, совершенно не скрывается от врагов, громко вопит при атаке и ведет себя, как подросток, пересмотревший "Спайдермена" с "Бэтменом". Вооружен длиннющим мечом, метает пачками здоровенные сюрикены и бомбы. Не то чтобы я имел что-нибудь против длинных мечей, паукочеловеков и устрашающих воплей, но почему ЭТО называется ниндзей? Давайте вспомним, что мы знаем о настоящих ниндзя, возвратимся в дни детства, к боевикам с неблагозвучными названиями типа "Хон Гиль Дон" (был такой фильм, честно!). Вот там воины-тени были совершенно бесшумными, незаметными, смертоносными, одевались в неприметные балахоны, врагов устраняли исключительно из-за угла и на дело отправлялись темной, безлунной ночью. 
Хорошие люди из К2 решили восстановить поруганную честь ниндзя, а заодно заработать немного денег на создании игры. Это было в 1999, когда вышла первая часть игры. После сделанной спустя рукава второй (вероятно, разработчиков подкупили конкуренты из Konami) я опасался, что то же произойдет и с третьей. К счастью, я ошибся.
Театр начинается с висел..., то есть с вешалки, а игра — с ролика. Заставка просто великолепна, не уступает творениям Square и Namco и погружает вас в атмосферу древней Японии — мир суровых воинов, загадочных ниндзя и непобедимых сборщиков налогов. А для начала небольшой экскурс в историю.

Обзор Tenchu: Wrath of Heaven

Давным-давно в племени чукчей родился мальчик, после чего с позором был изгнан. Так появились японцы. Сразу изобрести компьютер у них не получилось, и с горя они ударились в феодальные отношения со всеми вытекающими: разборки между вассалами, покушения, заговоры и, между делом, угнетение крестьян. Крестьяне же вместо того, чтобы глушить саке литрами по сараям и обзывать барина нехорошими словами, начали организовывать очаги сопротивления — этакие "кланы терпеливых", то есть "ниндзя". Ношение оружия в то время позволялось только воинским сословиям, отсюда и специфический выбор оружия: серпы, цепы, шесты — каждодневные орудия труда. Тощий крестьянин с сонным взглядом и тяпкой в руках совершенно не привлекал внимания самурая до тех пор, пока тяпка не застревала в его, самурая, голове. Постепенно кланы росли, юных ниндзя начинали воспитывать еще с пеленок (младенцев покупали за два мешка риса), разрабатывали собственные правила, устои и стиль боя, пока не превратились в грозную силу, с которой вынуждены были считаться даже сегуны, являвшиеся основными заказчиками. Наиболее знаменитые кланы (Кога-рю, Ига-рю, Адзума, Фума) не раз принимали участие в событиях, повлиявших на историю Японии. В отличие от того, как их показывают в играх и китайских боевиках, ниндзя редко бывали хорошими бойцами — сытые, тренированные самураи имели неоспоримое преимущество перед субтильными невидимками, вооруженными короткими мечами (так называемая "синоби — гатана", которую удобно прятать и резать горло, но никак не сражаться). Побеждали ниндзя "совершенно бесчестными способами": нападали на спящего противника, использовали разнообразные яды, отравляющие дымы, ловушки и стрелковое вооружение. Суеверный народ приписывал им возможности превращаться в туман, различных зверей, ползать по отвесной стене и выходить сухими из воды. Секретность соблюдалась строго, нарушивший "клятву тишины" уничтожался собственными коллегами по цеху. Неизвестно, во что превратились бы кланы ниндзя, доживи они до наших дней — в XVIII веке их практически полностью истребили опасавшиеся угрозы сегуны. Лекция окончена, всем спасибо, все свободны.
К чему я все это рассказывал? Ни в одной другой игре, вышедшей на данный момент, нет такого детального и реалистичного отображения будней воинов-невидимок. Вы действительно ощущаете себя шпионом-убийцей, действующим во благо империи Ямато. В немалой степени этому способствуют интуитивное управление и не самая слабая графика.

Обзор Tenchu: Wrath of Heaven

С контролем все просто: на крест прыгаем квадратом, размахиваем оружием (либо кулаками — в случае с Тессху), кругом предпринимаем не всегда удачную попытку защититься, а треугольником метаем кошку (кошка — это крюк такой) либо кушаем лечилки и кидаемся во врага всякой гадостью. R1-красться, при этом можно изображать из себя Колобка, нажимая крест + направление; R2 фиксирует ваш мутный (после грандиозной попойки по случаю Десятилетия в рядах славных воинов-теней) взгляд на ближайшем оппоненте и не отпускает, пока нажат шифт; L1 позволит новыми глазами посмотреть на мир; и, наконец, L2 переключается между доступными вещами. Карта — select, крестовина дублирует по функциям L2, левый аналог отвечает за движение, правый — за камеру; разнообразные атаки активируются нажатием направления + квадрат. Круг, нажатый вплотную к противнику, заставляет последнего взвыть высоким голосом и схватиться руками за точку, находящуюся слегка ниже пояса. Но самое интересное начнется, когда вам удастся подкрасться к врагу незамеченным и нажать на "атаку". В этот момент ваш подопечный продемонстрирует недюжинные знания в области человеческой анатомии и обращения с кухонными ножиками — проще говоря, мгновенно и очень красиво расправится с противником, невзирая на количество здоровья, его вооружение и степень бронированности. За "stealth-kill", как это называют в игре, вы получите один иероглиф (об этом позже). Еще вы можете выглядывать из-за углов, цепляться за парапеты и заборы, совершать двойные прыжки и прыжки с отскоком от стены, добивать лежащих врагов, танцевать джигу, ковыряться в ушах и удивленно смотреть на торчащий из груди клинок. И это не считая Kanji-движений. Да, и запомните: кумир настоящего ниндзя — Карлсон, ибо подавляющая часть этапа (исключая лес и пещеры) пройдет на крышах. Спускаться вы будете только лишь для очередного убийства, внеочередной попытки кражи либо просто размяться.
Искусственный интеллект звезд с неба не хватает, но и не полный кретин. Враги достаточно зоркие, неплохо дерутся и блокируют, вовремя вызывают подмогу. Самурай никогда не отступит и не побежит, как это делают обычные вояки. Вражеские ниндзя вовсю скачут и атакуют с неожиданных точек, зомби нападают пачками и с трудом убиваются, а гражданские просто с визгом разбегаются при одном вашем виде. Как и в реальной жизни, схватка одновременно более чем с тремя противниками — верная смерть. Хотя с каждым пройденным на "Грандмастере" (это когда набирается 450 очков и выше) вы получаете доступ ко все более смертоносным штукам — таким, как веерные сюрикены, зелье силы или гранатомет(!).

Обзор Tenchu: Wrath of Heaven

Не сесть в большую японскую лужу вам помогает Ki-meter в левом нижнем углу, показывающий расстояние до ближайшего врага и его состояние:? — враг считает ворон;! — он что-то почуял;!? — вас заметили и раздумывают, что делать;!! — вы вляпались в сражение. Каждый ваш промах или неосторожный контакт с противником снимает 30 очков со счетчика, stealth-kill приносит 20, обычное убийство — 5, а чистое прохождение этапа, когда вас НИ РАЗУ не заметили, — 450 очков и ранг Грандмастера (в случае с Тессху максимальный ранг — Master Assasin). На этапах можно найти много полезных предметов, в том числе и Ninja Rebirth — эквивалент дополнительной жизни, с трупов стражников подобрать копье и лук. Кроме этого, для каждого уровня существует три варианта расстановки врагов и предметов. Иногда попадаются пропасти и ловушки, провалившись в которые вы сразу же погибаете, не помогает даже Rebirth. Так что иногда смотрите под ноги, а то еще вляпаетесь, престиж потеряете, а потерявший престиж ниндзя может рассчитывать только на работу дворником в монастыре Шаолинь. При грамотном использование кошки и построения уровней прохождение превратится в приятную прогулку.
Когда надоест играть в одиночку, можно попробовать мультиплеер. В кооперативном режиме парными усилиями выполняем особые, парные задания, а в Versus'е выбираем одного из множества игровых персонажей и демонстрируем другу, осмелившемуся сесть за второй джойстик, всю глубину его ошибки.
Графика очень неплохая, но поскольку этапы проходят либо ночью, либо в каких-то закрытых помещениях, все ее великолепие трудно разглядеть. Модели героев заслуживают твердую восьмерку. Враги, не считая боссов, слеплены слегка похуже, хотя после Soul Calibur'а впечатлить меня графикой трудно. Летящие лепестки сакуры, блеск клинка убийцы в кромешной темноте, яростный ливень со вспышками молнии, горные водопады, потоки лавы — с эффектами все в порядке. Отдельная благодарность дизайнеру огромных уровней — места действия детально проработаны, густо заселены стражниками и представителями местной фауны, да и просто по ним чертовски приятно побегать, изображая из себя туриста.
Музыка, по большей части, такая, какую и ожидаешь — псевдояпонские мотивы с некоторым добавлением ударных и завывающим хором, включающимся при столкновениях. Зато звуки очень оживляют игровой процесс. Тут вам и всплески воды, и гуденье рассерженных запущенным в их гнездо сюрикеном пчел, загробный звон колоколов, покряхтыванье и зевота стражи — многие разработчики заложили бы свою душу, чтобы заполучить звукорежиссера Tenchu в свою команду. Ну и, конечно же, озвучка. На протяжении всей игры вам встретится множество роликов на движке игры — озвучены они с профессионализмом и хорошим чувством юмора. Как вам, например, диалог двух вражеских ниндзя:
— Вчера перепил с гейшей, а сегодня, блин, болит, голова.
— А я недавно был у врача, так он мне посоветовал держаться подальше от острых предметов и подземелий, и вообще съездить на море отдохнуть.

Обзор Tenchu: Wrath of Heaven

Эстеты же могут зайти в меню и переключить язык игры с оксфордского английского на чистый японский.
За всеми техническими подробностями мы как-то позабыли о сюжете, и очень зря. Lord Gohda — бог и царь для двоих ниндзя: мрачного и помешанного на самодисциплине парня со стильным шрамом через глаз Rikimaru (riki-maru (яп.) — убийца демонов) и симпатичной маленькой и острой на язык и парные клинки девушки Ayame (ayame (яп.) — фиалка). Пожертвовавший собой в первой части, Rikimaru возвращается из могилы при помощи высоких технологий для предотвращения возрождения полудемона Tenrai, по традиции желающего захватить весь мир, отнять леденцы у всех младенцев и превратить всех ниндзя в автобусных контроллеров. Возмущенные до глубины горячего сердца последним пунктом, Ayami и Rikimaru используют холодный ум и чистые руки, чтобы всячески ему помешать. Кроме двух протагонистов, доступных сначала, после прохождения обоими сюжетной линии открывается третий персонаж — Tesshu. Тессху не ниндзя, это не совсем обычный наемный убийца. Днем работает доктором, спасает заблудшие души и бесплатно лечит бедняков, а ночью выполняет заказы от желающих восстановить историческую справедливость.
Вот так, нанося добро и причиняя радость, вы проходите эту замечательную игру. 
Начиная с мелких и не слишком серьезных заданий, вроде спасения похищенной принцессы и устранения продажного торговца, вы постепенно переходите к более сложным, так что спасения мира вам не избежать.

Обзор Tenchu: Wrath of Heaven

Полезная информация.
При совершении stealth — kill высвечивается один из иероглифов в левой части экрана. При заполнении всех персонаж получает новый прием:

Уровень 1. Rikimaru-Shoulder thrust/ Ayame-Somersault kick
Прием разный по исполнению, но идентичный по смыслу у обоих. После последнего удара в комбо нажимаете назад + квадрат — и враг улетает далеко-далеко, обычно в пропасть или яму с кольями.

Уровень 2. Ninjutsu Block
Подловите противника и в момент его атаки нажмите круг — Рики или Аяме оттолкнут его оружие и оставят открытым для атаки и насмешек.

Уровень 3. Ninja Vision
Самый обычный бинокль в исполнении ниндзя превращается в мистическое искусство. Зажимаем R1 и левым аналогом приближаем изображение. К сожалению, женских бань в игре нет, так что умение несколько теряет свою привлекательность.

Уровень 4. Grappling Hook Combo
Фанатам Скорпиона из МК посвящается. Зажимаем R2, делаем полный круг на аналоге и бьем. Когда враг отлетает, тут же запускаем в него гарпуном (треугольник) и притягиваем к себе. Вуаля!

Уровень 5. Cling to ceiling
Стреляем гарпуном в потолок и в полете зажимаем R1. Ниндзя в живописной позе зависает под потолком, откуда очень удобно подкармливать отравленным рисом стражников.
Tenchu: Wrath of Heaven
Уровень 6. Feign Death
Прокручиваем левый аналог по кругу и жмем R1. Ниндзя теряет 20 процентов здоровья и падает замертво. Когда любопытный стражник подходит попинать мертвое тело, вскакиваем и берем его тепленьким.

Уровень 7. Wall Kick
Прыжок на стену, удар — где-то это уже было, по-моему, в "Матрице".

Уровень 8. Ninja Mind Control
Это не совсем телепатия. Зажимаем R2, набираем вверх, вниз, квадрат. Если враг один, мы его просто парализуем; если их двое или больше — подконтрольные устраивают потасовку.

Уровни 9 и 10. Wrath of Heaven
При нажатии круг + крест Рикимару мгновенно убивает стоящего перед ним противника. Айяме не убивает, а лишь наносит крупный ущерб здоровью, зато делает это со всеми противниками. У обоих при исполнении данного приема здоровье понижается до одного процента.

Полезные предметы:
Shuriken
— он и есть. Метательная ниндзевская звездочка (кстати, сюрикенами называются метательные ножи, а звездочки — сякенами).
Healing Potion — полностью восстанавливает здоровье.
Caltrops — маленькие "ежи", кидаемые под ноги противнику.
Colored Rice — абсолютно бесполезная вещь, служащая для отметки на карте посещенных мест.

Tenchu: Wrath of Heaven
Blow Gun — плевательная трубочка с отравленными иглами, мгновенно убивающими противника.
Smoke Bomb — бомба с газом, от которого у противника начинается кашель и икота.
Grenade — граната обыкновенная, взрывоопасная.
Poison Rice — подкидываем изголодавшемуся противнику и с хихиканьем наблюдаем, как тот мучается животом. Рекомендуется прервать его мучения метким ударом.
Invisibility Spell — играем в человека-невидимку.
Fire Spell — волна огня, исходящая во все стороны от вас.
Chameleon Spell — комплект одежды для превращения в "своего" для противников.
Ninja Rebirth — дополнительная жизнь. Не действует, если провалиться в пропасть.
Super Shuriken — запускает одновременно 8 сюрикенов.
Decoy whistle — свисток, имитирующий звуки животного мира.
Exploding Arrow — гранатомет. Что тут скажешь?
Ninja Armor — обыкновенная броня, не стесняющая движений и уменьшающая получаемый ущерб.
Dog Bone — вызывает вам на подмогу верного пса Semimaru.
Stone of Power — ношение данного камня делает вас сильнее.
Binding Spell — создает вокруг персонажа криополе, замораживающее любого подошедшего слишком близко врага.
Tiger trap — капкан на медведя. Удерживает попавшего в него оппонента, оставляя открытым для атаки.
Mine — самая обычная противопехотная мина.
Poison Antidote — противоядие.
Sticky Bomb — бомба с дистанционным управлением. Устанавливаем и подрываем нажатием R3.
Tetsubishi — крюк, притягивающий противников к вам на расправу.
Fireworks — все враги — дети. Установите фейрверк и устраняйте уставившихся с открытыми ртами в небо противников.
Bamboo Gun — средневековое ружье, убивающее, тем не менее, не хуже современных прототипов.

ОЦЕНКА 8
Tenchu — игра уникальная, интересная и выгодно отличающаяся своей проработкой на фоне штампованных боевиков, автосимуляторов и спортивных игр. У нее множество достоинств, а вот недостатков как-то найти не получилось.

Tiamat

stealth Обзор № 48
Упоминаемые игры и серии: 
Tenchu
Яндекс.Метрика