Обзор Takeda 2: Samurai Warrior

on апреля 30, 2006 - 00:00

Жанр: Глобальная стратегия.
Разработчик: Magitech Corporation.
Локализатор/издатель: "Логрус"/"1С".
Похожесть: Takeda; Shogun: Total War.
Системные требования: Pentiun III 1 GHz, 256 Mb RAM, 32 Mb 3D Video Card, Sound Blaster Compatible Sound Card, 3,3 Gb Hard Disc Space.
Название локализации: "Такеда 2. Путь самурая".

КогTakeda 2: Samurai Warriorда-то давно были выпущены такие игры, как Takeda и Shogun: Total War. Обе они переносили нас во времена, когда Япония окунулась в пучину гражданской войны, и многочисленные фракции боролись за власть и право стать сегуном — военным правителем страны. В проектах по Японии есть своеобразная привлекательность, так что и Takeda, и Shogun имели успех. Но потом компания Creative Assembly переключилась на другие темы, увлекшись европейским Средневековьем и Древним миром. А вот Magitech Corporation продолжила заниматься Страной Восходящего Солнца. И вот, наконец, вышла их новая игра — Takeda 2: Samurai Warrior. Правда, говоря о выходе, придется сделать маленькое уточнение: рядовой западный пользователь с проектом пока не знаком, в отличие от нашего геймера, которому такую возможность предоставила фирма "1С". Так постараемся ею воспользоваться и призовем игру на скорый, но справедливый суд, где ей вынесут приговор. А уж будет он обвинительным или оправдательным — решать только нам.

Дабы не вводить вас в заблуждение, сразу расставлю все точки над i. Никакого другого режима, кроме кампании, в Takeda 2 не предусмотрено. Поклонники жарких мультиплейерных баталий, где счет идет на секунды, а единая допущенная ошибка в управлении отрядами стоит головы не только солдатам, но и полководцу, могут отправляться искать себе другой проект по душе. Да и те, кто хотел бы принять участие в какой-нибудь из знаменитых битв японской истории, также останутся неудовлетворенными. Увы, но даже кампания не может похвалиться разнообразием. Несмотря на наличие в игре нескольких десятков фракций, управлять можно лишь тремя из них. И что с того, что эти три дома — главнейшие среди вершителей судеб? Это не повод лишать игроков возможности встать у руля чего-нибудь помельче. Видимо, разработчикам просто не хотелось утруждать себя лишними строчками программного кода.

Начинается все в 1548 году. Япония разделена между домами дайме (князей), враждующими между собой. Руководим мы (на выбор) домами Такеда, Ода и Нагао, последний из которых имеет и второе имя — Уэсуги. В качестве дайме на наши плечи ляжет забота об управлении городами, ведении военных действий и дипломатических переговоров с соседями. К сожалению, в области создания нормальной игровой экономики Magitech не преуспела. Если вы думаете встретить в Takeda 2 постройку зданий или исследование новых технологий, то жестоко ошибетесь. Ничего этого нет и в помине — разработчики предпочли ограничиться поистине спартанским набором возможностей. Каждый город приносит в казну определенную сумму в качестве налога. Эти деньги в основном уходят на войну, дипломатические действия и подарки императору. Чтобы город быстрее строил армию или приносил больше золота, можно назначить управлять им того или иного наместника. Наместники, правда, существа капризные. Если они будут недовольны вашим правлением, то могут попытаться сбежать к другому дайме или даже (страшно подумать!) перейти к нему вместе с городом. Впрочем, для повышения их лояльности к центральной власти можно периодически делать подарки своему вассалу — он станет относиться к сюзерену гораздо лучше и отбросит недостойные истинного самурая мысли о предательстве. А подарки, к тому же, еще и пользу принести могут — к примеру, доход увеличить. Кстати, губернаторов можно переводить из города в город, но на самом деле толку от этого немного. По крайней мере, я эффекта не заметил. Кроме личного участия в управлении городами, вы можете выбрать автоуправление компьютера, попросив его развивать город в оборонительном или наступательном ключе. Когда число подвластных игроку поселений превысит десяток, придется так и поступить. А то замучаетесь бегать между краями карты, мучительно вспоминая, где и кого планировалось нанять еще пять ходов назад. Благо AI справляется со своими обязанностями в этой области нормально.

Takeda 2: Samurai Warrior

Хороший правитель обязательно займется не только развитием городов, но и улучшением отношений с соседями. Увы, но система дипломатии в игре оставляет желать лучшего. Вы можете заключать союзы с другими дайме, объявлять им войну или принимать мир. Еще в ходу в Японии династические браки, улучшающие отношения между государями, на чем список опций исчерпывается. И хвалить разработчиков здесь не за что. Даже в глобальных стратегиях пятилетней давности международные отношения были проработаны на порядок лучше — что уж говорить о современных образцах. Да еще и работает дипломатия коряво (это я ей еще комплимент делаю). Зачастую понять причину объявления вам войны другим князем просто невозможно. Нет, конечно, официально он разъясняет, дескать, "вы напали на моего союзника". Но система взаимных союзов в Takeda 2 настолько запутана, что найти предлог для войны не проблема — была бы армия. Да и предложения династических браков иногда приходят от стороны, которой от такого брака никакого толку. В общем, отвратительно, товарищи разработчики, просто отвратительно. Но общаться на разные темы можно не только с "князьями ближнего и дальнего зарубежья". Есть ведь еще и Император — особа священная для каждого истинного самурая. Предстать пред его ясны очи поначалу не так уж просто: верховный правитель страны до жути корыстолюбив и требует подарков. Так что копите тысячу монет, иначе так и не сможете лицезреть Микадо. Накопили — поезжайте. Первые несколько визитов дивидендов не принесут, зато потом вам начнут присваивать ранги. В перспективе надо постараться стать сегуном — военным правителем страны. Ну, а враг сегуна — как известно, враг всех его союзников, то есть большей части Японии.

И все же управление государством и дипломатия в игре находятся, увы, на втором плане. А на первом — война. Перед тем как отправиться в долгий путь по городам и странам возможных противников, давайте рассмотрим особенности ведения боевых действий в Takeda 2. Ваша армия будет состоять из отрядов, каждый из которых управляется полководцем. У полководцев есть характеристики, но в их хитросплетениях вы наверняка разберетесь и сами. Главное — помните: полководцы в боях берут трофеи, и командир, лично срубивший головы трем-четырем противникам, воюет лучше, чем только что принятый на службу самурай. Полководца могут убить, и тогда его отряд почти наверняка покинет поле боя, горюя по любимому предводителю и собираясь оплакивать его в саду камней под ветвями сакуры. Так что не стоит бросать отряды в одиночку на врага — он может не оценить вашего желания устроить "честный бой" и раздавит их всей мощью своей армии, лишив вас не только солдат, но и героя. Чтобы армия могла вести войну, не задумываясь о проблемах хлеба насущного, надо помочь ей со снабжением. Солдаты — существа капризные: стоит их не покормить, и они начинают разбегаться (или умирать — тут уж понимай как хочешь их исчезновение из списков военнослужащих). Да еще и ходить далеко не любят: чем дальше армия от дома (сиречь родного города), тем хуже ее боевые качества. Но вот войско подошло к точке соприкосновения с врагом. Можно оставить бой на попечение компьютера, ведь никто не запрещает и самостоятельно вступить в схватку с врагом, лично руководя отрядами на поле боя. Последний вариант предпочтительнее, так как авторасчет боя делается исходя из каких-то совершенно непонятных критериев. Бывает, армия без потерь берет крепость, но бывает и наоборот: в незначительном сражении теряет столько, что остается только отступить, провалив гениально задуманную операцию по уничтожению противника. Перед началом битвы можно выбрать боевое построение, которого ваши войска будут придерживаться. По сути, от него зависит только начальная расстановка войск на поле — после этого уже все решат приказы, отдаваемые вами и противником. Войска выставляются не только "в открытую" — можно завести себе, например, ударный отряд, который в нужный момент ударит по вражеской ставке, снизив моральный уровень воинов противника. Вы же, воспользовавшись паникой, переломите ход сражения в свою пользу и победите. Но помните: враг на такой ход тоже способен, так что приберегите парочку полководцев с пехотинцами для отряда заграждения. Прибегут самураи вашу ставку брать и так обрадуются встрече, что аж харакири совершат. Если не сами, то при посильной помощи войск игрока.

Takeda 2: Samurai Warrior

Да, о самураях. Попробуйте отложить газету в сторону и угадать, сколько видов войск встречается в игре. Вы не поверите: их целых пять. Не пять десятков, не пять сотен, а просто пять. Легкая пехота, пешие самураи, лучники, конные самураи и стрелки из ружей (причем последние появятся не сразу). Так что долгих размышлений на тему "кого бы мне это в армию зачислить" не предвидится: выбор прост и основывается на ставшем традиционным в играх принципе "камень-ножницы-бумага". Ну, а в бою попытайтесь противопоставлять врагу его "нелюбимых" противников, и все будет хорошо. Набор приказов, отдаваемых войскам, стандартен для стратегий с уклоном в тактику. Все эти атаки, обороны и прочие наступления встречались не раз и не два. К сожалению, различить иногда в гуще боя, где ваш отряд, а где вражеский, практически невозможно. Отрисованы они настолько плохо, что сливаются друг с другом. Вообще графика — бич игры. Ее уровень можно в лучшем случае соотнести с образцами конца предыдущего тысячелетия. Мечтали увидеть в Takeda 2 анимированную воду, шейдеры последних версий или толковую 3D-карту? Забудьте об этом раз и навсегда. Спрайтовые юниты — вот наш удел. Видимо, разработчики плохо учили древнюю историю и перепутали самураев со спартанцами, предпочитавшими простой и безыскусственный образ жизни. Ничем иным устаревшие графические эффекты объяснить нельзя. Чтобы нам было не слишком скучно, время от времени происходят случайные события: то слух пройдет, что где-то далеко применили странное оружие с не менее странным названием "ружье", то новое государство образуется, то еще что-нибудь (приятное или неприятное) произойдет. Жаль, что развить эту идею разработчики не удосужились, и события остались в зачаточном состоянии. Через пару десятков ходов они приедаются, и скука возвращается. Не спасает и музыкальное оформление. Да, оно сделано в стиле средневековой Японии и способствует созданию соответствующей атмосферы. Но мелодий слишком мало, и наступит момент, когда вы поймаете себя на желании выключить музыку и играть в тишине. Если, конечно, сумеете удержать себя перед экраном монитора до этого безрадостного часа.

Итог прост. Takeda 2: Samurai Warrior — несвоевременная игра. Она опоздала со своим выходом лет на семь-восемь. Даже на фоне старенького Shogun: Total War проект Magitech смотрится убого, а уж о сравнении с новинками жанра и говорить не приходится. Так что, увидев Takeda 2 в магазине, смело проходите мимо: вы ничего не потеряете.

Takeda 2: Samurai Warrior

Оценка: 5. Если вам хочется восточной романтики, вовсе не обязательно покупать Takeda 2 и, издеваясь над собой, играть в нее сутками. Достаточно приобрести сборник японской музыки — это будет эффективнее и полезнее.

Morgul Angmarsky

Глобальная стратегия Обзор № 76 Takeda

Яндекс.Метрика