Обзор Supreme Ruler 2010

on августа 31, 2005 - 00:00

Жанр: Глобальная стратегия
Разработчик: BattleGoat Studios
Издатель в СНГ: "Акелла"
Количество CD в оригинальной версии: 1
Похожесть: cерия Super Power
Системные требования: Pentium II-400 MHz, 64 Mb RAM, 8 Mb 3D Video Card, Soundd Blaster Compatible Sound Card, 850 Mb Hard Disc Space

Supreme Ruler 2010Никогда не знаешь, где найдешь, где потеряешь... О чем я говорю? О том, что игровая индустрия непредсказуема и загадочна. То каких-то определенных игр нету, а тут вдруг они косяком пошли, знай, успевай играть да обозревать. Возьмем простой пример — поджанр глобальных стратегий, рассказывающий об управлении странами современного мира. За несколько лет количество таких проектов исчислялось чуть ли не единицами. И тут — нате вам — с перерывом в несколько недель выходит сразу две игры похожего типа, и, тем не менее, отличающихся друг от друга достаточно серьезно. Я говорю о Super Power 2 и Supreme Ruler 2010.

Если о Super Power 2 мы уже рассказывали, то вторая игра пока не удостаивалась такой чести. А все потому, что появилась она достаточно недавно. И наверняка многие из вас даже не заметили Supreme Ruler 2010, посчитав игру очередным "проходным" проектом, которому место на прилавках продавцов, а отнюдь не на полках родимого компьютерного стола. Что ж, те, кто прошел мимо, многое потеряли. А все потому, что новая стратегия предлагает нам гораздо более высокий уровень проработки всего, что касается управления страной. Запустив ее, вы наверняка вспомните и Civilization, и Super Power 2, и игры от Paradox Interactive ("Европу II", "Викторию" и прочие). Ну а потом убедитесь, что Supreme Ruler 2010 принес в жанр и что-то свое, и наверняка останется в сердцах и душах товарищей, неравнодушных к долгим раздумьям над очередным ходом и скрупулезному планированию своих действий.

Человека неподготовленного к обилию разнообразных возможностей игра почти наверняка испугает. Действительно — число самых разных менюшек зашкаливает, и разобраться в них, с первого взгляда, совсем непросто. Придется, как это ни грустно для многих товарищей, некоторое время уделить обучающему режиму. Но уже через некоторое время вы поймете — не так страшен черт, как его малюют, и сможете самостоятельно, без всякой помощи со стороны мануала, руководить большим или маленьким государством, моментально принимая решения и проводя их в жизнь.

Supreme Ruler 2010Но хватит вступительных слов, перейдем к делу. Прежде всего, давайте посмотрим, почему же в названии игры стоит число 2010, и как мир дошел до жизни такой. А началось все (по мнению создателей проекта) в 2004 году, когда Землю поразила Великая Депрессия. Паника на Нью-Йоркской бирже стала началом волн хаоса, распространяющихся по планете. Страны мира, чтобы избежать влияния соседей на свою экономику, перешли к политике изоляционизма. Такие союзы, как ЕС или НАТО, распались. Даже могущественная Организация Объединенных Наций ничего не могла с этим поделать, с каждым днем все более теряя свое влияние и контроль над ситуацией. А в 2008 году началось самое страшное — в Австралии одна из частей страны фактически объявила о своей независимости, что стало сигналом к "параду суверенитетов". Наиболее благополучные регионы стран мира старались отгородиться от своих бедных соседей, абсолютно не считаясь со своей принадлежностью к какой-либо нации. И все же человечество выжило, миновав возможность развертывания полномасштабной ядерной бойни. И на обломках ООН и прочих организаций сформировалась новая структура — так называемый Мировой Рынок, которая и взяла на себя поддержание хотя бы относительного порядка на планете. С этого момента и начинается игра.

Нам предстоит выбрать карту, на которой развернутся основные действия, и встать во главе одного из государств. Карт очень много, и они показывают практически все регионы мира. Причем в одном из сценариев игрокам предоставили даже возможность играть на всей площади земного шара (правда, при этом страны были объединены в блоки государств). Но самое интересное для нас в том, что в Supreme Ruler 2010 отображена не только Россия, но и Беларусь, Украина, Эстония, Литво-Латвия (иначе это государственное образование со столицей в Вильнюсе назвать никак нельзя). В общем, выбирайте, что вашей душе угодно, а я пока расскажу о целях игры.

Supreme Ruler 2010Вы можете поставить перед собой две основные цели. Первая — присоединение вашего государства к Мировому Рынку. Когда последний будет доверять вам в достаточной степени, случится голосование, определяющее, войдет ли страна в организацию или нет. При успехе голосования вы выиграете, нет — ну что ж, повезет в другой раз. Но намного более интересна игра, в которой вы ставите перед собой цель доминирования в регионе. Единственное, что огорчает, ограниченное количество времени, предоставляемое нам. Но это поправимо — легким движением руки достаточно изменить конечную дату сценария и играть вместо нескольких лет, скажем, столетие или вовсе тысячелетие.

После загрузки сценария глазам игроков предстает карта региона, поделенная на гексы. Гексов очень много (тысячи и тысячи), и на каждом из них может находиться какая-нибудь постройка, а также ряд юнитов. К счастью, обычно их не показывают, иначе в глазах у нас рябило бы, не переставая. Из гексов состоят страны/регионы, одним из которых нам и предстоит руководить.

Хотелось бы обратить ваше внимание на министров в игре. Они — ваши помощники, заведующие теми или иными областями человеческой жизнедеятельности: кто-то отвечает за экономическое развитие страны, кто-то — за оборону, а кто-то — за социальную сферу. В каждой стране вы сами принимаете решение, какого министра на какую должность назначить, и это приятно, потому как доверять такой ответственный выбор компьютеру — смерти подобно, мало ли чего этот "искусственный интеллект" напридумывает. Внимательно просмотрите список кандидатур, определитесь с ключевыми позициями и назначьте тех, кто вам понравился. После чего можете смело раздавать им указания.

Supreme Ruler 2010Возможно, последнее предложение натолкнуло вас на мысль, будто от игрока мало что зависит и ему придется довольствоваться опосредованными способами контроля над страной, подобно Majesty. Не волнуйтесь — игроку, как наивысшей инстанции, доступны любые решения в любой области. Просто разработчики пошли на удачный шаг, дав министрам доступ к управлению страной (и справляются они, чаще всего, неплохо). Соответственно, пока вы заняты другими делами, помощники займутся решением менее важных вопросов. Если же вы эдакий авторитарный товарищ, вмешивающийся во все дела и желающий всегда и во всем принимать личное участие, то можете просто закрыть доступ министрам к управлению. Ну а если предпочитаете демократию и децентрализацию управления — не мешайте им проводить свою политику в жизнь и просто давайте указания. Можно, скажем, попросить министра экономики работать над снижением расходов страны или же над повышением валового внутреннего продукта — тут главное не переборщить и подходить ко всему с разумной точки зрения. Ведь если ваши указания начнут вступать в противоречие друг с другом, страна может оказаться на грани краха. Простейший пример: попытка отдать одновременно два приказа министру социальной защиты населения — снизить траты на социальную сферу и поднять расходы на социальную сферу. Последствия — за свой счет.

Конечно же, первое, что я сделал, впервые сев за игру, — начал развивать экономику. То бишь, строить заводы, электростанции, разрабатывать новые месторождения природных ресурсов. Происходило это примерно в следующем порядке. Мы построили несколько угольных шахт и нефтяных вышек. Упало производство электроэнергии, и ее пришлось закупать за рубежом. Построили несколько новых электростанций — понадобилось больше сырья. Занялись строительством фабрик, производящих потребительские товары, — снова потери в электроэнергии. Лишь через год ценой невероятных усилий экономика стабилизировалась и перестала работать в убыток. Впрочем, все это произошло лишь благодаря внешней торговле — мы сбывали на мировом рынке излишки промышленной продукции, на чем весьма неплохо наживались.

Внешняя торговля — одно из важнейших направлений развития страны. Пожалуй, это единственная отрасль, в которой личный контроль критически важен. Стоит вам не так раздать указания — и вот, получите итог: нужное сырье не завезли, электростанции перестали работать, фабрики остановились, деньги пошли "в минус". В общем, не ослабляйте внимания ни на минуту, хотя бы до тех пор, пока в казне не появятся определенные излишки. Но вот счастливый игрок наконец-то накопил денег, потихоньку расплатился с займами и начинает думать над вопросом: "Куда бы все это потратить?". Оголтелые милитаристы немедля ринутся развивать вооруженные силы бешеными темпами и почти наверняка жестоко за это поплатятся. Ведь армии требуют снабжения, поставки военных товаров, наличия военных баз. И моментальный рывок "вперед планеты всей" может вызвать коллапс экономики. Лучше всего строить войска не торопясь, маленькими порциями, зато постоянно. По крайней мере, я придерживался именно такой стратегии и ни разу не прогадал.

А типов войск действительно много. Все, что можно встретить сейчас в армиях мира, присутствует и в игре. От инженерных частей до авианосцев, и от танков до ядерного оружия. Те же танки делятся на массу моделей, производимых различными странами. В общем, аж голова кружится, когда пытаешься окинуть взором все это разнообразие. Кстати, каждый юнит обладает набором характеристик, реалистично отражающих его боевые способности. Правда, мне показалось, что таковые характеристики у оружия советского/русского производства несколько занижены.

Сами же боевые действия происходят прямо на глобальной карте мира. Мы можем лично отправлять войска в атаку, а можем поручить это министру обороны. Мой вам совет — выбирайте второй вариант, иначе просто устанете перенаправлять отдельные мелкие подразделения в ключевые точки. Что еще понравилось, так это изменяющаяся линия фронта, отображаемая на карте. Наблюдение за ней оказывает в чем-то гипнотическое воздействие, особенно, когда ваши войска "рвут" оппонента.

Впрочем, завоевывать всех и вся совсем необязательно. Можно заняться развитием внутренней политики, обеспечить гражданам достойное будущее. Потратьте больше денег на социальные программы — и вы получите одобрение населения. А чем выше ваш рейтинг в народе, тем меньше желающих укрываться от уплаты налогов. Да и в благополучную страну потянутся стаями эмигранты, что, без сомнения, благоприятно скажется на ее дальнейшем развитии.

Еще одна область, о которой не стоит забывать, — исследовательская. Supreme Ruler 2010 предлагает нам массу технологий и улучшений для изучения как в военной, так и в мирной областях. Но учтите, что для ускорения технологического развития государства придется построить дополнительные исследовательские центры, а это дорогого стоит. Зато потом, обскакав всех соседей по ноу-хау, вы на своей шкуре поймете, каково это, быть "впереди планеты всей".

И последнее по очереди (но уж никак не по важности) — система дипломатии в игре. Ее проработка выше всяких похвал (за исключением одного момента, о котором чуть ниже). Возможно все — открытие посольств в других странах, заключение договоров о поставках сырья и товаров, пакты о ненападении и полноценные альянсы. Желающие могут обменяться технологиями или даже территориями. Короче говоря, создается впечатление ведения реальных переговоров (тем более что компьютер отнюдь не всегда такой уж сговорчивый и умеет чувствовать свою выгоду).

Несколько подкачала в игре графика — она устарела давным-давно, да и музыкально-звуковое оформление отстает от нынешних стандартов. Впрочем, такие частности в серьезных стратегиях волнуют лишь людей со слабым воображением, не так ли?

В принципе, игровая модель практически идеальна (не зря говорят, что на этой игре уже начали обучать политиков в некоторых странах Запада), за одним исключением. Дело в том, что компьютерный интеллект совершенно не понимает ценности земель. Как результат — можно выкупить территорию всей страны врага за какую-нибудь смешную сумму в несколько десятков миллионов долларов. И получить ее вместе со всеми юнитами в придачу. Лично я рекомендую такой возможностью не пользоваться — она портит все удовольствие от игры и вам вряд ли захочется продолжать эту партию (поверьте, это действительно так). Зато когда новые земли оплачены потом и кровью виртуальных бойцов — чувствуешь себя совсем по-другому.

Что еще меня удивило, так это система ходов в игре. Можно выбирать между двумя режимами — пошаговым и реального времени. Но последний имеет в составе активную паузу, так что пошаговый просто не нужен. К тому же, он всего лишь является вариацией режима реального времени — после нажатия на кнопку "конец хода" вы видите все то же самое, что и в другом режиме. В общем, смело можно вырезать пошаговость и не мучаться с этим "уродливым детищем разработчиков".
В целом, Supreme Ruler 2010 — великолепная стратегия, отражающая управление государством до мелочей. Рассказать даже кратко о ней в рамках одной статьи просто невозможно — настолько велико все ее разнообразие.

Оценка: 8.
Резюме: Отлично! Игра, которую практически не ждали, оказалась настоящим шедевром. Настоящая Стратегия с большой буквы, практически не имеющая аналогов. Если вы хотите понять, как это — быть президентом или премьер-министром, обратитесь к Supreme Ruler 2010. Если вы желаете стратегии, охватывающей все — от исследований до войны, и от социальных гарантий до дипломатии — это игра для вас. Если же вам больше нравится быстро, не думая, кликать мышкой, проходите мимо — вас проект явно не привлечет.

Morgul Angmarsky

Глобальная стратегия Обзор № 68 Supreme Ruler 2010

Яндекс.Метрика