Обзор Stray

Жанр: quest-adventure
Разработчик: BlueTwelve Studio
Издатель: Annapurna Interactive
Платформы: Windows, PlayStation 4, PlayStation 5
Минимальные системные требования: Windows 10, процессор Intel Core i5-2300 или AMD FX-6350, 8 GB ОЗУ, 10 ГБ на жёстком диске
История в Stray немного похожа на Biomutant: очаровательный зверёк в мире постапокалипсиса. Однако же в Stray главный герой – это самый обычный рыжий кот, и это превращает игру в этакий симулятор кошачьей жизни. На первый взгляд всё предельно просто: бегай по заросшим зеленью остаткам человеческой цивилизации, пей водичку из луж и мяукай в своё удовольствие.
Жизнь кота кардинальным образом меняется, когда он срывается с трубы и оказывается в заброшенном подземном городе. Ему приходится выживать – странные существа, напоминающие мелких хэдкрабов, пытаются сожрать котика без остатка. Спасение он находит в лаборатории, там же находит своего нового спутника – Б-12, дрона с амнезией.
Симулятор кота из Stray вышел отменный. Как любой приличный кот, наш герой умеет ловко и высоко прыгать, на разные лады мяукать и драть всевозможные поверхности своими коготками. И у всех этих кошачьих радостей есть геймплейное обоснование и необходимость. Мяукание – это способ привлечь внимание. Если сбросить банку с полки, можно в ней найти что-то полезное. Прыжки – основа платформера, на котором построена большая часть уровней. А если поцарапать дверь, возможно, её кто-нибудь откроет. И в этом кроется главное очарование игры, ведь никаких других способностей противостоять козням окружающего мира у нашего героя нет.
Помогает ему дрон Б-12 – он проводник, переводчик и рассказчик для кота. Благодаря нему игрок может узнать предысторию города, познакомиться с населяющими его роботами и даже кому-то с чем-то помочь. К тому же он – одна большая летающая подсказка: в любой момент напомнит, какая перед котиком стоит цель или к кому надо отправиться.
С одной стороны, всё предельно просто и понятно, игра линейная и не замысловатая, платформер несложный, загадки (почти) не вызывают затруднений. С другой – история не может не трогать. В мире, где не осталось людей, лишь одни роботы, всё ещё есть место семейной привязанности и верной дружбе, самопожертвованию и жажде справедливости – и кот становится невольным активатором целой череды событий в жизнях этих самых роботов.
В Stray предельно простое и понятное управление, хотя «обучающий» уровень кажется слишком коридорным, обширным и пустым. В дальнейшем игра исправляется: игрока направляют в нужное место с помощью подсветки, стрелочек, вывесок и рисунков самым наглядным образом. Иногда, правда, это немного путает, потому что путь напрямик невозможен. Несколько удивляет ещё и тот факт, что некоторые кнопки срабатывают на очень большом расстоянии: котик ещё и близко не подошёл к своему товарищу, а кнопка взаимодействия уже появилась.
Локации в игре довольно интересные, особенно на это влияет размер всего окружения: ящики, роботы, контейнеры – всё это больше кота по размерам, и чтобы их хорошо рассмотреть, придётся забраться как можно выше – тоже вполне себе кошачье занятие, согласитесь? И в принципе вся Stray построена на том, что героям предстоит добраться до самого верха этого немаленького на самом деле города. Особенно вознаградятся самые любопытные игроки: зачастую в стороне от основного маршрута может лежать какой-то коллекционный предмет или подсказка для его нахождения. Таких предметов не очень много, они необязательны и ни на что не влияют, но ради ачивок, красивых значков и пачки историй почему бы и не поискать?
Спокойное исследование локаций сменяется побегами от монстров и детективными расследованиями, а вместо дружелюбных роботов появляются бьющие током дроны-охранники – игра выстроена на контрастах, и это держит в тонусе. Можно испытать целый спектр эмоций, от жалости и сострадания, немного даже триллерного напряжения и отвращения до радости, облегчения и грусти.
У Stray есть свои недостатки. Самая очевидная – нереальная гениальность главного героя. Да, котом управляет игрок, но если подумать о ситуации в общем, получается, что котик каким-то образом понимает то, что ему говорит на своём языке Б-12, понимает то, что ему Б-12 переводит (потому что язык роботов отличается от его), понимает сложные команды и строит нетривиальные логические цепочки. Но в самом конце игры всё это как будто отменяется – и кот превращается обратно в самого обычного дикого зверя.
После того как будет пройдена половина игры, саспенс сменится на детектив. Такое изменение настроения ощущается как провисание в повествовании – смертельная опасность вдруг совершенно забыта и никого не интересует. При этом игрок не получит ответа на вопрос о происхождении монстров и о том, что с ними будет в конце игры, как будто создатели просто забыли о масштабе того, что показали в середине.
Также красивые и большие локации неизбежно ведут к тому, что игрок может потеряться – да, несмотря на обилие всевозможных указателей и стрелок, это всё ещё возможно. И это очень раздражает.
В игре есть сохранение на контрольных точках, но иногда они расположены не очень удачно, и большую часть уровня придётся проходить заново из-за смерти ближе к концу. Кроме того, если однажды стриггерить противников шумом или мяуканием, то впоследствии пройти уровень не получится – они расположатся так неудобно, что обойти их станет просто невозможно.
При выходе в меню до окончания игры можно выбрать и перепройти заново определённую главу, причём сюжетные воспоминания и предметы будут уже собраны. Но при этом если вы будете искать какой-то коллекционный предмет, то придётся пройти главу до конца, чтобы его сбор засчитался.
Графику в игре нельзя отнести к сильным недостаткам, она приятная, красивая и достаточно киберпанковская, но на контрасте с роботами, граффити и неоном дизайн кота смотрится странновато. В первое время очень заметна разница в качестве проработки шерсти, а его морда, особенно сблизи… Ну, к ней нужно просто привыкнуть, тем более что чаще всего придётся смотреть всё же на его спину.
И мелкие баги, куда же без них, но за почти 7 часов игры их было разве что несколько штук и все они лечились выходом и меню и заходом обратно.
Радости:
- Симулятор кота со всеми его кошачьими делами
- Приятная атмосфера заброшенного, но всё же живого города
- Небольшая, но трогательная история в основе сюжета
- Вибрация на геймпаде добавляет игре атмосферности
Гадости:
- Иногда милый кот совсем не милый
- Можно потеряться в локации, даже несмотря на множество указателей
- Проседание в повествовании после середины игры
Оценка: 9,0
Вывод:
Stray – это та инди, в которую приятно окунуться, чтобы отвлечься от реальности и почувствовать себя в кошачьей шкуре. Она не претендует на какой-то глубокий смысл, но при этом предлагает почувствовать себя спасателем одного конкретного города – чтобы потом пойти по своим кошачьим делам дальше, не оглядываясь.
Обзор написан по ПК-версии игры
LizardLia