Обзор Spore [КГ] | VRgames - Компьютерные игры, кино, комиксы

Обзор Spore [КГ]

on октября 31, 2008 - 00:00

Жанр: симулятор эволюции
Разработчик: Maxis
Издатель: Electronic Arts
Количество дисков в оригинальной версии: 1 DVD
Минимальные требования: Pentium 4/Athlon XP 2 ГГц, 512 Мб памяти, 3D-ускоритель со 128 Мб памяти, 5 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования: Pentium 4/Athlon 64 3 ГГц, 1 Гб памяти, 3D-ускоритель с 256 Мб памяти, 5 Гб на винчестере
Локализация: SoftClub

Об этой игре ходили самые разные и невероятные слухи. А как же иначе — ведь разработчики из Electronic Arts замахнулись ни много ни мало на создание симулятора эволюции. От примитивной амебы к космической цивилизации. "Как они это реализуют? На что будет похож геймплей? Будет ли это хоть сколько-нибудь жизнеспособно?" — задавали себе вопросы посетители посвященных проекту сайтов. И вот, наконец, час пробил и на суд общественности выходит игра, имя которой Spore.

"Какие забавные рыбки! А как их много!"
последние слова съеденного пираньями

Лекция только началась, и опоздавшие студенты с шорохами и скрипами рассаживались по местам, а мел господина профессора уже противно скрипел по грифелю доски. Наконец, скрип стих, и все желающие теперь могли прочесть гордую надпись: "Эволюция".
- Итак... — профессор повернулся лицом к аудитории и выжидающе посмотрел на копошащиеся ряды. Под близоруким взором светила науки студенты успокоились (ну, разве что кроме "галерки", обитателям которой, как правило, все до лампочки), и преподаватель, причмокнув губами, продолжил.
- Эволюция. Что же это? Мы не знаем доподлинно всех обстоятельств зарождения и развития жизни на нашей планете, но эта, без сомнения, великая гипотеза позволяет объяснить если не все, то очень многое. Миллиарды лет назад падение метеорита в первичный океан из жидкого газа...
- Профессор, можно вопрос? — студент, сидящий на первом ряду, разве что не подпрыгивал на месте. От жажды знаний или от желания засветиться? Профессор склонялся ко второй версии, но внимание к предмету ему явно льстило, посему он милостиво кивнул, поощряя слушателя продолжать.
- Метеориты, океан газов... Но как же быть с Великой Божественной Волей, в конце-то концов? — студент выглядел действительно заинтересованным данным вопросом.
Господин профессор снисходительно усмехнулся:
- Мой юный друг... Подумайте сами, разве Воля Божья стала бы создавать такую странную форму жизни, как мы, пучебрюхие стеблеглазы? Думаю, что вряд ли, — и все шесть глаз преподавателя мелко-мелко задрожали на стебельках. Профессор от души веселился и не скрывал этого.

"Тяжела и неказиста жизнь эвглены серебристой", — невольно подумал я в тот момент, когда жалкое создание из глаз, пасти и жгутика исчезло в чреве кого-то огромного и зубастого. На экране монитора — первый этап долгого эволюционного пути. Самое дно зарождающейся на планете пищевой цепочки. Какой космос, какая цивилизация? Об этом даже думать пока рано, но, тем не менее, основы закладываются уже здесь, в первичном бульоне. Чуть раньше, при выборе планеты (это простая формальность, не влияющая на игровой процесс), требовалось определиться с диетой нашего подопечного (а вот это уже серьезный выбор!): мясо или зеленая травка с хлорофиллом?
"Вегетарианство — путь к вымиранию", — решил я, и новоиспеченная форма жизни тут же обзавелась внушительным роговым клювом. Начало было положено. Оставим же след для будущих поколений палеонтологов!

Spore

На что больше всего похож "клеточный" этап игры Spore? По сути, жизнь в первичном бульоне — это двухмерная аркада. Амеба (или эвглена, а то и спирохета) плавает в мутной жиже и щиплет стебельки примитивных водорослей. Или же поедает более мелких своих собратьев. Собратья, как правило, с писком уплывают, не желая становиться едой. Если же наша амеба недостаточно шустра, то в "бульоне" хватает мясных кусочков — остатков трапезы более крупных хищников. Они, кстати, тоже не дремлют: зазеваешься — мигом станешь чужим обедом. Впрочем, к финалу игры это не приведет, хотя общую статистику и подпортит. Управление максимально упрощено: хочешь — щелкай по привычке мышью, привык к шутерам — четыре стрелочки к твоим услугам. За каждый кусочек съеденной органики наш подопечный получает очки ДНК, которые являются своеобразным аналогом "экспы". А доступные улучшения или "генетические фрагменты" выпадают из безжалостно пожираемых обитателей "бульона". Спектр улучшений на этапе "клетка" не очень широк, но развернуться есть где: тут и шипы, и электрическое стрекало, и ядовитая железа. Специально для фанатов инфузорий — реснички. Кстати, проплавать до конца этапа в первозданном виде вряд ли удастся. Новые формы жизни быстро опустят примитивный организм в самый низ пищевой цепи. Так что, как только появляется возможность — используйте "брачный зов" и эволюционируйте путем направленных мутаций.
Рано или поздно наша амеба (хотя к финалу этапа "клетка" это уже скорее примитивная рыба) отращивает мозг (да-да! Это будет наглядно продемонстрировано) и решает осваивать сушу. Впереди — второй по счету этап эволюционного безумия Spore.

"Убил, съел, перевоплотился".
Л. Каганов "Харизма"

-...Таким образом, выход наших далеких предков на сушу ознаменовал важнейший виток эволюции. Конечно, освоение новой экологической ниши было сопряжено с определенными э... э... трудностями и... — профессор моргнул всеми шестью зрачками, силясь подобрать нужное слово. Наконец, это ему удалось, и он закончил фразу, — и борьбой с конкурентами. Ведь уже к середине рассматриваемого периода на суше обитало множество видов.
- А что стало с остальными "потенциально разумными"? — на сей раз вопрос прозвучал с самых дальних рядов аудитории. Профессор недовольно дернулся: он очень не любил, когда его прерывали. Однако на вопрос все же ответил:
- Потенциально разумные? Другие виды? Мой юный друг, мы их просто съели.

Отрастив лапы, мой подопечный вместе с себе подобными выбрался на сушу. Место для гнездовья было выбрано без моего участия, прямо на берегу фиолетового океана. Вдали шумели причудливые деревья-зонтики. В небе лениво проплывал раскаленный шар солнца. В общем и целом, картина была приятная: как в графическом плане, так и в плане дальнейшего эволюционного развития. На мини-карте маняще мигали зеленые вопросики — гнезда конкурентов. Пора было начинать охоту...

Spore

Первые встреченные существа напоминали огромные мозги на ножках. Наименование вида было соответствующим: мозговик. Здраво рассудив, что эти ущербные создания не должны жить дальше, я перешел в боевой режим. После убийства пяти особей вопросик сменил красный череп, а мой подопечный получил 30 пунктов ДНК и новый "генетический фрагмент". Генетические фрагменты можно получать еще и собирая разбросанные на карте кости вымерших животных. Чем больше скелет, тем круче будет найденный геном. А вот драгоценные пункты ДНК иначе как двумя способами не получишь: либо подружиться с чужим видом, либо слопать проклятых мутантов. Причем награда варьируется в зависимости от сложности.
Два, а иногда и три раза на этом этапе повстречается задание "миграция". За его выполнение также дают драгоценные пункты ДНК.

По мере развития питомца и роста его мозга будет открываться возможность создавать свою стаю — всего до трех особей. Делается это элементарно: перейдя в режим общения, повторяем движения и ужимки объекта вербовки. Чем лучше это удается, тем больше шансов на успех.

Именно на этапе "существо" мутантогенератор Spore работает на полную катушку. При успешной охоте и собирательстве окаменелостей получается огромная коллекция различных частей тела. Пасти, кисти рук, ступни, глаза, хвосты, рога и костяные наросты. Все "фрагменты" распределены в редакторе по закладкам, где, в свою очередь, расположены по четыре в ряд от худшего к лучшему. Пасти хищников повышают успешность кусания, пасти травоядных и всеядных улучшают навыки пения. Лапы/ступни — все по аналогичному принципу: хватание, танцы или и то, и другое вместе. Чисто декоративную функцию исполняют, пожалуй, только глаза, уши и носы. А вообще, в редакторе существ можно творить часами, наслаждаясь многообразием возможных жизненных форм. Не ленитесь сохранять свои творения: во-первых, их можно будет выложить для скачивания на официальный сайт Spore, а во-вторых, на космическом этапе игры вы вполне можете отыскать свои творения в чужих мирах.

Что еще заслуживает упоминания на этапе "существо"? Наверное, бродящие по карте существа-переростки с количеством здоровья в 250 единиц. И мега-хищники, возвышающиеся над деревьями и не знающие конкуренции со своими 1000 хит-поинтами. С "переростками" можно дружить и даже завербовать в свою стаю. От титанов мира Spore лучше убегать как можно скорее. Впрочем, труда это не составит.
Кстати, еще несколько слов о стае: этот момент в игре реализован несколько коряво: состоящим в стае особям нельзя задать даже простейших команд, а заявление разработчиков, что "существо в стае повторяет все за вами" не очень срабатывает в разгар охоты. Вот и получается, что, нарвавшись на слишком сильного монстра, ваша стая героически гибнет, а вам приходится тратить время на сбор новых друзей-товарищей. Мелочь, а неприятно.
Но вот мозг жертвы эволюции разрастается до непотребных для животного размеров, и мы переходим на новый этап — "племя".

Spore

Труд сделал из человека обезьяну

- Палка-копалка! Первый инструмент, первая ступень на пути от эволюции биологической к эволюции социальной! — разливался соловьем увлекшийся профессор. — Когда лапа первого пучебрюха сомкнулась на палке-копалке, определилась судьба всей нашей планеты. Наш род выпал из пищевой цепочки, став выше нее! — картинно раскинув в стороны десяток ложнощупалец, господин профессор выжидающе замер, ожидая вопроса. На сей раз напрасно: задние ряды вовсю резались в крестики-нолики, а передние тупо смотрели на доску, явно потеряв нить лекции.
- Как же такое произошло? Как же наш далекий предок догадался использовать это, не побоюсь сказать, великое орудие труда? — спросил сам себя профессор, сильно расстроенный невниманием. И сам же ответил:
- Видимо, палка свалилась ему на голову и здорово ушибла не окрепший еще мозг.

В начале этапа в активе имеется: вождь (1 шт), дикари-соплеменники (2 шт.), главная хибара (1 шт.), тотем, он же склад припасов (также одна штука). Все это придется использовать на полную катушку, чтобы обуздать непокоренную природу и выйти к этапу цивилизации.

Радуйтесь, любители RTS: теперь можно обвести своих подопечных рамочкой и отправить на задание. Можно строить здания! Тут даже есть ресурсы! Точнее, один ресурс. А еще точнее — банальная еда. Именно ее мы будем расходовать на постройки, на воспроизводство новых соплеменников, на... Нет, пожалуй, следует рассказывать обо всем по порядку.
На берегу теплого фиолетового океана расположилось стойбище пучебрюхов разумных. Вокруг — все те же девственные леса, населенные самыми разными видами животных. Пока наше племя — единственное разумное на этой планете, но, поверьте, это совсем ненадолго. Очень скоро все круто изменится, так что тормозить не стоит. Отправляем наших дикарей на охоту или на сбор плодов. Тут, кстати, преимущество у выбравших всеядность: с добычей пищи у них гораздо меньше проблем. Как только появится первый запас еды — выращивайте новых соплеменников. Не лишним будет также и приручение диких зверей. Одни будут исправно снабжать племя едой, другие — нести сторожевую функцию. Количество прирученных зверей ограничено тремя, но, если честно, больше и не нужно. Собственно, и ваше племя на пике своего развития будет включать в себя максимум девять э... "человек".
Собираем еду, копим стратегический запас... Очень скоро игра выдаст сообщение, что вокруг появляются новые племена. Тут и начинается самое главное на этом этапе. Чтобы с триумфом перейти к этапу "цивилизации", нужно либо уничтожить, либо заручиться поддержкой всех племен. Впрочем, можно и комбинировать два этих варианта. Главное, следует помнить, что "политическая линия" повлияет в дальнейшем на тип вашей цивилизации: завоеватели и дальше будут решать все путем оружия, миротворцы станут нести в массы религиозную идею, а комбинаторы будут побеждать силой денег. Не ошибитесь в выборе.

Для успешных действий в вашем распоряжении три ветви зданий: военная — сюда относятся мастерские по изготовлению копий, топоров и факелов; "дипломатическая" — мастерские дудочек, трещеток и труб; и "вспомогательная", включающая в себя мастерскую рыбака, шатер шамана и склад-подсобку.

Помимо покупки сооружений, вы можете еще и одевать свое племя: для этого служит все тот же редактор существ, только теперь вместо "генных" модификаций к нашим услугам фрагменты одежды. Одни прибавляют здоровье, другие — улучшают атаку, третьи помогают в добыче пищи. Выбор, опять-таки, за вами. Сразу доступны далеко не все здания и элементы снаряжения. Их количество растет по мере уничтожения и подчинения других племен.

Нападение диких зверей, воровские набеги чужих племен, охота и собирательство, войны и показательные концерты — вот что ждет вас на "племенном" этапе. С подчинением последнего племени начинается новая эпоха — эпоха цивилизации.

Spore

Война... Война никогда не заканчивается.
Fallout

- Природная коммуникабельность пучебрюхов послужила причиной объединения и ассимиляции множества населяющих нашу планету племен. Не желающие следовать нашим путем... — профессор со значением посмотрел на беснующуюся "галерку", — утратили свое место и вымерли. Социальная эволюция оказалась не менее жесткой, но наша раса сумела выдержать и это испытание. И вот, наш мир — одна большая дружная семья... — вспомнив последние выпуски новостей, профессор виновато закашлялся и несколько изменил финальную фразу, — то есть, будет одной большой и дружной семьей, когда мы наконец-то долбанем как следует ядерной бомбой по неверным на другом полушарии.

Рассказывая про этап "племя", я уже упоминал о трех типах цивилизаций: милитаристы, торговцы и теократы. То, к чему пришло ваше племя, определит и вашу стратегию на этапе "хай-тек".

Милитаристам придется строить военные машины и завоевывать господство в мире огнем и мечом, торговцам — душить врага капиталом, а теократы будут вовсю эксплуатировать "агит-машины", убеждая неверных склониться к свету истинной религии.

Впрочем, хоть методы и различны, цель всегда одна — подчинить себе все города на планете. На мой взгляд, здесь разработчиками допущен явный дисбаланс: а именно, милитаристам позволено больше, чем другим. Их боевые машины способны не только захватывать города, но и разносить в щепки чужую технику и артиллерию городской обороны. С другой стороны, "торговцам" приходится тяжелее всего: нужно сохранять мирные отношения, чтобы вести свое экономическое завоевание, а когда вас встречают пушками, какая может быть торговля? Вот и приходится бедолагам капиталистам крутиться и вертеться, направо и налево раздаривая подарки о множестве нулей. А ведь чем больше ваше влияние, тем негативнее к вам относятся другие правители, видя в вашей державе угрозу для собственной власти. Можно, конечно, и сменить специализацию на религиозную или военную при захвате города с соответствующей направленностью, но стоило ли тогда заваривать кашу с экономикой?

Во всей игре этап "цивилизация", на мой взгляд, является самым скучным и непродуманным. Тупо штампуем танки/агит-машины/грузовики и своими методами давим врага. Снова штампуем технику. Захватываем источники пряности (привет, "Дюна"!)...

ИИ ничем не выделяется, но на то, чтобы исправно огрызаться, его хватает. Видов техники доступно ровно три: наземная, воздушная и морская. Зданий в городе тоже ровно три, не считая ратушу: завод, жилой дом и "казино". Завод повышает уровень дохода, но портит нервы горожанам, казино снимает напряжение, а домики увеличивают лимит техники. Знакомо? Да. А еще — скучно. Вся радость — в возможности самому создать все виды техники и построек, хотя положение это не особенно спасает, ведь заниматься "мутациями" существ гораздо интереснее и забавнее. В общем и целом, этап цивилизации вызывает стойкую ассоциацию с игрой на мобильном телефоне: вроде и все элементы стратегии на месте, а все равно и примитивно и скучно.

Наконец, изрядно разочаровавшись в игре, я перешел к финальному, космическому этапу...

Spore

Космос будет наш!

До конца лекции оставалось чуть больше пяти минут, когда господин профессор наконец-то перевел дух. Основной материал был изложен: теперь оставалось выслушать вопросы заинтересованных в досрочном зачете студентов. "Я люблю мелкий подхалимаж", — частенько повторял этот преподаватель, и студенты быстро усвоили эту нехитрую истину. После милостивого разрешения задавать вопросы над рядами вырос настоящий лес из щупалец. Наугад ткнув в одного из студентов, профессор кивнул головой, всем своим видом показывая, что он готов слушать.
- Господин профессор! А жизнь на других планетах... Могла ли она развиваться по схожему пути? И есть ли вероятность, что она вообще существует? — голос вопрошавшего был писклявым и противным, но вопрос в общем и целом имел право на существование.
- Видишь ли... — профессор замялся, тщась вспомнить "писклю" по имени, — безусловно, жизнь есть где-то там, среди звезд. Похожа ли она на то, что есть у нас? Вряд ли. Эволюция — дама с хорошим чувством юмора. Но юмор у нее, как правило, черный.

Поздравляем! Наконец-то перед нами откроются все тайны Вселенной! Первый космический корабль построен, реакторы заряжены, связь с ЦУПом нормальная, получаем задание — и вперед!

Начало этапа вызвало у меня стойкое дежавю с "Космическими рейнджерами". Куча звездных систем, множество разумных рас, солидный набор заданий на планетах, наградная система... Все очень похоже. Шок наступил в тот момент, когда я прокрутил колесико мышки, удаляя картинку... Такого я еще не видел ни в одной игре. Безусловно, за такое, Spore можно простить те недочеты, что встречались на предыдущем этапе: огромная галактика с сотнями тысяч, если не с миллионами звезд (без преувеличения) — масштаб просто поражает, он поистине космический. Маленький указатель "Дом" теряется в искрящемся звездном вихре. А ведь вокруг каждого светила еще и планеты... И на каждой (разве что кроме газовых гигантов) можно побывать... А на многих есть и жизнь. Разумная в том числе. В придачу ко всему — куча возможностей. Можно искать артефакты, прокладывать торговые маршруты, колонизировать и благоустраивать новые миры, воевать и заключать союзы с другими цивилизациями. Есть еще и дикие племена и воющие между собой индустриалисты. Правда, с ними можно общаться лишь посредством кругов на полях, но и это уже немало. В качестве бонуса — "призрачная угроза" в лице неведомой и очень злобной расы гроксов. Впрочем, если вы попытаетесь отправиться к центру Галактики, то угроза сразу же перестанет быть призрачной и станет самой что ни на есть реальной.
От обилия возможностей голова идет кругом. Однако вначале следует взять себя в руки и постараться выполнять задания, предлагаемые и родными планетами, и чужими расами. Ведь, заключая торговые соглашения и союзы, исследуя чужие миры и воруя представителей докосмических цивилизаций, можно получать знаки отличия, открывающие доступ к инструментам терраформинга и новым улучшениям космического корабля. А без улучшений — никуда. Самый первый звездный двигатель маломощный, что особенно будет ощущаться при выполнении заданий на время: иногда приходится совершать прыжки через пять-шесть звездных систем (а ведь далеко не всегда отношения с соседями по Вселенной будут милыми и безоблачными). Запас энергии в реакторах тоже не лишний, а уж про новые виды вооружений и говорить не приходится. В общем, есть где развернуться.

SporeА какие красоты раскрывает перед нами Галактика... Порой, оказавшись в атмосфере какой-нибудь карликовой луны, вращающейся вокруг газового гиганта, и просто любуешься восхитительно неземным небом. А двойные звезды в небе, а бьющие в небеса ледяные гейзеры... И пускай все смотрится "мультяшно", зато удивительно красиво! Этот момент (плюс еще задания по сбору инопланетных существ) вызвал у меня ассоциации с мультфильмом "Тайна третьей планеты", да и сам "галактический антураж" имеет много общего с этой лентой — и звездные пираты, и невозможные инопланетные существа.

Что поражает, так это полная свобода. В принципе, можно и вовсе ничего не делать, а просто летать по Галактике, собирать артефакты и дружить с инопланетянами. Получается чуть ли не игровое воплощение "Звездного пути". А можно медленно и неспешно расширять свою звездную империю. Только учтите: колонии и союзники частенько запрашивают вашу помощь в самых разных вопросах. Иногда это экологическая катастрофа (предлагается за определенное время уничтожить помеченных желтым маркером существ), а иногда и нападение ужасных гроксов или иных врагов.

К слову, о врагах. Момент "сражений" реализован, как... правильно, как аркада. Управление — привычные стрелочки и мышь. Если с вами есть союзники, то они будут вести себя так же бестолково, как ваша стая на этапе "существо" — то есть, будут лезть под вражеские бластеры и быстро умирать. Приготовьтесь также к тому, что воевать придется против превосходящих сил противника, причем, даже если действие происходит на вашей собственной планете, помощи от родного поселения вы не дождетесь. А самая большая бочка дегтя в том, что частенько полудобитый враг врубает полную передачу и резво направляется за горизонт, причем ваше оружие достать его не может. Нет, догнать и прибить его можно, но только действовать придется очень быстро, а бить исключительно лазером (ракеты в критическом состоянии врага почему-то не берут). Если же промедлили, то встречайте отремонтировавшегося и полного сил врага. К этому я так и не смог привыкнуть, посему военные действия превратились для меня в сущий ад. Особенно это касается пришествия гроксов: эти ребята бьют больно, а живучи, аки черти. Так что при всем великолепии и величии в плане боевых действий космическая часть зарабатывает жирный минус. Впрочем, возможно, это лишь мнение старого поклонника пошаговых стратегий...

Плюсы:
настоящий симулятор эволюции,
возможность создавать свои формы жизни,
бескрайняя галактика,
удобство управления.

Минусы:
затянутость и примитивность этапа "цивилизация",
неадекватные действия компьютерных союзников,
излишняя живучесть и "бессмертность" врагов на галактическом этапе.

Оценка: 8.5
Вывод: В Spore все смотрится уместно и красиво. Графика пусть и не самая выдающаяся, но вполне симпатичная, анимация существ вызывает восхищение, а звук, который ваши подопечные будут издавать в порыве ярости, любви или испуга, не раз и не два вызовет ваше умиление. В общем и целом, проект "Эволюция" можно считать крайне удачным.

Кирилл Токарев

Симулятор жизни Обзор №106
Яндекс.Метрика