Обзор Shadow of Rome
Платформа: PS2
Жанр: Action/stealth
Разработчик: Capcom
Издатель: Electronic Arts
Геймеры, оглянитесь вокруг — наступает весна, расцветают кактусы на пыльных подоконниках, а сквозь зашторенные стекла компьютерных клубов пробиваются яркие лучи солнца. А самое главное — приближается традиционный перед летним застоем урожай релизов. И одной из первых, но тем не менее довольно откормленной ласточкой прилетела к нам наша сегодняшняя гостья. Прилетела как раз в тот момент, когда многие из нас уже мечтают о песке буржуйских или не очень курортов или о родной помидорной плантации. Подсознательно хочется убежать от слякоти, авитаминоза и прочих весенних "радостей". А куда же бежать геймеру, как не в какой-нибудь курортный уголок виртуального пространства? Остается только выбрать маршрут.
Mercenaries — красиво, эффектно, но немного однообразно, Devil May Cry 3 — вкусно, но не все же любят готику и демонов. А что это за красивая коробочка с призывно протягивающим руку римлянином? Да это как раз то, что надо! Древний Рим, жгучее итальянское солнце, желтый песок гладиаторской арены, вечно голодные львы и свежая кровь на серебристом лезвии гладиуса. Неплохое место для отдыха в промежутках между спасением миров. Хотя в этот раз придется спасать не мир, а всего-навсего Римскую империю, которая все равно потом развалится. Заодно можно подготовиться к предстоящему празднику под названием "централизованное тестирование", ведь, поиграв в эту игру, вы сможете дать, может быть, не самый верный, но по крайней мере развернутый ответ на вопрос об убийстве Цезаря. Согласны? Тогда прочтите этот краткий путеводитель — и в путь!
История берет свое начало с тех жарких летних дней, когда беды ничто не предвещало, но смерть уже топталась у дверей. 44-й год до нашей эры. Цезарь вовсю пытается создать так называемый римский мир, но вскоре умирает от кинжала неизвестного, произнеся при этом вошедшее в историю "И ты, Брут (Brutus)!". В убийстве обвиняют пойманного рядом с покойным легионера. Его сын Агриппа ведет кровавые бои с германскими племенами на границах Римской империи. Узнав о постигнувшей отца участи, он возвращается в Рим как будто специально, чтобы увидеть еще и смерть своей матери от рук римского генерала по имени Брутус. Агриппа клянется отомстить ему и вызволить томящегося в тюрьме отца. Тем временем Октавианус — племянник Цезаря и друг Агриппы — ведет собственное расследование смерти своего дяди. Он узнает, что победителю проводящихся по случаю смерти Цезаря гладиаторских боев будет дана возможность лично казнить его убийцу. Когда он рассказывает об этом Агриппе, тот решает стать гладиатором, тем самым получая возможность спасти своего отца. Вскоре к ним присоединяется таинственная женщина-гладиатор с приятным любому фанату Silent Hill'а именем Клаудия.
Играть нам предстоит по очереди Агриппой и Октавианусом. Каждый из них обладает своим набором уровней, и их пути практически не пересекаются. Поговорим о каждом в отдельности.
Игра за Агриппу — типичный слэшер. На первом уровне нам дадут поиграть на гладиаторской арене, потом история делает лихой поворот, отсылая нас к событиям далеких дней, когда Агриппа еще не был "ниже самого низкого раба", или попросту гладиатором. Итак, игровой процесс прост и изящен. Перед выходом на арену мы прослушиваем краткий инструктаж, выбираем оружие и выходим на желтый песок, а там уж — как повезет. Миссии вполне разнообразны: классический десматч, командные битвы по разрушению статуй, захват крепости, битвы с голодными тиграми и даже гонки на колесницах. После прохождения всех боев на данной арене мы встречаемся с боссом, а после его кончины отбываем на следующую арену. В промежутках между аренами мы можем побегать по гладиаторской базе в Риме, общаясь с другими гладиаторами и узнавая подробности о новой арене.
Агриппа пользуется обеими руками (для основного и вторичного оружия), ногами (чтобы пинать поверженных соперников) и чайником, на который можно надеть подаренный зрителями или отобранный у врагов шлем. Сами бои очень красивы, эффектны и предельно кровавы. Врагам можно отрубать руки и ноги, разбивать булавой череп, избивать до смерти оторванной у них же самих рукой, разрубать на две части огромным мечом и видеть кровавый фонтан из еще теплого тела, сжигать и совершать с ними другие опасные для жизни и здоровья действия. Куда уж тут хваленому Manhunt'у! Там нам приходится убивать вооруженных до зубов бандитов, маньяков, психопатов и просто отморозков. А здесь нас выводят на залитую солнцем арену, дают тяжелый двуручный топор и приказывают покровавей прикончить безоружных рабов. Словом, у противников насилия в играх появился еще один кровный враг.
Оружие имеет обыкновение ломаться, а новое можно либо отобрать у врагов, либо получить в подарок от жаждущих хлеба и зрелищ зрителей. После каждой вашей эффектной атаки вы можете боевым кличем попросить у зрителей поддержки. Иногда кидают оружие, иногда восстанавливающую жизни еду, а иногда обычные розы, помогающие быстрее заполнять индикатор "эффектности". А когда он полностью заполнится, то можно выпросить у благодарных за кровавое зрелище зрителей огромный гладиаторский меч, алебарду и прочие средства быстрой отправки противников в лучший мир. Главное — все время применять различные комбо, коих в игре в изобилии, чтобы зрители не заскучали. Но имейте в виду, что противники тоже не лыком шиты, и если вы не будете достаточно быстры, могут прикарманить пожертвованное вам добро. Очки, полученные вами по ходу битв, складываются, и при накоплении определенной суммы обеспечивают вам некий постоянный бонус, например, шлем или доспехи.
Иногда на аренах встречаются различные хитрые приспособления вроде стреляющих принесенными вами камнями катапульт, огненных ям, срабатывающих от нажатия на расположенную рядом кнопку, горшков с горящим маслом, вращающихся ножей и прочего. Все эти смертоносные устройства разнообразят стандартный слэшеровый геймплей и помогают заработать еще немного "эффектности".
Долю разнообразия вносят и боссы, выполненные в лучших Capcom'овских традициях. Так, уже настроившихся на более или менее серьезную и в какой-то мере историческую игру геймеров огорошивают огромным варваром, контролирующей стервятников колдуньей и сидящим на боевом слоне карликом. Но в стиль игры они вписываются хорошо и, несмотря на достаточную сложность в прохождении, выглядят этаким отдыхом между стандартными гладиаторскими боями.
Но настоящий сюрприз разработчики оставили на потом — это широко разрекламированные еще в трейлере гонки на колесницах. Особенно они понравятся фанатам Carmageddon, Destruction Derby и прочих Twisted Metal. Победить можно как придя к финишу первым, так и выведя из строя остальных противников, сломав им транспортное средство или попросту отправив к предкам с помощью кнута, боевого топора или багра. В лучших традициях Terminator Redemeption игроки могут на ходу перепрыгивать в оставшиеся без хозяев транспортные средства, продолжая путь на менее поврежденной колеснице. Чтобы еще больше расширить пропасть, что пролегла между гонкой и тем, что мы наблюдаем в Shadow of Rome, разработчики не удержались и добавили специального гоночного босса, которого тоже можно как убить, так и обогнать, хотя осуществить последнее весьма проблематично. Вообще, разработчикам, без сомнения, удалось передать неповторимую атмосферу битвы ради удовольствия толпы. Когда после очередного кровавого месива Агриппа смотрит на беснующуюся на трибунах публику и с гневом в голосе вопрошает: "Неужели так приятно смотреть, как люди убивают друг друга, как дикие звери?!", когда ты выходишь на арену и видишь, как тигры доедают тех, кто выходил до тебя, когда амбал-гладиатор с мольбой пытается отползти от медленно приближающегося к нему палача с огромной булавой и из-за захлопнувшейся за твоей спиной двери доносится его сдавленный крик, заглушаемый воплями зрителей, — ты, черт возьми, веришь, что так все и было.
Поверьте, игра стала бы хитом даже в том случае, если бы была возможность играть только за Агриппу. Но разработчики били наверняка, преподнеся нам стелс-миссии Октавиануса. Таким образом, игру купят любители древней истории, фанаты слэшеров, обожатели мяса и кровищи, ценители стелса и даже поклонники гонок. В общем, выйди игра чуть раньше, был бы универсальный подарок любому геймеру на 23 февраля. Но вернемся к нашему "тихушнику".
На первый взгляд, Октавианус не представляет собой ничего выдающегося, особенно после Агриппы, но стоит вам поиграть за него хотя бы час — и вы поймете, что по силам он как минимум равен, а возможно, даже превосходит Агриппу. Во-первых, Октавианус в совершенстве владеет всеми талантами госпожи Крофт: умеет подтягиваться, прижиматься к стене, преодолевая тем самым узкие щели и перемещаясь по карнизам, и совершать множество других акробатических этюдов. Во-вторых, он владеет искусством быстрой нейтрализации противника с помощью веревки, горшков и прочей кухонной утвари, умеет прятаться в шкафах, вазах и горшках, пережидая некстати поднявшуюся тревогу. А еще Октавианус позаимствовал у дядьки Хитмена возможность примерять на себя украденные или снятые с тел оглушенных врагов предметы гардероба. Но если лысый киллер мог надевать лишь мужские костюмы, то Октавианус спокойно может повязать лоб платком, надеть костюм служанки и, взяв в руки кувшин с вином, притвориться простой работницей местного общепита. Довольно мило смотрится, когда к ничего не подозревающему часовому подкрадывается такая вот домработница, бьет его кувшином по голове и втихаря оттаскивает тело подальше. Правда, охранников тоже так просто не проведешь. Они поднимают тревогу, если видят, как вы бежите, несете что-либо в руках, подкрадываетесь сзади к их товарищу, прижимаетесь к стене, наклоняетесь, прячетесь, подсматриваете в замочную скважину, а также при прочих попытках нарушения общественного порядка. Мало того, даже просто пройдя мимо вы можете вызвать всплеск подозрений с их стороны, а часто еще и вопросы с тремя вариантами ответов. Выберете верный — охранник оставит вас в покое, ошибетесь — поднимет тревогу. Приплюсуйте к этому смерть нашего персонажа от первого же полученного удара и бегающих быстрее него охранников — и получите хорошую добавку к недавно пройденному Metal Gear Solid'у.
Помимо стандартных для стелс-акции заданий — украсть, подслушать, проследить — в игре встречаются аркадные моменты вроде поиска разбросанных по локациям медных монеток, за которые мы можем обставлять свое жилье, битвы с тиграми и пиратами с помощью факела и многое другое. Приятно реализована и возможность походить по прекрасно сделанным и тщательно детализованным улицам и площадям древнего Рима, послушать разных персонажей, в обилии населяющих каждую локацию, и, конечно, раскрыть тайну убийства Цезаря.
По ходу игры нас сопровождает чуть пафосная, но от того не менее приятная музыка. Не отстает и визуальная часть, не очень отличающаяся от все того же Metal Gear'а. Гладкая лицевая анимация, мультики, сравнимые с теми, что были в Final Fantasy, и красивые пейзажи с интерьерами радуют глаз и придают каждой новой локации свой незабываемый стиль.
Есть, конечно, и минусы: не слишком разнообразные гладиаторские бои, чересчур сложные Stealth миссии и некоторая нелогичность. Например, мне с трудом верится, что только что потерявший обе руки гладиатор разбежится и попытается вас протаранить, что человека можно заставить хромать, кинув в него отрубленной головой, пусть и со смещенным центром тяжести, что когда заканчиваются стрелы для лука, он ломается пополам, что после удушения куском веревки противник просто засыпает... Есть много таких же мелких, но обидных проколов. И именно они не позволяют поставить Shadow Of Rome заслуженную девятку. Впрочем, к чему портить себе удовольствие от игры, ведь "Тень Рима" — герой дня, а как гласит старинная гладиаторская поговорка — победителей не судят.
Если вы готовы — тогда вперед в прошлое, в тот самый Древний Рим, где жизнь человека не стоит и капли оливкового масла, где по улицам ходят суровые легионеры, а на посыпанной бурым от крови песком арене умирают гладиаторы.
Оценка: 8.
Резюме: Очень интересная, хотя и подпорченная мелкими недостатками игра. Соединив в себе "мясной" action и довольно оригинальный stealth, она если и не сказала новое слово в жанре, то, по крайней мере, сказала красивую фразу. Вряд ли игра займет вас на очень долгий срок, но на недельку- другую непременно станет для вас бесспорным хитом.
Евгений Баканович