Обзор Resonance of Fate [КГ]

Posted by blast on мая 30, 2010 - 00:00

Ня, смерть!
Альтернативное название: End of Eternity.
Жанр: jRPG.
Платформы: Xbox 360, PlayStation 3.
Разработчик: tri-Ace Corporation.
Издатель: SEGA.
Похожие игры: Radiata Stories, Valkyrie Chronicles, Fallout 3.
Официальный сайт игры: www.sega.com/games/resonance-of-fate.

«Я больше не буду убегать никуда. Утопии нет нигде».
Ким Хень Док, кореец, перебежчик, диссидент

Еще один японский привет, вместе с разложенным на субпродукты гигантским тунцом и отыгрышем нескольких ролей с примесью извечного «Ня!». Один из самых консервативных жанров. Линейный сюжет с номенклатурным противостоянием добра и зла, залитый тоннами роликов на движке игры, и даже круче. Создание мира с нуля, начиная историей и заканчивая мифологией, мира, неминуемо требующего спасения. От локации к локации по двухуровневому миру игры. Пошаговая система боя иногда сменяется на таймеры. Достало уже сильнее, чем в свое время песни группы «Фактор-2».

Обзор Resonance of Fate [КГ]История японских разработчиков из tri-Ace берет свое начало в далеком 1995 году, когда три кита компании — Есихару Готанда, Масаки Норимото и Дзе Асанума — покинули состав медиакорпорации Telenet Japan. И уже через год выходит их первая игра — знаковая и известная во всем мире Star Ocean для поколения консолей SNES. После этого в портфолио студии затесалось не мало, но и не много любопытных проектов, каждый из которых был выполнен в жанре японской ролевой игры с теми или иными отклонениями. Хотя действительно культовый статус обрела только одна из игр tri-Ace — речь, конечно же, идет о Valkyrie Profile для PSOne. История новейшая же характеризуется двумя последними, весьма средними, но броскими результатами в Infinity Undiscovery и Star Ocean: The Last Hope. На тот же путь инноваций в одном из самых консервативных, а значит и душных жанров стал руководитель проекта Resonance of Fate Такаюки Сугуро.

Называй их героями, антигероями, харизматичными подонками, колоритными персонажами, виртуальными личностями и надеждами человечества. Называй их убийцами, частными детективами, искателями неприятностей на собственные задницы, ветеранами приключенческих сценариев и литературными образчиками. Называй их по именам, идентифицируй их по лицам, симпатизируй в соответствии с характерами. Бессменного лидера, опытного и закаленного военного, сквозь огонь, воду и медные трубы прошедшего, шрамами расписанного, лицом монументального, возрастом чуть более чем сорокалетнего, называй и запоминай как Ваширона. Секс-символа для всех мальчиков, блондинистую, большеглазую, со всех сторон весьма симпатичную, нарочито рассудительную, но по-юношески задорную и неудержимую, величай не иначе как Лианн. Секс-символа для всех девочек, словно с постеров различных бойз-бендов, со смазливым личиком и хулиганским норовом, показательно худощавого, но уже закаленного, называй только таким кондитерским именем как Зефир. Броские и неоднозначные, они не списаны с телесериалов и первородных блокбастеров, но уже сошедшие со страниц еще не написанных книг в жанре слегка философской фантастики. Не герои, вокруг которых вращается не только камера, но и целый мир вкупе с сюжетом, предысторией и финальным спасением всего человечества, эта троица всего лишь как части одного социально-культурного образования. Но части, однако, весьма нетривиальные. Без личины напыщенного героизма и в бытность низверженных демонов — только если внутри самих себя, — просто необычные люди в необычных условиях необычной жизни в рамках одного необычного мира.

Значение героев для восприятия Resonance of Fate целиком и полностью недооценивать не следует, а переоценить попросту невозможно. Разработчики говорили, что стоило бы сделать главных героев чуточку другими — и большая часть событий в игре попросту не могла бы произойти. Не лукавили. Представленные протагонисты настолько хорошо вписываются в концепцию сюжета и, что еще важнее, концепцию окружающей действительности, что во время прохождения ни на секунду не получится усомниться в логической завершенности и последовательности всех компонентов как мира, так и сценария. Лишнего или недостающего нет. И герои — это не просто актеры, которым дали толкнуть речь и состроить физиономию в сюжетных зарисовках, а эдакие представители псевдосоциума, чутко и четко реагирующие на каждое малозначительное событие. И речь идет не только о троице основных персонажей — многочисленные сторонние граждане мало в чем им уступают, но, естественно, без такого глубокого погружения в характеры. Они делают главное — вызывают эмоции. Их можно любить, ненавидеть, симпатизировать, презирать, не доверять и быть по-хорошему равнодушными, но статичными куклами они не воспринимаются. И с таким подходом даже призрак «симулятора писающих человечков» — возможность подобрать для своих героев любой наряд от самого консервативного до совершенно «кавайного» — воспринимается вполне дружелюбно.

Называй этот мир несовершенным, плохо пригодным для жизни, кое-как необходимым для выживания. Называй его пугающим, нагнетающим тоску, пропитанным безысходностью и отмеряющим один прожитый день за другим до неизбежного. Сравнивай его с произведениями Яна Вайсса и Лао Шэ, ставь в один ряд с фильмами Гила Кинана и Дэнни Кэннона. Называй его антиутопией. Не подвида внешнего совершенства, но печальной и разрушительной структуры не для всех, но некоторых, а когда время отсчитывает последние дни инвалидного существования. Называй его Базелем. Многоуровневая башня, наполовину заброшенная, на треть дикая и деградировавшая, скрипящая ржавыми механизмами, но являющаяся последним оплотом жизни человечества посреди выжженной и непригодной для существования пустоши. С узкими коридорами и многоуровневой структурой, перемещаясь с этажа на этаж при помощи лифтов и выполняя важные и не очень поручения, ты пытаешься назвать сюжет по имени. Почти классическим и давно забытым приемом виртуальный режиссер ограничивается пинком под задницу — и весь такой неизвестный и негостеприимный мир встречает тебя своими громадными просторами. И самое время захныкать, когда никто не объясняет, кто, где и зачем, а весь сюжет зиждется на изучении окружающего пространства, фактически не имея четко прописанного сценария. И особо не на кого рассчитывать, кроме как на трех героев из этого мира — «пасынков Базеля». Называй это негостеприимностью и хардкорностью, а оттого и атмосферностью.

Корить Resonance of Fate за недостаточно четко и насыщенно прописанный и поставленный сюжет как-то не очень хочется — хочется даже меньше, чем ругать тот же Fallout 3. Как и перерождение постъядерной саги, проект tri-Ace целиком и полностью сконцентрирован на отображении мира. Причем в этом случае, в отличие от наработок Bethesda, все и вся направлено именно на создание симуляции выживания в постапокалиптическом мире. История Resonance of Fate — это жизнь в башне Базеля во всех ее проявлениях, ни больше ни меньше. Хотя сюжет и вправду довольно слабоват — неспособный зацепить своей лихостью, он течет весьма неторопливо и меланхолично, находясь на грани со скукой. И прямое следствие этого — к игре приходится довольно долго привыкать, набивая шишки и набираясь опыта уже по ходу прохождения. Но мир окупает все эти недостатки целиком и полностью. И тут дело вовсе не в хитром подходе к перемещению по нему — для проникновения на закрытые территории приходится разыскивать элементы головоломки и собирать несложный паззл. Создается ощущение, что разработчики вдохновлялись всем поджанром антиутопической фантастики разом: тут и всеобъемлющая обреченность, тут и социальная жизнь в инвалидном состоянии, тут и особая гнетущая атмосфера, тут и легкий налет нелепого гротеска — все как в лучших домах Метрополиса и Эмбера. Местный мир задает атмосферу и эффект присутствия, идеально отработанный в стилистике викторианского ретро-футуризма — и sci-fi тут граничит со стимпанком. И с такой-то спецификой как-то не очень хочется говорить про довольно-таки однообразный и минималистичный дизайн — в концепцию он вписывается полностью, но все одно есть ощущение, что чего-то не хватает. Блеклые и невыразительные цвета — это дань эстетике, а вовсе не какие-то проблемы с графическим оснащением. Оно вполне себе на уровне, местами показывая и вовсе впечатляющий уровень динамики света, концентрации спецэффектов и на удивление приятной анимации. И, благо, совершенно не показательно анимешный стиль и не псевдореализм серии Final Fantasy, что роднит Resonance of Fate с европейской подачей визуального стиля.

Называй это боевиком. Сотни тактик, комбинаций, стратегий, вариантов перемещений, выстраивания экипировок и многого еще — бои в Resonance of Fate обладают главной чертой — они разнообразны. Раздача приказов — и бойцы ведут ураганный огонь из всех стволов, выкручивая мудреные пируэты, но не думайте, что сможете повторить тот же прием в следующем сражении. Стоит монстру раскрутить пращу на секунду быстрее или на этот раз критическое попадание не явит себя так скоро — загружайтесь. Resonance of Fate заставляет экспериментировать, и, что главное, экспериментировать тут чрезвычайно интересно и увлекательно. И никаких номинальных условностей и банального дисбаланса из-за раскачки или наполненных деньгами карманов — игре плевать, насколько вы опытны.

Resonance of Fate есть за что ругать — к игре долго привыкаешь, сюжет не втягивает задницу в кресло, а дизайн и вправду минималистичный. Но игра делает главное — она удивляет, она увлекает, она каждый раз новая.

Что сейчас Япония? Удивительный сплав из национального традиционализма страны, длительное время находящейся в состоянии самоизоляции от остального мира, и европейского культурного новаторства, все-таки проросшего и на этом небольшом архипелаге. Так и Resonance of Fate — это по-хорошему большая ролевая игра, рожденная от союза европейской и японской концепций жанра. Тем более классическая. Тем более специфическая. Тем более инновационная.

Плюсы:
· отлично рассказанная история одного мира;
· антиутопия исполнена на все «сто»;
· стимпанк и атмосфера хороши;
· яркие запоминающиеся персонажи;
· инновационная и бесподобная боевая система;
· перемещение по карте в паззл-стиле забавляет;
· высокий уровень зрелищности.

Минусы:
· а сюжет-то и вправду слабоват;
· все-таки однообразный дизайн;
· изучение азов игры требует времени и терпения.

Оценка: 8.0.

Вывод:

Resonance of Fate — это антиутопичный мир, колоритные герои и отлично поставленные разнообразные бои. Этим и берет. А вот поклонникам насыщенной системы раскачки, железнодорожной планировки сюжета и мегатонн HD-роликов лучше не тратить нервы на длительное ознакомление.

Обзор написан по Xbox 360-версии проекта

шутер Обзор №125 Resonance of Fate
Яндекс.Метрика