Обзор The Path [КГ]

Posted by blast on мая 31, 2009 - 00:00

Жанр: psychedelic adventure.
Платформа: РС.
Разработчик: Tale of Tales.
Издатель: Tale of Tales.
Издатель в СНГ: 1С.
Похожие игры: The Graveyard, Samorost 1-2, Тургор.
Минимальные системные требования: процессор с частотой 1,4 ГГц; 512 Мб ОЗУ; видеокарта с 128 Мб ОЗУ; 500 Мб свободного места на жестком диске.
Рекомендуемые системные требования: процессор с частотой 2,0 ГГц; 1 Гб ОЗУ; видеокарта с 256 Мб ОЗУ; 500 Мб свободного места на жестком диске.
Официальный сайт: сайт

Вместо пролога

The PathВ воздухе слабо, но довольно ясно ощущался запах пыли и древности, который слегка намекал на схожесть стоявшей в библиотеке атмосферы с той, что хранит тела усопших людей в древних склепах. Как и в любом месте, где собраны выдающиеся образцы человеческого гения, в книжном хранилище практически отсутствовали люди. Отсюда и та странная чарующая тишина, в редкие мгновения прерываемая шелестом перевернувшейся страницы да скрипом деревянного пола. Сопровождающая — доисторическая бабулька, которой, казалось, уже самой пора отправляться в хранилище для старушек — двигалась вперед, часто-часто перебирая ногами, делая один микроскопический шажок за другим и что-то деловито нашептывая себе под нос.

Почему-то эта неспешная прогулка вдруг стала напоминать что-то нереальное, иллюзорное. Удивительное сочетание всех частичек духа святилища знаний: запахов, игры света и тени на полках, шорохов, приглушенного шума города за стеной — словом, всего — придавало моменту какую-то нереальность. А вокруг — только книги, книги и книги. Многим из них не одно столетие, проведенное в мечтаниях о том, чтобы их сняли с полки, смахнули пыль, открыли на первой странице и углубились в чтение.
И вот мы на месте: прямо напротив полки, обозначенной потемневшей от старости табличкой «Сказки», бабулька причмокнула губами и через несколько секунд выудила средней толщины книгу в слегка потертом переплете. Дрожащими от неминуемой встречи с тем, что хотелось узреть, я принял сей дар. Книга та называлась «Народные европейские сказки».

О сказаниях старины

Сказка. Чем же является этот вектор человеческой фантазии? Если обратиться к такому явлению социальной жизни, как общественное мнение, мы услышим множество красивых историй, рассказанных со светлыми улыбками на лицах, в которых обязательными атрибутами являются такие человеческие чувства, как любовь, верность, помощь ближнему, сердечность плюс щедрый набор других добродетелей. А что касаемо зла, в гласе народа оно обязательно обладает мерзкой сущностью и ввиду торжества справедливости всегда оказывается побежденным.

Но это ли на самом деле те самые, настоящие сказки? На сомнения наталкивает великий и могучий язык, в котором встречаются выражения вроде «Сказка — ложь, да в ней намек» и мечтательные восклицания и вздохи «Сказка!», выражающие нереальность обсуждаемого. А уж если заглянуть в тома постарше, то в поток мыслей будут врываться такие слова и образы, которые нельзя увидеть в даже отредактированных усилиями братьев Гримм, Пьеро или Андерсеном историях. Представьте себе, что история про Туринский лес, в которой земляной голем пожирал и топил в колодце маленьких детей, это еще одна из самых политкорректных и добрых сказок Западной Европы. Для сравнения возьмем хотя бы известную каждому ребенку историю про Белоснежку: прекрасный принц будил спящую красавицу не поцелуем, а скорее половым актом с полуразложившимся трупом.

Или лучше расскажем о Красной Шапочке, история о которой наиболее близка к обозреваемой игре. В первоначальном варианте волк бабушку не проглатывал, а убивал, резал на куски, предварительно слив кровь, затем потчевал девочку мясом и «вином», после чего следовало их соитие, оканчивавшееся либо жестокой смертью Шапочки, как в итальянском варианте, либо ее побегом, как во французской версии. Согласитесь, вряд ли бы вы стали читать подобные сказки собственным детям. Вот поэтому и подверглись такие истории цензуре писателей-сказочников, дабы предстать перед грядущими поколениями в более приличном виде.

The Path

Хорошо, что первоначальные варианты сказок все-таки дошли до нас, хоть и не таким богатым набором. А если вы зададите вопрос об их целесообразности, то получите в ответ как минимум два факта. Во-первых, искусство, как и историю, нельзя переписывать, а во-вторых, правда всегда дороже. Но в таком случае вы можете задать следующий вопрос: «К чему пролог да все эти описания к рецензии на всего-навсего компьютерную игру — забаву менеджеров среднего звена?». И сразу же ответ: так надо.

О взаимоотношениях игры и жизни

Первое, что следует понять: The Path не является компьютерной игрой в привычном смысле этого словосочетания. Поэтому и велось выше все повествование: эта история требует нужного настроения и отсылок к истокам творящегося на экране действа.

Так что же такое The Path, если не кусочек мира виртуальных развлечений? Как бы странно это ни звучало, но сей продукт фантазии всего двух разработчиков является самым живым напоминанием о том, что компьютерные игры все-таки являются искусством, пусть и довольно молодым по сравнению с живописью или кино. А как и в любой интерпретации творчества, присутствует риск быть непонятым или даже безумным. Право слово, создать четкий образ обозреваемого чуда в тексте рецензии — задача не из простых. Вся сложность повествования заключается в том, что The Path не имеет фактически никаких аналогов в искусстве в целом. Если брать для сравнения иные компьютерные игры, то становится ясно, что ставить «бельгийские зарисовки» даже в один ряд с такими именами, как «Тургор», American McGee’s Alice или Samorost, значит не получить никакого представления об обозреваемом продукте. Арт-хаус-направленность — единственное, что объединяет эти нетривиальные проекты.

Найти аналоги в кинематографе — даже в тех его представителях, где за основу взято лишь восприятие — также не представляется возможным: основа The Path взята понемножку из полного безумия Naked Lunch Кроненберга, из игры в ассоциации Otesanek Шванкмайера, из ярких образов What Dreams May Come Уорда и из откровенности Requiem for the Dream Аранофски и изрядно сдобрена атмосферой настоящей сказки из El Laberinto del Fauno Дель Торо. Что же до литературы, то за хвост удалось поймать разве что схожую гамму чувств, возникающую при прочтении «Вина из одуванчиков» Рэя Бредбери.

The Path

О пережитых чувствах

The Path начинает действовать на восприятие сразу же, не предлагая никаких вводных слов и прочих атрибутов линейных историй.

Маленькая комната — и шесть Красных Шапочек, каждая из которых является неповторимым персонажем. Их характер и определенные кусочки их жизни отчетливо видны даже в процессе выбора той девочки, в компании с которой придется проделать нелегкий путь. Хочется сказать, что еще ни в одной игре не было столь живых персонажей — можно буквально провести пальцами по нити их судеб, нащупывая каждый из завязанных узелков. И вот незаметно пролетает час, а актриса на роль Красной Шапочки по-прежнему не выбрана. Щелчок мышью наугад — и она в самом начале пути.

Не зря жизнь сравнивают с дорогой, и в The Path это показано в лучшем виде. Истинность Бритвы Оккама не действует в разрезе жизненного цикла. Тут работает следующий принцип: не стоит идти по самому простому маршруту, так как он приведет к намного более плачевному, чем изначальное, положению. И сразу — выбор. Пойти по дороге, а значит — жить в полсилы, любить в полстрасти, ненавидеть в ползлости, писать без эпилога, чувствовать, видеть и слышать лишь наполовину. Или свернуть в лес и окунуться в бездонный океан ярких переживаний, незабываемых впечатлений и животного страха.

Разработчики настаивают на втором варианте развития событий. Лес, или, точнее, «лес», таит в себе множество тайн и загадок, легких и не очень образов, частички собранной информации, которая не только позволяет «прочесть» жизнь одной из девочек, но и почувствовать явные отсылки к моментам из собственной жизни. У каждого из нас были и будут свои разрисованные маркером стены в «лесу» и свои ржавые карусели. И вот ведь в чем парадокс: несмотря на то, что все символы и предметы, которые можно отыскать — а можно и не отыскать — в лесу, одинаковы для любой девочки, каждая из Шапочек реагирует на один и тот же предмет по-разному, хоть и результат ощущается скорее подсознанием.

Но это не все. При каждом повторном путешествии не только находятся новые символы, но и старые образы для того же персонажа означают уже частично или совершенно другие факты из жизни девочки. Реиграбельность попросту не поддается описанию: за The Path можно провести как пару часов, так и несколько суток чистого игрового времени. А еще в лесу можно и нужно собирать цветы — маленькие кусочки подлинной красоты незначительных, но прекрасных моментов прожитой жизни.

А в шаге от конца путешествия появляется волк. Или Волк — но больше похоже, что «Волк». Он хоть и обладает материальной оболочкой, но все же является чем-то иллюзорным: в нем затаены все страхи и сомнения, чаянья и мечты, запретные желания и цели — и для каждой из девочек они особые. А потом будет «дом» бабушки, антураж которого видоизменяется после каждого прохождения: новые комнаты, места и отсылки, среди которых Красная Шапочка оборвет нить, связывающую ее с этим миром. Финал!

Ну и напоследок — несколько слов о визуальном оформлении: сложно поверить, что такую невзрачную картинку можно привести в эталон графического исполнения путем стилизации, но это действительно так.

The Path

О попытках объять необъятное

Задачей этой зарисовки было не только отразить игровой процесс The Path, но и недвусмысленно намекнуть на сложность описания подобной «игры». Такой проект просто необходимо испробовать на себе, потому что его описание из чужих уст будет в любом случае искажено: те переживания, чувства и эмоции, что возникают при прикосновении к этому необычному продукту, во многом будут индивидуальными для каждого игрока. Конечно, можно было отделаться модными словами вроде «сюрреализм», «indie», «арт-хаус», «экспрессионизм», «авангардизм», «символизм» и так далее, но наилучшим и самым верным словом, которым можно хоть как-то передать сущность The Path, будет знакомое и понятное каждому человеку «чудо».

Хочется сказать отдельной строкой: не ждите от этой игры слишком многого и даже готовьтесь к разочарованию. Никаких гарантий того, что вы испытаете схожую гамму чувств, никто вам не даст. Все зависит только от вашего собственного восприятия.

Плюсы:
· это — шедевр авангардного искусства.

Минусы:
· шедевр, который поймут не все.

Оценка: 8.9.

Вывод:

Если вы являетесь поклонником всего, что характеризуется емким понятием «арт-хаус», то пройти мимо The Path будет для вас невосполнимой потерей. Тем же, кто не относит себя к названной группе людей, все-таки не мешало бы обратить внимание на эту розу среди баклажанов, на эту чудесную птицу с слишком яркими перьями, на этот момент, когда красота висит в воздухе и почти ощутима… И, быть может, именно с The Path начнутся ваши попытки объять необъятное.

adventure Обзор №113 Path, The
Яндекс.Метрика