Обзор Monark
Жанр: JRPG.
Разработчик: Lancarse, Furyu.
Издатель: NIS America, Inc.
Платформы: ПК, PlayStation 4-5, Nintendo Switch.
Минимальные системные требования: Win 8.1 64, 4-ядерный процессор с 2,5 ГГц, 8 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 650, 18 ГБ на жестком диске.
Рекомендуемые: Core i7 3770, 8 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 1050.
Возрастной рейтинг: 13+.
Многие японские ролевые игры остаются консольными эксклюзивами, а геймерам на ПК они известны через эмуляторы и прохождения на YouTube. Поэтому выход JRPG Monark от студии Lancarse, работавшей над многими частями Shin Megami Tensei, ждали с предвкушением. Красивые презентации и ролики с игровых выставок подкупали, как и мистическая атмосфера. Недавно на Nintendo Switch выходила замечательная SMT V, без сопоставлений с которой не обойтись. Если говорить о концепции, новинка ближе к пятой «Персоне» благодаря социальной части.
Впервые с проектом я ознакомился после выхода короткой демоверсии, показывающей основы боевой системы, сюжетную завязку и общение между персонажами. Проблема была в завышенных ожиданиях и непонимании того, как авторы сумеют связать разрозненные механики в единое целое. Вариантов атаки и видов врагов было чрезвычайно мало, и возникало ощущение, что сражения так и останутся однотипными. Полностью избавиться от рутины по итогу не удалось, но плюсов у Monark хватает.
Стартует история в академии Шин Микадо, которая оказалась отрезанной от мира аномальным барьером. Прямиком из книги Стивена Кинга вокруг учебного комплекса появился туман, который не позволяет людям входить и выходить. Внутри же начали появляться потусторонние сущности. Заблокированные в замкнутом пространстве люди постепенно сходят с ума и пытаются найти выход. Главным героем является старшеклассник, имя и фамилию можно ввести в стартовой локации. Паренек не помнит, кем был и как попал сюда, поэтому его знания о мире соответствуют пониманию ситуации игроком. В этом плане погружение в сеттинг полное.
После небольшого расследования школьники выясняют причину появления тумана. Оказывается, некий человек подписал договор с верховным демоном Монархом, а последний выпустил потоки силы в реальный мир. Завязка типичная, но дальше становится интереснее. Проблема в том, что события развиваются неспешно, предстоит освоить целую простыню диалогов. Благо большинство из них озвучено, однако английский язык нельзя назвать простым. Авторы то и дело добавляют заковыристые обороты, а официального русского перевода нет. В настройках можно ускорить появление текста.
История продумана до мелочей, не оставляет вопросов после прохождения и делает несколько лихих поворотов. В середине сюжет переворачивается с ног на голову, следить за событиями интересно. Но только тем, кому не лень погружаться в текстовые дебри. Самих персонажей нельзя назвать оригинальными. Это стандартные архетипы, но в плюс запишу постепенное уменьшение количества юмора. В начале бывает весело, затем события становятся мрачнее, что контрастирует с графическим стилем.
Суммарное число сюжетных линий – четыре, рекомендуется пройти все для лучшего понимания происходящего. Ключевые сцены могут повторяться, но поскольку действующие лица меняются и посещают разные локации, хватает разветвлений. Вспомним Nier: Automata, где было нечто похожее. Даже сражения с боссами (обычно это всякие духи и демоны) на разных ветках слегка меняются.
Теперь пора перейти к боевой системе, которая в Monark реализована в традициях классических JRPG. Она пошаговая, персонажи не только используют оружие и магию, но могут и атаковать парами, если стоят вблизи. Чтобы получить преимущество, надо оказаться за спиной врага. Полезный трюк: выманиваем его на себя, двумя другими бойцами окружаем и проводим комбо с удвоенным уроном.
Из серии Shin Megami Tensei сохранились странные термины для привычных действий, предметов и заклинаний. Атаки здесь именуют Artes, а бафы и дебаффы – Authorities. У героя может взлететь до максимума шкала безумия, что приводит к потере защиты и существенному усилению атаки. Характеристики меняются на три хода, за них нужно успеть завершить битву. Иначе школьник вырубится и будет недееспособен до конца боя. И ладно, если это второстепенный товарищ, а не протагонист. Гибель главного героя недопустима и ведет к откату на предыдущий чекпоинт.
Разнообразие есть, каждая сверхъестественная сущность имеет сильные и слабые стороны, порой противники могут удивить новыми атаками. Например, очередной екай пять боев подряд атакует вблизи или телепортируется за спину, а на шестой встрече внезапно парит в воздухе. Скиллов много, они могут врубаться в неожиданный момент, поэтому элементарная, казалось бы, битва, может стать непредсказуемой. Бывают и чрезвычайно затянутые сражения, но анимации можно слегка ускорить перемоткой.
Для повышения уровня используется внутриигровая валюта «Очки духа», зарабатываемая в сражениях. Мы просто раскидываем баллы по характеристикам, развивая протагониста и команду. Эти же баллы расходуются на покупку предметов, что выглядит странно. Еще существует «Эго» – внутренний счетчик, показывающий непогрешимость персонажа. В прологе приходилось решать психологический тест, который показывал склонность к тому или иному греху. Если на локации встречается моб с грехом, имеющимся у нас, его нужно уничтожить, и получим буст к прокачке. На что это влияет? На выборы в диалогах, что отражаются на истории. Кроме обычной концовки есть и истинная, предполагающая повторное прохождение.
Графика посредственная, движок позаимствовали у The Caligula Effect 2. Мутные текстуры, низкополигональные модели и бедноватые эффекты остались, зато неплохо поработали художники, создавшие мрачную и густую атмосферу. Общий дизайн мне понравился: чем дальше продвигаемся, тем тускнее краски. Школьные помещения разнообразием не блещут и часто дублируются, нас ждет много однотипных коридоров, но в пылу боя рассматривать декорации некогда.
Главный минус Monark, характерный для олдскульных JRPG, состоит в гринде. На определенном этапе игры будем наяривать круги по коридорам в поисках очередной стычки. Это проще, чем потом долго пинать жирного босса с 10-кратным, по сравнению с вашим, запасом HP. Разница в три-пять уровней становится критичной, а противника на 10 уровней выше завалить практически невозможно. Опыта капает мало, баланс проработан плохо, а лута практически не падает.
Еще здесь нет нормального менеджмента экипировки, поэтому улучшаем преимущественно характеристики. Психологические тесты умиляют, как и их влияние на психическое здоровье героев. Порой взбесившийся разъяренный школьник раздражает, зато перестаешь зевать во время зачистки очередного лабиринта. Продолжительность игры варьируется от 40 до 80 часов, чего более чем достаточно. Если вырезать филлерные сценки и однообразные сражения, хронометраж бы сократился в два раза без ущерба содержанию.
Что в итоге? Если снизить планку ожиданий до минимума, получаем неплохую игру. Сюжетная составляющая спасает, за событиями интересно следить, особенно если знаете английский выше среднего уровня. Играть в такое на большом мониторе или телевизоре я бы не стал, а вот в портативном формате на Nintendo Switch – сойдет. Перед нами очень олдскульная JRPG, которая в нулевых могла бы стать хитом. Но не сегодня. При поиске альтернативы смотрим на Shin Megami Tensei V, серии .hack//G.U. и God Eater.
Радости:
- Графический стиль
- Сюжет и сеттинг
- Боевая система
- Психологические тесты
Гадости:
- Много пустых диалогов
- Гринд и однотипные враги
Оценка: 6,5
Вывод:
Продукт сугубо для ценителей жанра и мрачного потустороннего сеттинга. Затянутая продолжительность, визуальная простота и множество одинаковых противников подпортили малину. Шедевром Monark не стала, но благодаря проработанному сюжету о потраченном времени не жалеешь.
Обзор написан по версии игры для Nintendo Switch
Альберт Сипов