Обзор Manifold Garden

Posted by Anuriel on сентября 1, 2020 - 19:33

Путешествие внутри калейдоскопа

Жанр: головоломка.

Разработчик и издатель: William Chyr Studio.

Платформы: ПК, PlayStation 4, Xbox One, Nintendo Switch, iOS.

Минимальные системные требования: Win 7, Core i5 750, 4 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 460, 2 ГБ на жестком диске.

Рекомендуемые: Core i7 4790K, 8 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 1070.

Возрастной рейтинг: 10+.

Историй, когда художники берутся за разработку видеоигр, вспоминается немало. Чаще всего геймплей в этом случае упрощается, зато визуальное пиршество радует глаз, и понимаешь, почему такие проекты имеют право на существование. Примечательным был испанский платформер Gris, нарисованный акварельными красками и погружающий в яркий и абстрактный мир. Головоломка Manifold Garden от Уильяма Чира к творению испанцев концептуально намного ближе, чем может показаться по скриншотам и трейлерам. По крайней мере, эстетически.

Обзор Manifold Garden

Разработка «Многообразного сада» велась в муках почти 8 лет, на протяжении которых девелопер привозил проект на тематические выставки, урывая на них заслуженные награды. Среди крупных демонстраций вспоминается PlayStation Experience (2014 год), где демка буквально поражала воображение. Презентации навевали воспоминания о Portal 1–2 с открытием «черных дыр» во всех направлениях. Здесь же концепция пошла дальше: речь не о размещении порталов в пространстве, через которые персонаж перемещается в соседние помещения и решает загадки. Нет, тут каждая плоскость (стены, потолок) доступна для изучения, нужно лишь переключить гравитацию.

Создаваемый головокружительный эффект, вызывающий ассоциации с психоделическим трипом, требует привыкания. Погружение в мир, законов которого мы пока не знаем, мотивирует к исследовательской работе. Художественная проработка визуала в сочетании с гипнотизирующими видами и фрактальными рисунками работает на атмосферу, равно как и звуковое сопровождение. Каждая следующая комната вызывает удивление благодаря резкому контрасту, смене цветовой схемы, появлению бесконечного коридора, бескрайней пропасти, сползающих по стенам текстур и объектов, напоминающих «плачущие» картины Сальвадора Дали. Чего здесь только нет!

Обзор Manifold Garden

Впервые релиз состоялся в сервисе Apple Arcade и в магазине Epic Games Store, а позднее игру портировали на консоли. В случае с гибридной платформой Nintendo Switch важно учитывать компактность дисплея. И с этим в переносном формате возникают проблемы: на маленьком экране тяжелее сориентироваться в постоянно изменяющемся и претерпевающем метаморфозы пространстве. Отсылки к эзотерическим учениям наверняка присутствуют, но поскольку я в них не силен, пришлось довольствоваться эстетическим и визуальным удовольствием.

Восемь лет разработки – почему так долго?

Как отмечал в интервью автор, процесс затягивался из-за отсутствия практического опыта в разработке игр и, что важнее, стремления придать каждой локации неповторимый облик. В качестве вдохновения брались полотна Маурица Эшера – голландского художника и психолога, картины которого изобиловали иллюзорным абсурдом. Например, человек спускался и поднимался по бесконечной лестнице, невозможной в реальности из-за визуальных искажений. Существует даже отдельное направление в искусстве, базирующееся на изображении невозможных фигур – имп-арт.

Обзор Manifold Garden

Вот и здесь первое помещение – это просто комната, по которой мы прогуливаемся вперед, а после заходим в тупик и не понимаем, что делать дальше. Подсказок не предусмотрено, с потолка свисает какой-то рычаг, но как его дернуть? Методично перебираем кнопки… Опа, а ведь можно прыгнуть влево-вправо на стенку, как Человек-паук! Совершаем прыжок, превращая стену в пол. Взаимодействуем с интерактивным элементом, открываем проход к следующему помещению. Далее рычаг уже не один, а их несколько. Вокруг уже полно переключателей на разных плоскостях, необходимо передвигать ящики разного цвета в подготовленные ниши. Располагаются они где попало, поэтому вращаем, крутим, рассматриваем комнату с разных ракурсов, пока голова не закружится.

Графический минимализм подкупает, способствуя развитию вашей фантазии. Повернулись обратно, сделали пару кругов, пораскинули извилинами и нашли-таки разгадку. Порой окружение выстраивается непредсказуемым образом. Кто, как и для чего все это построил? Обилие стеклянных поверхностей, коридоров с внезапными поворотами и непроходимых (на первый взгляд) участков карты заставляет ходить кругами, пока не посетит очередная умная мысль. А знаете, каков текущий рекорд скоростного прохождения у спидраннеров? 1 минута 58 секунд при обнаружении короткого маршрута и около получаса при последовательном выполнении задач. Иными словами, основа процесса – постоять, подумать и удивиться авторской логике. Что немаловажно для жанра, она действительно прослеживается.

Обзор Manifold Garden

Регулярное перемещение кубов для запуска диковинных механизмов с учетом позиционирования в пространстве – интереснейшая концепция. Несмотря на изменение ракурса и гравитации, физика с падением предметов сверху вниз сохраняется. Соответственно, отдельные кубики приходится перетаскивать регулярным швырянием, перебрасыванием через препятствия, откидыванием и толканием в произвольных направлениях. Еще интереснее отслеживать цветовую маркировку предметов, поскольку она показывает, поддается ли геометрическая фигура взаимодействию. Красная ниша и красный кубик? Толкаем. Если видим несовпадение по цвету, ищем другие варианты и вертим комнату до момента, пока что-либо не совпадет.

Тяжело описывать происходящее текстом, особенно если речь заходит о многоярусных пазлах, где ощущается трехмерность и глубина. К сожалению, глобальных изменений геймплей не претерпит. Периодически головоломки разбавляются прогулками под завораживающую музыку, напоминающую фильмы Кристофера Нолана, а стеклянный пол реагирует на ваши шаги, выдавая причудливые мелодии. Все это вкупе формирует неповторимую атмосферу, увлекающую на все пять часов. Реализован и эффект бесконечности: если мы срываемся в пропасть, то после короткого полета оказываемся на старой платформе. Сбой в Матрице, не иначе.

Обзор Manifold Garden

Нехватка разнообразия, компенсируемая окружением

Поскольку разработчиком был профессиональный художник, он грамотно работает с цветом и постоянно подкидывает места с удивительным и непредсказуемым оформлением. Иногда места кажутся сгенерированными нейросетями, однако большинство удивляет тщательностью ручной проработки ландшафтов. Скучно не будет, однако сложные задачки чередуются с элементарными квестами слишком уж резко. Отсутствие обучения отвернет часть аудитории, но с головой затянет всех остальных. Никаких подсказок и помощи, только ваш личный экспириенс.

Радости:

  • Концепция и идея
  • Неординарное мышление автора
  • Психоделические картины
  • Эффектный звук

Гадости:

  • Минимальное развитие механик
  • Широкая амплитуда сложности
  • Играть лучше на большом экране

Оценка: 8,0

Вывод:

Яркий пример качественного indie-долгостроя, навевающего воспоминания о «портальных» головоломках от Valve. Стильная, умная, в меру мозгодробительная игра, заточенная под неспешный геймплей.

Обзор написан по версии игры для Nintendo Switch

Альберт Сипов

Головоломка Обзор №245
Яндекс.Метрика