Обзор Космические Рейнджеры

Игра: Космические Рейнджеры
Разработчик: Elemental Games
Издатель: 1C
Жанр: Turn-based RPG
Требования: Celeron-433, 128MB RAM, 16 MB video, 20xCD-ROM
Перечитывая свой гороскоп на этот год, я так и не нашел там никакого подтверждения наметившейся тенденции — обозревать космические стратегии, РПГ-шки и все остальное, так или иначе связанное с неизведанным пространством. Везение, понимаете ли, такое... Радует хоть тот факт, что попадаются не самые худшие вещи, а иногда и просто шедевры. И даже на этот раз удача не изменила — еще одна стоящая гулька, еще одна хвалебная песнь в газете. Не надоело ли? Правильно, в следующий раз буду ругать, даже если будет не за что. А то скажут, мол, добренький стал, с чего бы это вдруг?
Так вот, дело не во мне. Дело в разработчиках, которые в кои-то веки обзавелись нормальными руками и сменили место их произрастания. О конторе Elemental Games я до этого ничего не слышал, так что есть надежда, что эти ребята и родились такими — с нормальными руками, головами и всем остальным, хотя, пожалуй, мне остальное не важно. Те из нас (ну и из вас, конечно), кто жил в восьмидесятых, наверное, помнят такое название, как Elite — бытовала она на ZX Spectrum и ему подобных, хотя мне, к сожалению, с ней познакомиться не довелось. Но читал. Читал и все мечтал встретить что-нибудь похожее, чтоб полную свободу дали и неограниченные возможности. Ну, вот и получил, чего и вам желаю. Есть и полная свобода действий, мыслей, слова, равно как и поведения. Вот нам и неограниченные потенциалы, возможности, альтернативы и прочее. А графика... да кому она нужна? Кому надо это Три-Дэ? Мы от него устали, дайте нам спрайтов, да покрасивее. А для 3D "Гегемония" есть, тут же совсем иное. Эх, совместить бы их, вот была бы штука! Но сие есть невозможно, ибо никакие пни такое не потянут. Да ладно, хватит тут уже бредни разводить, пора бы представлять дебютанта.
Вышло это в 2002 году, однако в мои инквизиторские лапы попало лишь сейчас. Как и всегда, поначалу я был весьма недоволен. В принципе, так бывает со всеми хорошими играми: те, что нравятся с первого мгновения, после приносят одни разочарования — имен называть не буду, а то потом долго икать придется. Первое, что бросается в глаза после создания персонажа — так это нелепая внешность. В 21-ом веке такое уже не допускается. Действительно, это уровень 96-го или седьмого, а то и раньше. Уровень приставочных скроллеров, причем не лучшего качества. Как оказалось, за смешной внешностью скрывалось нечто, способное поразить воображение, причем даже самое воспаленное.
Потрясающая по своим ролевым возможностям игра, в которой слово "линейность" не присутствует нигде и ни под каким видом. Интерактивный, живущий своей жизнью мир, галактика, причем независимо от того, принимаете вы в этой жизни участие или нет. Серьезно, создается впечатление, что эта игра может существовать и без игрока — куча NPC, постоянно совершающих какие-то поступки, принимающих вполне логичные (хоть и не всегда) решения, — и все это даже без нашего ведома. Причем эти NPC — не только наши коллеги-рейнджеры (а именно эту роль нам придется играть), но и космические пираты (каждый со своим именем, характеристиками, кораблем с оборудованием...), и простые торгаши, и дипломаты, и просто пилоты прогулочных лайнеров. Все они адекватно реагируют на ваше появление и вполне спокойно живут и без оного. Под адекватной реакцией понимается не просто банальная атака, а, к примеру, запрос о помощи в борьбе с назойливым пиратом или же просто подсказка, где можно купить какой товар, или призыв отправиться в соседнюю систему мочить клисанов. Клисаны — это враждебная всем и вся раса, невесть для чего и откуда прилетевшая, и сейчас наводящая шухер на всю галактику, постоянно завоевывая целые системы, нещадно уничтожающая всех, кто просто подвернется. Пять рас объединились против них (люди, конечно, тоже есть), и теперь вынашивают планы по выдворению чужаков обратно, туда, откуда пришли.
Я не зря так распрягаю про окружающий мир, ибо он действительно до боли напоминает реальный. Есть пилоты с расовыми предрассудками, атакующие корабли других рас чисто из личных целей. Есть те, кто не постесняется открыть огонь и по своим. Есть хитрюги, никогда не нападающие в одиночку. Есть настоящие воины, а есть и трусы, сразу пытающиеся откупиться от вас, ежели вы вздумали на них напасть. Каждый в этой галактике — личность, хоть этой личности и кот наплакал. Пять параметров, характеризующих пилота, — и у всех они разные по значению, равно как и звания, а комбинации типа корабля и оборудования (в том числе и вооружения), на нем установленного, — так вообще двух одинаковых не найдете. А теперь представьте масштабы — 50 звездных систем, в каждой минимум две обитаемые планеты (иногда и четыре), плюс столько же необитаемых.
На каждой планете отношение к вам может быть разным, в зависимости от того, как к вам относится та или иная раса либо же правительство этой планеты. Уничтожайте мирные корабли, к примеру, фэянцев — и вас возненавидит вся раса, и каждый раз при вашем появлении вблизи их планет оттуда будут взлетать боевые корабли с одной простой целью. А можно просто провести и продать контрабандный товар на планете — и тогда вас будет ненавидеть лишь правительство этой планеты. В общем, отношение людей и нелюдей к вам зависит от глобальности ваших поступков. А вот, например, освободите систему от клисанов или выполните пару трудных заданий на благо какой-нибудь расы — получите медаль, и вас будут на руках качать даже там, где вчера были готовы пристрелить. Героев любят везде. Но это лишь на первый взгляд реакция всех рас на ваши поступки одинаковая. К примеру, те же фэянцы приветствуют любую борьбу с пиратством, в то время как пеленги, наоборот, за своих пиратов горой и даже приветствуют враждебные акты против других рас — фэянцев (хотя правильнее фэяне) и гаальцев. А малоки — те вообще нейтрально относятся ко всему, а люди пиратов недолюбливают, зато злоупотребляют алкоголем.
Про алкоголь я не зря сказал, ведь в любом цивилизованном мире присутствует торговля, и данная галактика не исключение. Весь товар делится на несколько категорий: пища, медикаменты, техника, роскошь, минералы, алкоголь, оружие и наркотики. У некоторых рас определенные виды — это табу, и ввоз/вывоз такого товара испортит отношения с планетой. У пеленгов вообще нет ни на что ограничений, все же остальные расы не терпят наркотики, фэяне и гаальцы — еще и алкоголь, кто-то из них — также и оружие, а малоки, к примеру, запрещают вывозить их "табуретки" — т.е. предметы роскоши. Есть запреты — есть и слабости. Наиболее культурно развитые расы обожают роскошь, люди — выпивку, малоки за бесценок продают оружие. Огромное количество случайных событий влияют на цены на товары. Вот, к примеру, мы прочитали в новостях, что из-за плохой погоды на такой-то планете в такой-то системе был неурожай, население голодает и цены на продовольствие очень высокие. На ближайшей планете закупаемся хлебом и продаем нуждающимся в полтора раза дороже (цены, к сожалению, назначаем не мы). Либо сообщение о гражданской войне где-нибудь-там служит хорошим сигналом для завоза на ту планету партии оружия. В общем, если быть в курсе всего происходящего, можно неплохо заработать. Для облегчения нашего труда умные разработчики (браво, ребята) сделали такую штуку, как памятка о, к примеру, расценках на планете. Просто зайдите в торговую зону, посмотрите на список товаров, кликните иконку закрепки в уголке — и готово, у вас записана вся нужная информация. Купили по дешевке какого-нибудь барахлишка — просмотрели свои памятки (если вы их делали), узнали, где его берут дороже всего, — там и сбыли. Но! На торговле особо не разживешься, мотаться придется много, а разницы в ценах на товар вы нигде не встретите, как бы ни искали. К тому же нужен большой корабль, чтобы не мелочиться — а такой еще купить надо, а чтобы его купить, нужно на него заработать, и — что самое сложное — найти такой корабль в продаже.
Поэтому как еще один источник денег выступают квесты, которые вам дают на планетах. Квесты самые разнообразные — от банальных "отвези это туда-то за такое-то время" до киллерских миссий, а также текстовые квесты — наиболее оригинальная и интересная часть квестовой составляющей. Как правило, такие квесты чем-то похожи на комиксы, где нам описывают текущую ситуацию, и ждут от нас действий, после чего дается ситуация с учетом того, что мы сделали. И, представьте себе, в таком режиме приходилось даже рейды на вражескую базу делать! Ну, чтобы совсем стало ясно, приведу пример: нам сказано, что перед нами, к примеру, пещера, в которой спит огромный зверь и в которой находится вещь, необходимая нам. И на выбор три варианта поведения: попытаться проскользнуть, разбудить зверя либо пойти его погладить. Каждый выбранный вариант ведет к изменению ситуации, причем всегда вернуться назад уже нельзя, если только переиграть квест заново. А большинство квестов можно пройти несколькими способами — причем абсолютно разными. Встречаются также и стандартные загадки и пазлы — но это вы увидите сами, если возьмете игру в руки.
Я неспроста все это рассказывал — ведь в этой игре, после того момента, как нас выпустили с первой, родной, планеты, дальнейшая наша жизнь зависит от нас и только. Можно стать пиратом, грабить мирные суда, ремонтировать корабль и закупать товары и оборудование на пиратских базах (часто встречаются в системах), можно стать торговцем, зарабатывать на жизнь честным путем, а можно быть воякой, громить пиратов, клисанов, собирать протоплазму (остается от клисанов), сдавать ее в центрах рейнджеров, получать очки опыта, повышать рейтинг. Активные боевые действия ведут не только к быстрому выходу их строя вашего корабля и дорогостоящему ремонту — от врагов также остается оборудование, которое можно продать/поставить себе, а клисанское — сдавать в научных базах, где разрабатывают какой-то секретный прибор против них. А за праведные действия на военных базах будут повышать ваш ранг и давать в подарок новое оборудование. Подарки будут делать также жители освобожденных планет и благодарные за выполненную миссию главы правительств, причем весьма полезные подарки. Но основные приобретения будете делать вы сами, в любом магазине на любой планете/базе. Не буду вам объяснять, что и как, — не глупые, разберетесь. Разберетесь и в том, что скорость корабля зависит от его массы (ну, и от двигателя, понятно), что оружие, занимающее меньше места, стоит дороже, что для прыжка в соседнюю систему нужен исправный двигатель и полный топливный бак (на полеты внутри системы топливо не тратится), что дальность прыжка зависит от параметров этих двух устройств, и т.д. Расписывать такой процесс по шагам — это просто глупо, собственно, как и процесс космических боев.
Эта игра — пошаговая, и никакого реал-тайма тут нет. Просто если процесс не требует вашего постоянного вмешательства, он будет протекать без пауз между ходами, и вы, конечно, можете всегда его приостановить, чтобы отдать нужные команды. К примеру, зачем по сто раз тыкать в кнопку "конец хода", просто пролетая из одного конца системы в другой, если достаточно указания конечного пункта и одного нажатия? Вот если кто-то начнет вас атаковать — процесс полета прекратится, и это есть разумно. Так же и с боями. Можно отдать приказ атаковать цель и не отвлекаться, и бой будет продолжаться без пауз до уничтожения цели. А можно вести его и в походовом режиме — как вам захочется.
Очень качественное оформление, хотя диалоги и не озвучены, а вся игра спрайтовая. Но ей подошел бы и даже текстовой режим, потому что настоящей РПГ графика не нужна, тут вся фишка в другом (сами отгадайте в чем). Но даже эти спрайты выглядят очень неплохо, и вообще игра получилась довольно красочная. Хорошая музыка, звук — в общем, сделано очень качественно, серьезных недоработок я не нашел. Единственное, что больше двух раз ее проходить не захочется — похоже, не смогли разработчики найти то самое, что нашли создатели Fallout. Но в любом случае — вещь очень стоящая и весьма интересная, обратите внимание обязательно. Можете просто взять у соседа — даже официальная версия работает без диска.
Leviafan