Обзор Highland Warriors

on мая 30, 2003 - 00:00

Название игры в оригинале: Highland Warriors;
Жанр: RTS;
Разработчики: Data Becker, i3D;
Системные требования: Pentium III — 800 MHz, 128 Mb RAM, 32 Mb 3D Video Card, Sound Blaster Compatible Sound Card.

Highland WarriorsНа далеком-далеком северо-западе Европы, на острове, который называли Великобритания, в гористой местности (размеров отнюдь не маленьких) на северной оконечности жили племена шотландцев — вольных и независимых горцев. Жили они обособленно, поделившись на кланы. Но пришла к ним беда — явились в ту страну злые и кровожадные англичане с юга острова. Не знали они ни пощады, ни жалости, и цель англичан была одна — подчинить свободолюбивых шотландцев. Но шотландцам как-то такая идея пришлась не по вкусу, и они восстали против завоевателей. И страшно удивились англичане, узнав, что "дикие горцы" пытаются нагло сопротивляться созданию Великой Англии. И завязалась долгая и кровопролитная война. И все бы ничего, да не было в стане шотландцев единства, никак не могли они решить, кому же быть среди всех родов-кланов главным, а потому сражались они не только с англичанами, но и друг с другом...

Вот такая примерно предыстория англо-шотландских войн (если, конечно, отвлечься от цифр, дат и названий мест знаменитых битв). Я думаю, что большинству из вас что-либо знакомо по этой теме (хотя бы по фильму "Храброе сердце" с Мелом Гибсоном в роли Уильяма Уоллеса). Тем же, "кто в танке", — немедленно открыть люк, вылезти и бегом к ближайшей точке, где наличествует вышеозначенный фильм. Купить, просмотреть и вернуться к чтению данной статьи сразу после просмотра.
Естественно, что такая интересная тематика не могла остаться без внимания со стороны создателей разнообразных игр. В первую очередь это касается стратегий. Но что-то шотландцам не повезло в плане игр про них. Braveheart был откровенно провальным проектом, а больше навскидку игр-то на тему и не упомнишь (исключая, конечно, "Европу II", но это проект дюже глобальный, там про всех было). И вот теперь на суд геймерский решено было представить очередной проект на тему "кто круче — англичане или шотландцы?". Проект таковой называется Highland Warriors.
В играх на историческую тематику немалую роль играет создание атмосферности, а в этом разработчики преуспели. Уже с момента просмотра вступительного ролика создается впечатление переноса в те далекие времена, когда на просторах горной страны шли нескончаемые сражения непримиримых врагов. Столкновение противоборствующих армий (хотя какие там армии — так, по несколько сотен противников с каждой стороны) разбивается на сражения отдельных воинов. То одни, то другие берут верх. Все это подбадривается музыкой, как нельзя более подходящей по стилю (достаточно сказать, что волынки будут преследовать вас на протяжении всей игры). Но вот мультик закончен, пришла пора посмотреть, что нам предлагают парни из Data Becker.

Обзор Highland Warriors

Перво-наперво стоило бы пройти обучение. Ясно, что самые нетерпеливые из вас плюнули на это (с криками "и так сойдет! Не маленькие!"). Ну ладно, не прошли, так вам и надо, постараюсь самые важные моменты упомянуть в ходе статьи.
В игре четыре "расы" (точнее — нации). Три — шотландских, и англичане. Шотландские — это кланы МакДональдов, МакКеев и Камеронов. Ну, а англичане — они англичане и есть (на мой взгляд, наблюдается определенный дисбаланс, так как англичане сильнее любой другой нации в игре). Соответственно, имеется четыре кампании, в каждой из которых вы управляете одной из вышеописанных наций.
Но вот загружена первая карта. Что сразу же обнаружит опытный игрок в стратегии реального времени? Правильно, что со времен Warcraft и Dune ничего принципиально нового придумать в RTS не смогли. Есть ресурсы, разбросанные по карте, есть крестьяне для добычи ресурсов, есть воины для защиты крестьян и атаки на противника, и есть здания, в которых можно строить крестьян и воинов, а также производить всяческие улучшения. Все так, и в то же время несколько иначе, так как в плане экономическом разработчики применили пару-тройку нововведений, которые несколько изменили стандартную схему развития, годную для большинства реалтаймовых стратегий, но об этом — позже.

Обзор Highland Warriors

Ресурсов в игре целых пять видов. А теперь закройте глаза и попробуйте отгадать их названия. Открывайте и читайте ответ — еда, дерево, золото, камень и железо. Что, кто-то не угадал? :) Ресурсы крестьяне, как обычно, несут в городской центр (ратушу). Золото, камень и железо добываются в соответствующих месторождениях. Таковые бывают двух типов. На первом из них можно сразу же начинать добычу ресурса, а вот на втором (более богатом ресурсами) — придется сначала построить шахту (зато и эффект от такого месторождения поболе будет). Кстати, для ускорения процесса переноски ресурсов стоит построить рядом с шахтами склад, тогда крестьянам не придется бегать до ратуши (а она, зачастую, ой как далеко от рудных поселков).
А теперь о добыче хлеба насущного. Как водится, добывать его можно по-разному. Первые два способа перешли к нам, как охарактеризовали бы коммунистические историки, из "первобытно-общинного строя". Это охота и собирательство. Правда, когда все свободные пищевые ресурсы в округе будут исчерпаны, придется срочно изобретать что-то новенькое. Тогда вам как нельзя лучше подойдут земледелие и скотоводство. Причем направлять все свои силы только в сторону земледелия не советую, здесь встречается первое новшество со стороны создателей игры. В Highland Warriors есть зима! Причем это не просто снег, мешающий вам разглядеть, куда отправился тот или иной крестьянин, это самая настоящая зима со всем ее влиянием на сельское хозяйство. Зимой поля не плодоносят, и, сделав ставку на земледелие, вы рискуете проиграть из-за отсутствия ресурсов в самый неподходящий для этого момент (законы Мерфи, понимаешь:). Так что стройте и фермы, и скотные дворы — вместе они дадут неплохой эффект.

Обзор Highland Warriors

Но этого разработчикам было мало, и они решились пойти на еще один шаг, в корне меняющий построение экономики. Как было раньше — захотел, отправил крестьянина лес рубить, а через пять минут снял его с лесоразработок и послал пищу добывать. Теперь это делать бессмысленно. А все потому, что, работая, крестьяне накапливают опыт в том образе деятельности, которым занимаются. А при переходе на другие работы все накопленные знания теряются. Что же дальше? "Догнав" опыт крестьянина, например, в вырубке леса до 100%, вы можете (за определенную плату, конечно) сделать из него мастера-лесоруба. Производительность его на данном поприще серьезно увеличится, но вот сделать из него шахтера в дальнейшем уже не получится (да и отправлять после "апгрейда" на другие работы — себе дороже). Вот такая вот в игре экономика.
Но вот накоплено достаточное количество ресурсов — и вы занялись постройкой военных зданий. Здесь ничего нового по сравнению с другими играми жанра не наблюдается. Все стандартно — строим здание, нанимаем воинов, проводим в зданиях апгрейды, что усиливает наших воинов, отправляем воинов в атаку/защиту, они погибают, нанимаем новых воинов и т.д. и т.п. В боях воины получают опыт, что увеличивает их показатели, но уровней опыта (включая первый) всего три.

Обзор Highland Warriors

Числом показателей ваши храбрецы также не блещут. Атака, броня и жизненная сила — вот все, что имеется у рядового бойца. Те же, у кого есть определенные спецспособности (а таких достаточно), получают еще и дополнительную характеристику магической энергии (больше известной как мана). При повышении уровня воина, скорее всего, поднимутся все его характеристики, но на небольшую величину.
Кроме рядовых воинов, у каждой стороны есть герои, каковых по две штуки у каждой нации. У кого-то они сильнее, у кого-то — слабее, но всех героев объединяет одно: в процессе боев они не получают (!) опыта и не повышают, соответственно, своих характеристик. Воистину, разработчики решили соригинальничать. Все стараются делать игры с уклоном в РПГ, прокачкой главного героя, а мы сделаем всем назло не так. Сделали. По-моему, откровенно зря.
Есть в игре также оборонительные сооружения (стены, башни и крепости разных типов). Есть-то они есть, да только пользы не очень много. Как известно, сидя за стенами, войны (за редкими исключениями) не выиграешь, посему приоритет все же придется отдавать атакующим действиям, но нам ведь и не надо легких путей, наша цель — победа в атаке (и шотландцы, и англичане одинаково стремились атаковать). Вперед — враг будет разбит, победа будет за нами!

Что ж, пришла пора несколько пробежаться по нациям, рассмотрев, у кого что есть и кто в чем превосходит остальных.

Обзор Highland Warriors
МакДональды. Вторые по воинской силе бойцы. У них есть хорошие копейщики, эффективные против кавалерии. Также есть арбалетчики, которым можно приобрести улучшенные стрелы, после чего несколько выстрелов они будут производить с большей силой (потом придется вновь закупаться стрелами для достижения аналогичного эффекта). Очень неплохи конные мечники МакДональдов — самый мощный их юнит. Специальный юнит МакДональдов — торговец, может узнавать информацию о противнике и подкупать его воинов (всей армии лишить врага вряд ли получится, но вот пяток солдат перекупить можно). Также у МакДональдов есть волынщик, который повышает скорость атаки своих бойцов. Что касается осадных машин, ближе всего этому клану идея штурма, посему у них есть осадная башня (причем реализована она, в отличие от многих других игр, вполне прилично). Герои — Роберт Брюс (увеличивает опыт ближайших воинов и ускоряет их) и Джеймс Фрейзер (стрелок похлеще хваленого английского Робин Гуда, именно так о нем говорят шотландцы).

МакКеи. Не очень сильный клан в плане воинской силы, более того, у них напрочь отсутствуют осадные машины, что есть не просто плохо, а очень плохо. Пытаются компенсировать все это магией. Итак, пехота — самая обычная. Очень интересен их конный лучник: ударить и убежать — верная тактика. Еще хорош разведчик, после апгрейда приобретающий свойство невидимости, да и стреляет он весьма неплохо. Дальше — друид. Этот дядька может делать невидимыми своих воинов, а также телепортировать их в другую точку карты. Правда, на обратный телепорт маны уже не хватит, поэтому лучше держать в отряде второго друида, а вдруг наших побьют? Ну и маг — сильнейший маг в игре (после Рагналла); гроза и дракон — его убойные заклинания. Пара магов может вполне перевернуть ход проигранного для МакКеев сражения в их пользу. Правда, штурмовать крепости все равно придется обычными воинами, без осадных орудий (разве что попробовать телепортом воспользоваться). Герои МакКеев — Кеннет МакАльпин (усиливает защиту своих воинов, может увеличить свою атаку на время) и Рианнон (женщина, кстати, ослабляет воинов противника и может помочь одному своему в усилении атаки).

Обзор Highland Warriors

Камероны. Так себе нация. Пехота, пожалуй, слаба, кроме берсерка, который умеет прорубаться к цели, не взирая на раны и преграды. Лучник же Камеронов может приобрести себе стрелы, поджигающие здания и стены врага (хватит, правда, таких стрел ненадолго, а потом придется снова платить). Кавалерист с кистенем — достаточно обычен, ничего особенного (как в хорошую, так и в плохую стороны) не представляет. Убийца — копает тоннели в земле, хорошо владеет ударом, практически убивающим врага (но при этом он и сам погибает). Есть также знаменосец, усиливающий защиту своих воинов, и катапульта — для штурма укреплений. Герои — Уильям Уоллес (ускоряет своих воинов, может одного из них усилить) и Рагналл (очень сильный чародей).
Англичане. Самые сильные воины в игре. Их пехота, тяжелая кавалерия и лучники, как и осадные машины не знают себе равных. Хорош и шпион, могущий приводить в негодность осадные машины и ворота крепостей противника. Герои — король Англии Эдуард I (очень мощный, может подчинять противника своей воле и обратно вернуть такого воина уже будет нельзя!), и Джон де Варенн (священник, постоянно лечит всех вокруг себя, а за дополнительную плату в мане практически всегда вылечит своего воина).

Обзор Highland Warriors

Напоследок хотелось бы посоветовать вам не спешить избавляться от базовых (то есть, самых первых) пехотных юнитов. Так уж сложилось, что только они в игре умеют обнаруживать невидимых врагов. Так что держите пару-тройку наготове, мало ли что...
Графика в игре достаточно приличная, если не приглядываться (камера дает возможность приближения). Если же максимально приблизить камеру к какому-нибудь воину, то можно и легкий инфаркт заработать. Хотя в сценах сражений есть немало красивых моментов, например, штурм крепости при помощи осадной башни. Но в целом могло быть и лучше (особенно, учитывая, что даже на указанных системных требованиях игра постоянно подтормаживает). Звук и музыка вполне на уровне, не дают расслабиться и забыть, что мы на войне. Атмосферность все-таки создана, несмотря ни на что.
Остается только вынести окончательный вердикт: перед нами самая обыкновенная игра из бесчисленного множества реал-тайм стратегий. Кому-то она понравится больше, кому-то — меньше. Если вас заинтересовало приведенное мной описание, попробуйте сыграть — может быть, вас и затянет в дебри сражений англичан и шотландцев и вы пройдете игру не раз и не два. Но я бы на такой исход своих денег ставить бы не стал...

Оценки: Геймплей: 6/10; Графика: 6/10; Звук: 8/10: Общая: 6/10.

Morgul Angmarsky

RTS Обзор № 41 Highland Warriors

Яндекс.Метрика