Обзор Hearts of Iron

on марта 30, 2003 - 00:00

Название игры в оригинале: Hearts of Iron
Жанр: глобальная стратегия
Издатель/Разработчик: 1С/Paradox Entertainment
Системные требования: Pentium II-300 MHz, 64 MbRAM, 8 Mb Video RAM, Sound Blaster Compatible Sound Card, 500 Mb Hard Disc Space

Hearts of IronШведы из команды Paradox Entertainment, ставшие родоначальниками нового жанра глобальных стратегий, продолжают активно разрабатывать эту поистине золотую жилу. Ведь именно благодаря им к компьютерным играм (от этой команды, в первую очередь) присоединилась масса весьма серьезных людей, которые ранее считали игры лишь детскими забавами. Взять ту же самую "Европу II", которую так и не смогли осилить многие стратеги, привыкшие к обыкновенным RTS. А теперь Парадоксы решили взяться за "хлебную" тематику Второй мировой войны. Естественно, что представляемая вам сегодня игра — новое детище Paradox Entertainment — также является глобальной стратегией. В игре вам не придется отстраивать базу и вытаскивать из воздуха рядовых и технику.

Вся игровая система — от экономики до войны — продумана до мелочей. И именно это позволяет считать Hearts of Iron (в русском варианте имеющую название "День Победы") лучшей (на данный момент) стратегической игрой на тему последней великой войны.

При первом же взгляде на игру возникает четкое ощущение, что где-то мы это уже видели. И действительно, сразу же вспоминаются недели и месяцы, проведенные за "Европой". Перед глазами игрока располагается карта мира, поделенная на провинции. Каждая провинция входит в состав какого-либо государства. Вы же становитесь верховным главнокомандующим и правителем этого государства. Цели и задачи у вас совпадают с задачами президента (премьер-министра, генерального секретаря ЦК и т.д. и т.п.). Мелкое тактическое планирование на уровне взвода или дивизии — не для вас, не должны вы и заниматься вопросом, сколько самолетов нужно завтра произвести нашему заводу. Для решения этих "простеньких" задач есть генералы и министры. Наша же задача — раздавать им ценные указания, ведя свою страну к процветанию и победе в войне.
Перед началом игры нам предстоит выбрать ту страну, которую мы решимся возглавить на период от 6 до 13 лет (в зависимости от кампании). Стран в игре не просто много, а очень много. Практически каждое государство, существовавшее в период Второй мировой войны, представлено в меню. Выбор, надо сказать, непростой. Что лучше — взять мощную Германию и попытаться показать всему миру, что она может выиграть войну, или же, наоборот, получить в управление скромную Республику Боливию, аппетиты которой на порядок меньше, но и соперники у нее совсем не такие мощные. Но, допустим, выбор сделан, пора переходить собственно к игре.
Здесь стоит отметить, что, в отличие от "Европы", основной смысл новой игры составляет война. Мирно развиваться здесь бессмысленно (слишком короток игровой период), а вот повоевать придется, и немало.
Очки в игре начисляются не одной отдельно взятой стране, а союзам (блокам) держав. Таковых союзов на начало игры три — Коминтерн (лидер — Советский Союз), страны Оси (Германия) и Западный Альянс (Великобритания). Позже блоков может стать меньше, так как СССР получит возможность присоединиться либо к Оси, либо к Западу. А так как очки начисляются союзам, то, будь вы даже самой мощной страной, но, не присоединившись ни к одному блоку, игру проиграете. Посему придется проявить чудеса дипломатии (в особенности играя за какой-нибудь отдаленный и никому не нужный Ирак).

Кстати, большую роль в международных отношениях играет и то, к какому политическому строю принадлежит ваше государство. Вариантов проведения внутренней политики всего три: демократия, фашизм и коммунизм (сами догадайтесь, к какому блоку какие страны принадлежат). Странам с одинаковым государственным строем гораздо легче договориться друг с другом. Да и альянс они заключат скорее. А вот демократической стране достаточно сложно войти в ряды стран Оси. Правда, большинство стран мира имеет государственный строй где-то между двумя-тремя направлениями и может сдвигаться в одну из сторон с помощью событий и выборов.
Наиболее неудобный для ведения боевых действий строй — демократия. Во-первых, при демократическом режиме правления население требует направления большого количества ресурсов на производство товаров народного потребления (фашистам, а уж тем более коммунистам, надо намного меньше). Во-вторых, для вступления в войну необходимо получить для этого согласие населения страны, а наиболее сложно это сделать именно демократам. Есть у демократии и свои преимущества — так, при ней эффективность производства самая высокая. Но и фашизм с коммунизмом не идеальны. Так, зачастую отставка министра (или генерала) в странах с таким типом правления означает его физическое уничтожение, и вернуть его уже будет нельзя.
Немалую роль в игровом процессе имеют великие деятели истории — министры и генералы. Министров можно расставлять на государственные посты. У тех из них, кто имеет реальные имена, а не заголовки типа Black Shadow (черная тень), есть свои спецспособности. Определить это можно по описанию министра. Таковые способности дают вашему государственному деятелю преимущество в одной области, но взамен он получит недостатки в другой. Например, Молотов — мастер дипломатии "железного кулака". Слабые страны его боятся, но сильных все его действия (то есть ваши, если он — ваш министр иностранных дел) раздражают гораздо больше, чем при каком-либо другом. У генералов также имеются свои способности, но об этом ниже.

В игре существует несколько видов ресурсов (заниматься экономикой на государственном уровне все же придется, если, конечно, вы не начинаете игру перед самой войной). Ресурсы делятся на сырьевые и государственные. Сырьевые — уголь, сталь, нефть и резина. Государственные — воинское снаряжение, людской ресурс, промышленный ресурс и дипломатический ресурс.
Каждая ваша провинция может производить некоторое количество сырьевых ресурсов (правда, есть провинции, в которых таковые напрочь отсутствуют). Вполне нормально, что чаще всего производятся уголь либо сталь. Реже встречается нефть, а страны, у которых в достатке резины, можно сосчитать на пальцах одной руки. В каждой провинции существует также некоторое количество заводов, выражаемое цифрой промышленного ресурса для данной провинции. Сумма промышленных мощностей провинций составляет промышленный ресурс государства. Следует отметить, что для нормального функционирования одного завода необходимо 2 единицы угля, 1 стали и Ѕ резины. Если же любого из этих ресурсов будет не хватать, часть заводов остановится, что не есть хорошо. Выйти из положения можно, купив ресурсы на мировом рынке, но для успешного совершения покупок нефти и резины там потребуется соглашаться на курс 3:1, и другого выхода нет (разве что завоевать провинции с резиной или нефтью). Зачем же нужна нефть, если в промышленности она не используется? Вполне резонный вопрос, и самый логичный на него ответ. Нефть нужна, оказывается, для заправки ваших механизированных подразделений (мотопехоты, танков), самолетов и кораблей. Без нефти вся техника останется простой грудой металла, и вы будете воевать только пехотой и кавалерией, что весьма и весьма неэффективно.
Вашим войскам также нужно постоянно поставлять воинское снаряжение, иначе они просто не смогут идти в бой или будут сражаться с меньшей силой. А для того, чтобы построить какое-нибудь подразделение, как раз и используется людской ресурс государства. Но не только он — необходимо будет задействовать и часть промышленных мощностей, что вполне логично, — войскам ведь нужно пошить обмундирование, подготовить вооружение и т.д. и т.п. Промышленный ресурс тратится (помимо постройки войск) также на производство воинского снаряжения, исследования и производство товаров народного потребления.

Ну и есть еще такое новшество, как дипломатический ресурс. Дипломатии в игре отводится значительная роль. Например, можно потребовать у противника часть его территории, попробовать повлиять на его внутреннюю политику или вообще сместить правительство. На все эти действия вам необходимо будет потратить некоторое количество дипломатического ресурса. "Добыть" его можно двумя способами: некоторое количество приходит регулярно, но основной способ — через военные победы. Чем больше побед, тем большее влияние будет иметь ваша страна в мире.
Для успешного ведения войны необходимо также позаботиться о каждой из своих провинций. В них вы можете улучшить оборонительные сооружения (для защиты от наземных, воздушных или морских атак), инфраструктуру или промышленность. Но при этом надо учитывать, что любое улучшение занимает год, и в течение этого времени промышленность данной провинции не сможет выполнять никаких других задач.
Но вот инфраструктура и промышленность отстроена, пора приниматься за создание войсковых подразделений. Как уже указано выше, для этого потребуется некоторое количество людей и промышленных мощностей. Но это еще не все. Солдаты и техника не появляются из воздуха, им необходимо некоторое время (достаточно продолжительное — порядка нескольких месяцев) для обучения. Именно поэтому стоит вначале отстроить войска, а уж потом ввязываться в войну. А иначе вы рискуете оказаться с кучей строящихся новеньких подразделений и толпой устаревшей пехоты и кавалерии противника прямо под стенами вашей столицы. Так что озаботьтесь постройкой войск заблаговременно. Кстати, после постройки их вовсе необязательно выставлять на карту, это можно сделать в любое время, хотя приведение частей в боевую готовность и займет несколько дней, зато ресурсы они потреблять не будут. Заодно и противника дезориентируете.
Но вот войска построены, подведены к границам, промышленность готова обеспечивать нас всем необходимым, запасы нефти сделаны, пора начинать войну. Боевые действия в игре отображены весьма достоверно (насколько может быть достоверным таковое отображение на уровне главнокомандующего). Конечно, самим игрокам управлять атакой не дадут. Вы выбираете те войска, которые будут атаковать противника, отдаете им приказ, и они начинают медленно топать в направлении, указанном вами. Действия ваших войск можно (и нужно) координировать. В Hearts of Iron появилась возможность устанавливать точное время атаки для всех частей, получивших приказ о наступлении. Ставим, скажем, указание самолетам отбомбиться в 5.00, пехоте пойти в атаку в 6.00, а танкам подойти в 6.30. При этом надо учитывать и тот факт, что атаковать надо совместными силами всех родов войск. Одинокие танки, которые полезли на укрепления, скоро перестанут быть таковыми (возможность собирать трофейную технику в игре не реализована).

Надо рассказать и о том, что у боевых частей имеется два основных параметра. Первый — количественная численность части (в процентах от максимальной). Второй — организованность юнита. Чем ниже организованность, тем хуже дивизия сражается (счет юнитам, в основном, идет на дивизии). Общая эффективность части вычисляется с помощью перемножения данных двух параметров. Кстати, при очень низкой организованности обороняющаяся часть может отступить, даже если потери ее весьма незначительны. А при нулевой — часть останавливается и никуда не двигается дальше до восстановления организованности (если ее поставлять достаточно снаряжения, следует всего лишь постоять на месте некоторое время). Заново выставленные части также имеют нулевую организованность.
На эффективность боевых действий самое прямое влияние оказывают погодный фактор и фактор рельефа. Многие типы рельефа дают плюсы обороняющемуся (попробуй-ка уничтожить занявшую позиции в горах пехоту), что еще более затрудняет задачу атакующему. Погода также чаще всего мешает наступать. Придется тщательно выбирать время и место атаки, сообразуясь с погодными условиями и типом местности.
Еще надо подумать и о генералах. В вашей армии существует множество безликих второстепенных генералов, которые, конечно, могут вести войска в бой, но не так эффективно, как исторические личности. А исторические генералы (равно как и министры) имеют свои специальные способности. Например, Роммель — мастер внезапных ударов, а Буденный лучше всех управляется с кавалерией. Генералы обоих типов получают в боях опыт, после чего могут либо более эффективно командовать тем количеством подразделений, которое они имели до этого, либо быть повышены в звании. В последнем случае число их очков опыта становится равно нулю, зато бонусы распространяются на большее число дивизий. Так что повышайте нескольких самых лучших ваших генералов — и удача обязательно улыбнется вам.

Напоследок о древе технологий в игре. Исследования в Hearts of Iron также замечательно продуманы. Они делятся на 12 групп, в каждой из которых есть огромное число технологий. Даже самая "продвинутая" страна не сможет исследовать за время войны их все, поэтому с самого начала стоит решить, на каких направлениях сконцентрируется ваше государство. Группы исследований позволяют просто улучшать пехоту (танки, самолеты), исследовать ядерное оружие или нововведения в промышленности и даже разрабатывать военные доктрины (по отдельности для войны на суше, на море и в воздухе). Дерзайте — и, возможно, страна под вашим управлением откроет что-нибудь, до чего в ту войну так и не додумались. Или, еще веселее, изобретет Италия ядерную бомбу, и кинет ее, скажем на Югославию...
О графике в Hearts of Iron лучше не говорить — она хуже, чем это было в "Европе". Здесь, пожалуй, Paradox Entertainment слегка переборщили с аскетизмом. В качестве музыкального оформления были взяты классические мелодии, которые вполне прилично подходят к текущему моменту. А вот звуки боевых столкновений сделаны на твердую "7" (по современной системе оценок).
В общем, об этой игре можно рассказывать до бесконечности. Разнообразных хитростей и "примочек" в ней тьма-тьмущая. Игра полноценно отражает события Второй мировой войны за любую из воюющих (и даже невоюющих) сторон. Выбирайте любую страну, становитесь у ее штурвала и постарайтесь пройти войну с минимальными затратами и потерями и максимальным результатом на выходе. Могу вас уверить, это не так просто, как кажется. Hearts of Iron — серьезная игра, и для победы придется напрячь все свои мозговые извилины. Но ведь именно это-то нам и надо, не правда ли?

Morgul Angmarsky

Глобальная стратегия Обзор № 39
Упоминаемые игры и серии: 
Hearts of Iron

Яндекс.Метрика