Обзор Хамелеон

Жанр:3D-action
Разработчик: Silwer Wish Games
Издатель \ Локализатор: 1C
Количество CD: 3
Похожие игры: Max Paine, Hitman: Codename 47, Splinter Cell
Минимальные требования: Windows 98\2000\XP; DirectX 9.0c; процессор с частотой 1 ГГц; видеокарта с 32 Мб ОЗУ; 2,1 Гб свободного места на жестком диске; клавиатура; мышь
Когда берешь на обзор игру, никогда не знаешь, что скрывается в этой коробке, пестрящей всевозможными обещаниями и скриншотами. Я имею в виду те игры, выход которых не ассоциируется толпами геймеров с взрывом атомной бомбы. Именно поэтому лишь только объект сегодняшнего обзора попал ко мне в руки, я заблаговременно записал его в длинный список проходных штамповок, которые ежемесячно выходят пачками и большинство которых навсегда пропадает в неизвестности. Текст на тыльной стороне коробки еще больше укрепил меня в моих догадках. Но представьте себе мое удивление после прохождения первых двух миссий: да, пациент скорее жив, чем мертв!
В геймплее игры нет абсолютно ничего сверхнового и экстраординарного. Так или иначе, все ее приемы уже встречались нам во множестве хитовых игр и сотнях их клонов. Откровенно голливудский сюжет, повествующий нам о бесконечных попытках пуленепробиваемого супер-пупер агента расследовать старое никому не нужное дело гибели своих родителей, накрывает неотвратимой сонливостью и вызывает приступы зевоты. Что ж поделать, устали мы от историй о кровной мести бравых полицейских, агентов и прочих лихих парней, сеющих справедливость направо и налево да насаждающих правопорядок, где только можно. Полагаю, не стоит напоминать вам, каких дел может наворотить профессионал, умеющий разыскать необходимых людей, надавить, где нужно, и получить требуемую информацию. Вот этим мы и будем заниматься на протяжении всех семнадцати миссий.
Однако это все на поверхности. Сама же подача сюжета заинтересовывает и, как мощный водоворот, затягивает игрока. Нам как бы дают поучаствовать в расследованиях, проводимых Хамелеоном (как вы, должно быть, догадались это кодовая кличка нашего протеже). Мы не сторонний наблюдатель, просто просматривающий ролики в перерывах между автоматическим прохождением миссий. Каждый пройденный эпизод открывает нам очередную ниточку, ведущую к людям, которые, возможно, причастны к убийству всей семьи героя. Одни не приведут ни к чему. Другие оборвутся со смертью разыскиваемых нами свидетелей и информаторов. Третьи затянут в такие дали и такие места, о существовании которых вы даже не подозревали. И каждый раз, прослушивая межмиссионные диалоги и просматривая весьма недурно отрежиссированные ролики на движке игры, начинаешь задаваться вопросом, куда забросит Хамелеона сегодня и чего следует ожидать в этот раз. Однако весь интерес на этом заканчивается. Весьма трудно установить мотивацию героя, движущую им на протяжении всей игры. Да, поиски убийцы родителей цель, конечно, благородная, но отчего то мы постоянно лазим по каким-то складам и заводам, разыскиваем непонятный "груз" и его адресатов. Хамелеон, словно мальчик на побегушках, — не сидится ему на месте, носится он из страны в страну, из города в город.
Страшной язвой на милом личике игропроцесса кровоточит полнейшая линейность. Игра прямая, словно чугунный рельс. А насколько хорошей она могла бы получиться, дай разработчики возможность прохождения ее несколькими способами! Но реальность жестока, и здесь у вас есть всего два пути. Первый: проходить миссии строго тем образом, коим было задумано разработчиками. Второй: просто достать оружие и перестрелять все, что движется в локации, хотя нужно отметить, что именно этот способ является самым сложным. Во-первых, будут эпизоды, в которых поднять стрельбу означает провалить задание. Так что тише воды и ниже травы и прочей низкорослой растительности нам не то что рекомендовано, а просто навязано. Ну, а во- вторых, здесь не последнюю роль играет весьма сообразительный AI. Во время перестрелок противники любят укрываться за препятствиями, предпочитают не лезть на рожон, почти никогда не ввязываются в драку в одиночку, предпочитая вызывать подкрепление. И если вам не удалось с первого раза вырубить зазевавшегося часового, велика вероятность, что уже через пару секунд набежит толпень хмурых дядек с автоматами\пистолетами\прочими стреляющими агрегатами и наделает в Хамелеоне дополнительных отверстий. Отличаются они также глазастостью да отменным слухом. Все видят, все слышат, не удивлюсь, если и мысли на расстоянии читают. Стоит всего лишь подпрыгнуть за заграждением из железных ящиков, как на другой стороне всполошенный дозорный кричит "Кто здесь?" и начинает озабоченно обходить окрестности. А уж ежели что подозрительное заметит, очередь из автомата обеспечена. И стрелки здесь, скажу я вам, сплошь и рядом Ворошиловские. Так что если между вами и противником нет бетонной стены, надежного каменного забора или, на худой конец, завала из ящиков, реквием и уютное место на кладбище вам организуют за счет фирмы. Все, что может нас спасти — это тень и темнота.
Вопреки названию не будет ни возможности переодеваться (за исключением случаев предусмотренных разработчиками), ни использовать камуфляж, ни пользоваться последними образцами электронных гаджетов. Сэм Фишер надменно улыбается в сторонке, а агент 47 безразлично поправляет галстук: здесь их все равно никто не превзошел, да, судя по всему, и не пытался. Только тень и темнота будут нашими основными спутниками на закрытых вражеских территориях. Они и пробраться, куда нужно помогут и в случае чего спрячут. Лишь только мы оказываемся в окружении спасительной черноты и некоторое время избегаем встречи с настороженными противниками, они перестают нас искать. Походят-походят и, решив, что, видимо, испугавшись их бравого вида (хотя скорее уж их количества) жалкий трус-нарушитель сбежал. Но поспешу вас огорчить: враги по-прежнему остаются жестяными болванчиками, служащими лишь для убийства героя. Уже к третей-четвертой миссиям их действия становится несложно предугадать, а в единичных случаях они тупят, упираясь в стены вагонов или лестницы, что, естественно, портит впечатление. Прочие редкие NPC отыгрывают роль скорее деталей дизайна локации. Они бездумно слоняются туда-сюда или, наоборот, с самозабвенным увлечением занимаются своей работой, вообще не реагируя на то, что творится вокруг. Если не особенно обращать на них внимание, их действия вполне могут сойти за неплохую имитацию жизни. Однако на общем фоне выглядит это блекло и кукольно.
Говоря выше о невозможности использовать гаджеты, я несколько покривил душой. Кое-какие технические средства вроде бинокля, прибора ночного видения, отмычек, зонда и микрофона нам будут доступны. Вот только кроме отмычек и бинокля остальные предметы пригодятся лишь в избранных эпизодах, ибо использование их порой будет ограничено, а порой просто бессмысленно.
Весьма велик и разнообразен арсенал огнестрельного оружия. По четыре образца пистолетов штурмовых винтовок и пистолетов-пулеметов — вполне достаточное количество для игры такого рода. Миссий, где можно применить штурмовую винтовку в полной мере и во всей красе, будет мало. Да и обыкновенным пистолетом здесь можно с лихвой обойтись. Тем более что они (как впрочем, и винтовки, и пистолеты-пулеметы) подвергаются апгрейду. Конечно, навешать на них то количество всяческих навороченных финтифлюшек, которое было доступно нам в недавнем Hitman: Blood Money, мы не сможем, но вот установка глушителя или оптики значительно поспособствуют улучшению боевых качеств оружия.
Главный козырь этой игры — реализм. И здесь он проявляется во всем, начиная реальными характеристиками оружия и заканчивая интерьерами зданий и оформлением уровней. Не восхищаться массивом проделанной дизайнерами и моделлерами работы просто невозможно. Каждый уголок локации блещет живостью и не поддельной естественностью. До чего родными выглядят "жигули" и "волги" в сербской глубинке или плакаты в стиле "А ты записался добровольцем?" и "Болтун находка для шпиона". Я чуть было не прослезился, увидев старенький ржавый "Икарус" стоящий около вокзала в одном молдавском городишке. Да, атмосферу советской действительности середины 80-ых (приблизительно в это время происходит действие игры) разработчики воссоздали великолепно.
Неплохо реализованы и технические свойства оружия. Каждая винтовка здесь словно обладает своим характером и нравом, требующим индивидуально подхода. У одной велик разброс, а потому приходится вести огонь одиночными выстрелами, у другой чуть сбит прицел и пули летят немного левее. Киношный трюк со стреляющими без отдачи и рывков пистолетами здесь не пройдет. Так что после одного выстрела из Desert Eagle-а придется выждать, пока зум прицела вернется в первоначальное положение.
В немалой степени на реализм влияют и великолепного качества текстуры, поражающие своей четкостью и насыщенностью тонов. Да и в целом планка графической составляющей здесь держится не на самом низком уровне. Правда, до кинематографичности последнего Hitman-a игра не дотягивает, зато вот поспорить с ним качеством и динамикой теней может запросто. Самозатенение и грамотная смена освещения при переходе из помещения на свежий воздух и обратно разбавляют коктейль из мелких спецэффектов (вроде пламени из стреляющего автомата или ослепляющей гранаты), великолепных ландшафтных пейзажей и плавной анимации. Заводя речь о последней, тяжело вспомнить игру, где бы этот элемент был реализован настолько хорошо. Так что в плане графики придраться абсолютно не к чему.
Чего не скажешь о самом игропроцессе. Кроме упомянутой выше линейности, до кучи прибилась и нулевая интерактивность. Спектр предметов, с которыми можно вступить в контакт, минимален. Взаимодействия предусмотрены лишь со строго запланированными разработчиками объектами. Все остальное наглухо приклеено, привинчено, прибито к всевозможного рода поверхностям и плоскостям. Я уж не говорю о возможности разрушать предметы обстановки. Несомненно, абсолютно все объекты здесь (за исключением оконных стекол) изготовлены если не из титана, то из железобетона. Из живых объектов нашему влиянию подвластны лишь враги. Их можно убить и, перетащив трупик в какое-нибудь темное местечко, оставить там. Остальным субъектам вы не сможем причинить абсолютно никакого вреда. Ну что за детский сад?! Делать игры со столь ограниченными возможностями уже не модно. С физикой тоже неполадки, но по сравнению с основными недостатками игры смотрятся они просто смешно. Чрезмерная гуттаперчивость мертвых тел противников хоть и малозаметна, но опытному игроку в глаза бросается почти сразу.
А ведь по всем остальным показателям "Хамелеон" выглядит довольно таки бодро. Взять хотя бы музыку. Мелодичная, порой гнетущая, но никогда не раздражающая, а в минуты опасности и динамичная, каждую секунду игры она приходится кстати. Некоторые мелодии создают игре настолько эмоциональный фон, что их хочется слушать не переставая.
Строгий и стильный интерфейс и интуитивно простое управление прибавляют симпатии к игре. Все здесь максимально просто, хотя простоту в управлении я связываю с низкой интерактивностью.
Оценка: 7
Перед нами весьма качественный и интересный продукт. Здесь нет ничего революционного или хотя бы нового. Имеются лишь сюжет, занимательный геймплей и свой порой немного мрачный стиль. Не стоит ждать от этой игры откровений — это одноразовая игра, пройдя которую вам вряд ли захочется возвращаться к ней опять. Но высокое качество исполнения бесспорно достойно внимания.
Belfegor