Обзор Greyhawk: The Temple of Elemental Evil
Игра: Greyhawk: The Temple of Elemental Evil
Сайт: http://www.greyhawkgame.com/
Издатель: Atari Games Inc.
Разработчик: Troika Games.
Жанр: RPG. Дата выхода: 16 сентября 2003г.
Похожесть: Baldur's Gate (D&D как никак)
Количество дисков в оригинальной версии: 3
Минимальные требования: P3-600MHz, 128Mb RAM, 16Mb Video.
Рекомендуемые требования: P3-1GHz, 256Mb RAM, 32Mb Video.
Эх, было время
Любители ролевых игр должны помнить такой приключенческий модуль из ранних "настолок" Dungeons & Dragons — Greyhawk Adventures: The Temple of Elemental Evil. Это было и остается классикой, и многие "настольные" приключенцы знатно поломали головы и обломали зубы на нем. Эти самые ролевики должны помнить и компьютерный вариант — серию "Gold Box", которая содержала лучшую подборку перевода на РС "настольных" модулей. И вот хорошая новость: если вы помните и знаете обе эти вещи, то The Temple of Elemental Evil вам точно понравится. Это то, что вам надо.
Снова и снова
Любители других компьютерных РПГ должны с легкостью принять и полюбить The Temple of Elemental Evil. Дело в том, что игра выглядит стандартно: изометрическая проекция, возможность контролировать партию приключенцев и вести их по городам и весям, полям, лесам и, конечно же, подземельям. Если вы представляете себе, что такое Baldur's Gate и думаете, что The Temple of Elemental Evil — это что-то похожее, то ваши суждения недалеки от истины. Так оно и есть, в общем-то. Игра начинается с того, что вам предлагается выбрать заранее сгенерированных персонажей или создать свою собственную банду. И, как обычно, ваши персонажи начинают зелеными новичками и проходят огонь, воду и медные трубы, набираясь опыта на протяжении всей игры, совершенствуясь и развиваясь в 10 уровнях мастерства.
Альтер Эго. То есть его 3.5 часть
Как и другие аспекты игры, возможности создания своей собственной партии головоломны и многочисленны. Я, например, провел 30 минут, полных щенячьего восторга, создавая виртуальные воплощения своих персонажей. То, что игра основана на правилах D&D 3.5 редакции, означает, что вы можете распределять характеристики и очки умений, выбирать профессию (класс), специальные возможности ("фиты") и заклинания и даже изменять внешний вид своих персонажей.
Один из самых интересных моментов The Temple of Elemental Evil в том, что выбор вашего мировоззрения (моральной ориентации) определяет то, как начнется и как закончится игра. Например, если вы хороший (хе-хе, "хороший... плохой... главное — у кого ружье" (с) Войско Тьмы), то вам может быть предложено спасти пропавшую эльфийскую принцессу и уничтожить Temple of Elemental Evil. А если вы придерживаетесь злого мировоззрения, то вам, возможно, предстоит выполнить несколько миссий под эгидой этого самого Храма (перерезать караванщиков, например). Ваша "моральная ориентация" также влияет на выбор того или иного действия в игре и на то, как все это закончится.
Новая редакция незабвенных правил
Обсуждение мировоззрения — это хорошее начало для разговора столь важного, что он заслуживает отдельной темы. Для многих шумиха вокруг The Temple of Elemental Evil заключается не в том, что эта игра — полная и подробная реинкарнация классического D&Dшного приключения, а в том, что в ней используется новая редакция правил D&D — 3.5. Эти правила представляют собой смесь обычного ролеплея "меча и магии" с новыми возможностями для игроков, о которых вы могли только мечтать. И, позвольте вам заметить, The Temple of Elemental Evil очень точно отображает эти правила. Возможности, которые вы выбираете в начале при создании своего персонажа, расширяются, разветвляются и множатся в процессе игры. Вы можете выбирать фиты, характеристики, умения и снаряжение в любой комбинации, позволенной правилами, лавируя сквозь сеть пререквизитов, правил и ограничений. В результате игра оказывается чрезвычайно глубокой в возможности выбора настроек и опций для развития персонажа и открывает неограниченные возможности для "переигрывания", то бишь обладает высокой "реплейабилити". Пути, по которым The Temple of Elemental Evil позволит вам добавлять умения и характеристики, вас просто потрясут. В зависимости от того, как вы будете развивать того или иного выбранного персонажа, вы сможете выбрать энное количество различных действий во время боя, преодоления преград (ловушки и замки, например) или взаимодействия с неигровыми персонажами. Все это и так свойственно ролевым играм, но в этом-то и соль.
Конечно, в каждой бочке меда должна быть своя ложка дегтя. Игроки, не знакомые с новой системой D&D 3.5, могут просто потеряться в огромном количестве правил. И я не говорю просто о разнице между клириком и колдуном. Я говорю о знании таких деталей, как "ready vs. approach", "Improved initiative", "flat-footed", "+1 on Attack rolls" и т.д. Большие возможности — это великолепно, но только в том случае, когда вы знаете, что вам конкретно нужно. А новички запросто потеряются в обозначениях и море текста без предварительного прочтения хотя бы части многотомного руководства или без внутриигровых экранов "скорой помощи". К счастью, оба эти источника информации великолепны. Руководство по 3.5 редакции, как и предыдущие "пособия" ролевика, вы можете купить в магазине или скачать из Интернета, а подробный "хелп" в игре можно вызвать, наведя курсор мыши на интересующий вас объект, скилл, фит или правило и нажав "H".
Роль и бой
Я был немного разочарован в разнообразии локаций, которые предстоит посетить. Часть игры, конечно, происходит в городах, полных неигровых персонажей и магазинов, но большинство из ваших приключений будет иметь место все же в Храме, который и дал название данной РПГ. Это означает, что у вас будет довольно мало шансов исследовать города, встречаться с людьми, общаться и взаимодействовать с ними и приобретать снаряжение. Дойдя до конца игры, я обнаружил, что мне незачем возвращаться в город, ибо, кроме как купить-продать или выполнить пару неинтересных квестов "пойди-принеси", там больше нечего делать. Это, конечно, плохо. Но "ползание" по подземельям сделано на ура. Вы должны прорубить и пробить себе дорогу сквозь Храм в поисках того, что вы ищете :), сражаясь с толпами разнообразных монстров на протяжении всего пути. Пошаговые бои — это, на мой взгляд, самое главное, что есть в The Temple of Elemental Evil. И это должно вас заинтересовать.
Футы и дайсы
Пока вы не вступили в бой, все происходит в реальном времени, и вы имеете полный контроль над всеми вашими персонажами одновременно. Но как только появляется противник, игра переходит в пошаговый режим, схожий с незабвенными играми из "Gold Box" и, конечно же, Фоллаутом. Вам не надо переключаться в "подэкран" боя. Время "замораживается" и делится на отмеренные раунды. И вместо деления экрана на квадраты с помощью сетки, The Temple of Elemental Evil определят зоны действия и передвижения в виде системы "радиусов" — точно так же, как это делается по правилам D&D. Ваш персонаж имеет возможность совершить набор определенных действий за ход. Передвиньте курсор мыши по полю боя — и "секундомер" покажет вам, сколько еще времени у персонажа останется после передвижения в заданном направлении. Если у вас осталось достаточно времени, то вы можете атаковать или читать заклинание. Добавьте сюда эффекты окружающей среды и специальные движения (рывок, отступление, использование предмета и так далее) — и вы получите тактическую систему боя, полную разнообразия и стратегических вариаций, которая не даст вам скучать.
Глупый AI и вечные проблемы с сюжетом
К сожалению, есть и негативные моменты в геймплее. Несмотря на то, что компьютерные оппоненты, в принципе, довольно смышленые, я часто встречал ляпы в искусственном интеллекте. В некоторых случаях враги оставались пассивными, даже когда я шинковал в капусту их боевых товарищей в паре метров от них, не реагируя на импульс вплоть до того, пока я не примусь за них. В некоторых случаях существа начинали просто бестолково бегать по полю боя. Странно.
Еще один недостаток The Temple of Elemental Evil в том, что сюжет ее довольно убог. Поначалу можно получить несколько занимательных квестов (притом в зависимости от мировоззрения), но потом игра превращается в "подвальный" hack and slash. Вы случайно говорите с существами, встречающимися в Храме, но это редкость, и сюжет развивается линейно, независимо от того, что вы, в общем-то, делаете. Хотя в The Temple of Elemental Evil есть элементы хорошего квеста (разговоры с неигровыми персонажами, немного предыстории, мистика, таинственность, побочные квесты и прочее), это не слишком хорошо "спаяно" вместе, чтобы привнести в игру ту долю занимательности, которую мы всегда ждем от РПГ. Сюжет и прочие ролевые "дела", конечно, не минимальны, как в Diablo или Dungeon Siege, но не сравнимы с другими компьютерными Ролевыми (именно с большой буквы) играми, такими как Baldur's Gate или Morrowind.
Блуждающие герои и непонятки с интерфейсом
Мне показалось, что интерфейс The Temple of Elemental Evil довольно непригляден и неудобен (не слишком, но все же). Заставить членов партии перейти из одного место в другое временами сложновато, так как они почему-то не хотят слушаться команд и не могут толком ориентироваться, даже делая пару-тройку несложных движений. Также было замечено отсутствие возможности менять расстановку членов партии во время передвижения, что заканчивалось полной потерей ориентации приключенцев по прибытии на место назначения. И мой незащищенный толстой броней маг часто оказывался в опасности и спасал его только незабвенный Quickload.
Отдавать остальные команды тоже немного сложно. The Temple of Elemental Evil использует радиальную систему команд, чем-то похожую на то, что мы видим в Neverwinter Nights. Клик на персонажа выводит круговое меню с делением на подменю. Это прекрасное решение проблемы управления, но иногда огромное количество уровней подменю мешает нормально ориентироваться и найти то, что нужно, особенно на высоких разрешениях монитора. Выделение персонажей и врагов на поле боя тоже неудобное, так как игра толком их не подсвечивает.
Красоты мира
Картинка прекрасно детализирована, населяющие мир существа натурально анимированы, эффекты заклинаний расцвечены и разукрашены. Изменение внешнего вида персонажа отражается на экране. Если вы примерили красный плащ, то так оно и будет — модель персонажа отобразит и это.
За небольшими исключениями, "голосовой" набор вполне добротный, звуковые эффекты удовлетворительны. Музыка атмосферная.
Нет мультиплееру
Один фактор, который может отпугнуть многих геймеров: The Temple of Elemental Evil не была сделана для, возможно, самого интересного аспекта D&D (многие из нас только из-за этого и играют в РПГ): социального взаимодействия. The Temple of Elemental Evil — только одиночная игра. И все тут. Меня лично это, конечно, не тревожит. Я даже рад, что разработчики сфокусировались на полной сингл-плейер игре. Но многим это придется не по нраву.
Заключение
The Temple of Elemental Evil — игра интересная и занимательная, воссоздающая классическое приключение. И только немногочисленные недостатки в интерфейсе и сюжете не позволяют ей стать лучшей в своем жанре.
Графика: 8/10. Звук: 8/10. Играбельность: 8/10. Оригинальность: 6/10. Сюжет: 7/10. Общее: 7,5/10.
Макс "Тайлер" Магляс