Обзор Final Fantasy XIII-2
Платформы: Xbox 360, PlayStation 3
Разработчик: Square Enix
Издатель: Square Enix
Похожие игры: серия Final Fantasy
Возрастной рейтинг ESRB: Teen (13+)
Официальный сайт игры: finalfantasy132game.com
Final Fantasy XIII-2 имеет с тринадцатой частью сериала не больше общего, чем любая другая игра во вселенной “Последней фантазии”. Главная героиня предыдущего проекта появляется на экране лишь в самом начале, чтобы показаться в сверкающих доспехах, засветить антагониста и отправить прибывшего из будущего главного героя к сюжетному старту, да в финале, чтобы предвосхитить появление известной фразы: “Продолжение следует”. Единственное, что связывает эти две игры, — набор перерисованных локаций из Final Fantasy XIII, выдающий то ли лень дизайнеров, то ли их желание показать нам знакомые места в иных промежутках времени.
Новый проект Square Enix — не что иное, как очередной питомец в экспериментальном заповеднике Fabula Nova Crystallis, где разработчики стараются вывести ролевую игру, вобравшую в себя самое лучшее из непохожих друг на друга западной cRPG и восточной jRPG.
Если в тринадцатой части изнывающий от неторопливо развивавшегося сюжета игрок буквально не знал, куда себя деть и чем себя развлечь, то Final Fantasy XIII-2 выделяется на фоне предшественницы куда более обширными возможностями для проявления свободы воли. Теперь можно не только выбрать, в какую локацию в следующий раз ткнуть своим любопытным носом, но и по своему усмотрению решить, каким вариантом ответа продолжить диалог (что, впрочем, никак не повлияет на сторилайн), и это не считая того, что на уровнях периодически встречаются побочные задания.
Идея с путешествиями во времени пришлась на руку сценаристам именно в плане вариативности прохождения, но им пришлось пожертвовать внятностью и последовательностью. Синопсис больше напоминает конфетти, чем внятное повествование, и здорово отдает элементарными приемами истощенных фантазией рассказчиков: намешать всего и побольше, подкинув не один рояль в кустах, воображая, что это придаст действию интригу и напряженность. Богатство сюжетной составляющей Final Fantasy XIII легко можно было упустить за невнимательностью к мелким деталям — в Final Fantasy XIII-2 на историю лучше и вовсе не обращать никакого внимания. Сопоставить между собой разрозненные и невразумительные полунамеки слишком просто, но это никоим образом не превращает мешанину в хоть сколько-нибудь вызывающую любопытство фабулу, а диалоги, по признанию самого Мотому Ториямы, в большинстве своем носят лишь эстетическую функцию. Прохождение, слегка сократившееся в протяженности, лучше посвятить удовольствию от непосредственно игрового процесса.
Парочка новых героев — тот самый пришелец из будущего Ноэль, отправленный Лайтнинг к своей сестре Сэре (вторая главная героиня) — это, конечно, не полная партия, но других персонажей не будет. Недостающую ячейку занимает один из многочисленных представителей мест ного бестиария, что вносит в закостенелую боевую механику серии столь долгожданную новизну. Подбирать удачные комбинации для той или иной потасовки можно хоть до бесконечности — варьировать миньонов позволено прямо во время боя, меняя огневую поддержку на дополнительную защиту или наоборот. Новые монстры появляются в копилке по мере прохождения, но никто не мешает сразу сунуться через портал на локацию, где парочке главных героев неминуемо начистят физиономии в первой же серьезной потасовке, и заарканить помощника посильнее — баланс это не особо портит, а сам факт приятен. Кроме того, ограничения в дрессуре питомцев (каждый из них обречен на одну профессию от начала и до конца игры) совершенно прекращают волновать, когда оказывается, что ты волен по своему желанию и усмотрению производить селекцию — скрещивать между собой различных монстров и смотреть на результат.
Традиционное для серии развитие персонажей не вызывает никаких вопросов, но с точки зрения отыгрыша роли парочка героев получилась на редкость скучной и прозаичной — балагур (хорошо, что хоть не тупоголовая гора мышц) мужского пола и типичная милая девочка-спутница. С полудюжиной основных персонажей из Final Fantasy XIII это не идет ни в какое сравнение, а появляющиеся всего несколько раз за прохождение и вновь уходящие за кулисы Лайтнинг и Каиус Баллад полностью затмевают Ноэля и Сэру — за актерство приходится почти полностью отдуваться отвечающей за торговлю дамочке-фурри. В Final Fantasy XIII-2 урезали и количество CG-роликов, но зато вставили массу интерактив-ных сцен в потасовки, что здорово подсобило проекту по части динамики и зрелищности боев. Сокращение масштабов и кинематографичности в угоду игровому процессу позволило запихать новинку всего на один диск в версии для Xbox 360, и у обладателей платформы от Microsoft есть и более основательные причины радоваться — картинка в вариантах для обеих платформ не имеет ни одного принципиального различия.
Интерес в Final Fantasy XIII-2 — это интерес исследователя, не знающего, куда его выкинет очередной портал. Если удастся настроиться с проектом на одну волну, то залипнуть в очередной вариации мира “Последней фантазии” можно не хуже, чем в каком-нибудь The Elder Scrolls 5: Skyrim: выдумывай тактические схемы, комбинируй добрых полсотни доступных питомцев, отыскивай запрятанные по углам секреты, время от времени возвращайся в сценарии на шаг назад, старайся перепройти уровень каким-нибудь иным способом...Небольшая разветвленность, прибавившая в скорости и эффектности боевая механика и случайные битвы дают очевидный результат — в отличие от оригинальной тринадцатой части, в Final Fantasy XIII-2 попросту увлекательно играть. К сожалению, за это пришлось расплатиться классными персонажами, сюжетными роликами и сценарием в целом.
У Square Enix вновь не получилось сохранить овец и накормить волков — проведя серьезную работу над ошибками Final Fantasy XIII, разработчики умудрились запороть все то, что в ней было хорошего. И если еще на одного питомца Fabula Nova Crystallis— Final Fantasy Type, несмотря на обещания авторов, в европейской версии взглянуть уже, скорее всего, не удастся (разве что в виде порта на PS Vita, хотя игра вполне может стать и лебединой песней PSP), то грядущая Final Fantasy Versus XIII вызывает неподдельный интерес. Ну, и концовка Final Fantasy XIII-2 намекнула на Final Fantasy XIII-3. Эксперименты продолжаются.
РАДОСТИ:
- Динамичные умные бои
- Множество различных миров
- Легкая нелинейность
- Появление в партии монстров из бестиария
ГАДОСТИ:
- Убогий рваный сюжет
- Пара главных героев скучна
ОЦЕНКА: 7.0
ВЫВОД:
Если в Final Fantasy XIII было скучно играть, но история и ее подача удерживали игрока у экрана до победного конца, то Final Fantasy XIII-2, по сути, ее зеркальное отражение: интерес к игровому процессу взлетел до невиданных высот, а сюжет, напротив, скатился в унылое ничто.
Обзор написан по PS3 и Xbox 360-версиям игры
Слава Кунцевич