Обзор FIFA 06
Жанр: спортивный симулятор
Разработчик: EA Sports
Издатель: Electronic Arts
Количество дисков в оригинальной версии: 1 DVD
Похожесть: вся серия FIFA, Pro Evolution Soccer
Системные требования: Pentium III-1 GHz, 256 Mb RAM, 32 Mb 3D Video Card, Sound Blaster Compatible Sound Card, 2.5 Gb Hard Disc Space Название локализации: FIFA 06
Издатель/Локализатор: "СофтКлаб"
Писать о таких играх, как FIFA 06, очень трудно. Хотя бы потому, что из года в год нас потчуют очередными версиями проекта, различия между которыми не слишком велики. Впрочем, попытаться все равно стоит — ведь хороших футбольных симуляторов в мире не так уж и много, а серия эта, несмотря на все свои недостатки (а уж они у нее есть, поверьте мне) того стоит.
Давайте же посмотрим, что представляет собой самая последняя инкарнация одной из двух ведущих на данный момент футбольных игр, и до чего додумались разработчики за последний год. Разбирать целиком и полностью все моменты игры нет никакого смысла, о них уже упоминалось столько раз, что и не сосчитать. Посему скажем лишь о главном.
В большинстве режимов игры изменений не произошло. За исключением, пожалуй, карьеры. Карьера длится пятнадцать сезонов, и в ее начале придется возглавить какой-нибудь не слишком именитый клуб (хотя в принципе доступны даже "Рома" с "Лацио"). А дальше — практически все как в не слишком сложном футбольном менеджере — поиск игроков, забота о персонале и финансовом состоянии клуба, общение с прессой и руководством. При этом стоит на минутку расслабиться и забыть о своем долге — мигом окажетесь за воротами. Потому как руководство быстро теряет к вам доверие, если команда начинает проигрывать и даже если финансовое состояние клуба оставляет желать лучшего. Да-да, вы не ослышались — тренера могут уволить в ситуации, когда команда "рвет" всех и вся, но денег на счету нет. Поэтому, если вы видите, что зарплаты игроков превышают доходы от продажи билетов и спонсорские поступления — лучше быстренько продайте кого-нибудь или отдайте в аренду.
В режиме карьеры вы постепенно улучшаете свою репутацию, что позволит не только получать выгодные предложения от именитых клубов, но и привлекать в свою команду лучших игроков, идущих на звуки имени великого тренера. Впрочем, добиться успеха не сложно — ведь у нас всегда есть возможность лично руководить игровым процессом, вместо просиживания штанов на тренерской скамейке. В этом плане игра достаточно демократична — можно провести весь матч, управляя игроками, можно попросить компьютер автоматически рассчитать результат, а можно и запустить матч в текстовом режиме. В последнем случае за игроком всегда остается право вмешаться в игру в любой момент и помочь своим подопечным "вырвать" победу или же закрепить успех двумя-тремя лишними голами.
В режиме карьеры появилась новая "фишка", называемая "сыгранность". Этот параметр влияет на то, насколько хорошо игроки вашего клуба понимают друг друга на поле. При высоких значениях сыгранности клуб какого-нибудь третьего английского дивизиона способен побить даже "Челси" или "Арсенал" (при нашем посильном участии, конечно). Ну а при низких придется терпеть постоянные потери мяча или удары в штанги. На сыгранность влияют многие факторы: количество побед и поражений, длительность пребывания игроков в команде, количество выходов на поле футболистов из резерва. Есть еще и показатель морали, меняющийся в течение матча (что зависит от локальных успехов или неудач), от которого зависит активность и настрой игроков. Нападающие при морали в три единицы попадают в ворота чаще, а защитники — реже дают возможность форвардам соперника прорываться к вашей штрафной. Отображается показатель морали при помощи точечек возле цифр счета матча.
Как и ранее, в FIFA 06 есть "магазин", где продаются улучшения игры. Если вы будете успешно выполнять задания, выдаваемые игрой, то накопите специальные очки, на которые в магазине можно будет приобрести (то бишь, открыть для использования) новых игроков и клубы, разнообразные цвета мячей и команду-сборную лучших футболистов мира за всю историю игры. Задания весьма разнообразны, но понятны. К примеру, забить пять мячей или же выиграть кубок страны. В общем, чем больше времени вы тренируетесь и играете, тем больше очков будет на счету.
Относительно самого матча можно сказать, что он улучшился в своей игровой составляющей. Действия футболистов на поле стали более осмысленными и красивыми. Так, при попытке прессинговать игрока соперника и отборе у него мяча вы столкнетесь с ожесточенным сопротивлением. Он будет выделывать различные финты, менять направление движения, стараться отдать передачи своим партнерам. Правда, ляпов все равно осталось слишком много. Так, активно атакуя футболиста с мячом, можно добиться, чтобы он отдал пас "в никуда", выбив мяч за боковую линию. Или же заставить его двигаться в противоположном направлении от ваших ворот, подводя едва ли не к линии своей вратарской. Не слишком умны и голкиперы, которые не решаются идти на перехват даже в ситуации, когда ничего не остается. Что характерно — подобные моменты встречаются и на самых высоких уровнях сложности (хотя их, вроде бы, и становится поменьше). Кстати, раз уж зашла речь об уровнях сложности, хочу отметить еще один недостаток. Такое чувство, что "профессиональный" уровень игры от "любительского" отличается в первую очередь тем, что соперники реже упускают мяч, а ваши игроки — наоборот. При этом толковых комбинаций с участием более двух игроков у противника больше не становится. А жаль — ведь как порой занимательно наблюдать красивый гол с разных ракурсов, даже если он забит в ваши ворота.
Зрелищность (всяческие повторы и тому подобное) у игры осталась. К сожалению, вместе со зрелищностью остался и движок. Несмотря на все обещания, выданные после выхода FIFA 05, графика в игре остается на уровне начала века. Разработчики, видимо, не хотят утруждать себя подобными мелочами, предпочитая работать над улучшением польской или мексиканской лиги (при полном отсутствии российской или украинской). Вот и получается, что на фигурки футболистов при максимальном приближении смотреть без боли нельзя. Впрочем, это еще цветочки, ягодки впереди. Видели бы вы болельщиков. Из года в год EA Sports обещает перерисовать фанатов, дав нам вместо "картонных" силуэтов нечто удобоваримое. К сожалению, воз и ныне там — "красота" болельщиков уж никак не может вызвать у современного геймера чувство благодарности к разработчикам.
Увы, но звуковое сопровождение также не стало лучше. Классические комментарии от Аллистера МакКоя мы больше не услышим, вместо него в кабинку посадили какого-то занудного дядьку, не способного "завести" геймера. А ведь как было классно раньше слышать знакомый голос, то, как он описывает происходящее на поле и переживает вместе с нами. Увы...
Собственно говоря, это еще не все. Есть в игре, к примеру, возможность задавать ситуацию на поле и входить в матч с четко заданными параметрами. Есть возможность записывать свои голы, создавать собственного игрока и устраивать различные турниры. Но все это — глубоко вторично по сравнению с подведением итогов.
По-моему, FIFA 06 все-таки потихоньку уступает серии PES. Да, матчевый процесс стал чуть более реалистичным, но этого уже недостаточно. В игре от Konami гораздо больше и движений игроков, и возможностей для осуществления тактических комбинаций, да и в реальность происходящего в ней как- то более верится. С другой стороны, научиться играть в FIFA гораздо проще, что позволяет привлечь новых геймеров. Да и режим карьеры очень приятный. Но на этом движке далеко не уедешь, так что EA Sports пора срочно принимать меры, а иначе будет поздно.
Оценка: 8. Устаревший движок с отвратительными видами уже не выглядит как нечто достойное XXI века. FIFA может проиграть конкурентам, хотя и борется изо всех сил. Посему разработчикам пора срочно принимать меры, ведь если они этого не сделают, парк фанатов игр от Konami возрастет многократно. Хотя все равно это лучшая игра серии на моей памяти.
Morgul Angmarsky