Обзор Enslaved: Odyssey to the West
Путешествие двоих в сторону заката
Жанр: Action
Издатель: Namco Bandai Games
Разработчик: Ninja Theory
Платформы: Xbox 360 и PS3
Дата выхода: 08 октября 2010 года
Официальный сайт
Издатель: Namco Bandai Games
Разработчик: Ninja Theory
Платформы: Xbox 360 и PS3
Дата выхода: 08 октября 2010 года
Официальный сайт
Совсем недавно в Westminster Bridge Park Plaza состоялось вручение премии Golden Joystick Award 2011. Игрой года назначили Portal 2, а лучшей приключенческой игрой была выбрана Assassin’s Creed: Brotherhood. Там ещё тьма всяких номинаций и претендентов, но остановимся именно на лучшей приключенческой игре. Как вы могли узнать из нашего обзора (или же самостоятельно опробовав игру), Assassin’s Creed: Brotherhood хоть и вышла великолепной игрой, но далёкой от желаемого идеала. Оставим на совести устроителей решение подводить итоги игрового года не по окончании календарного периода, а именно сейчас, и вспомним претендентов в номинации «Best Action/Adventure» за 2010 год. Естественно, что вариантов премий почти столько же, сколько самих игровых СМИ и перечислять их всех просто бессмысленно. Отметим только то, что очень часто в подобных списках присутствовала игра Enslaved: Journey to the West. К своему стыду, лично я до неё добрался лишь сейчас и решил поделиться с вами своими впечатлениями от прохождения.
Вот это нам обещали до релиза
Разработала игру студия Ninja Theory, которая ранее отметилась двумя выпущенными проектами Kung Fu Chaos и Heavenly Sword. Выпустил Enslaved японский издатель Namco Bandai Games. Как и в случае с радушно встреченной Castlevania: Lords of Shadow, но плохо продавшейся в численном выражении, Enslaved не принесла ожидаемой от игры прибыли. Вероятней всего вина лежит на самом издателе, который не смог западно-ориентированный продукт как следует прорекламировать там, где это было нужно в первую очередь – на западном рынке. Ну, да ладно: дела издателя – это дела издателя, а мы лучше вернёмся к самой игре.
За основу сюжета был взят переписанный на постапокалиптический лад китайский роман «Путешествие на Запад», опубликованный У Чэнъэнем в 1590 году во время правления династии Мин. В истории рассказанной нам известным сценаристом Алексом Гарландом, мир людей почти полностью разрушен некой масштабной войной, в результате которой остатки выживших пытаются начать новую жизнь в безумно сложных для этого условиях. То там, то здесь появляются поселения, которые начинают торговать друг с другом производимыми своими руками товарами. Только вот кроме всех прочих бед от масштабных разрушений и отсутствия централизованных источников питания и энергоснабжения миру теперь угрожает армия неизвестно откуда взявшихся роботов. Среди выживших ходят легенды о некой пирамиде, куда свозят схваченных на пустошах людей. Спасением от этой напасти стало решение об образовании закрытых поселений с полным самообеспечением как продовольствием, так и электрической энергией. Вот только, даже в таких, относительно безопасных условиях, люди не могут быть полностью уверенными в том, что их не схватят боевые мехи. Ну, так вот: главным героем игры является молодой человек по прозвищу Манки (Monkey), который в самом начале сюжетного повествования находится в качестве пленника на борту летающей тюрьмы, перевозящей людей в ту самую таинственную пирамиду. В результате сбоя электроники управления полётом, многие жертвы смогли выбраться из своих камер. Ну, а та, кто собственно и устроила весь этот переполох, станет нашей верной напарницей, рядом с которой мы пройдём все передряги, посланные нам судьбой и разработчиками.
Многие из тех, кто играл в эту игру, всенепременно отмечали стервозность спутницы главного героя, вот только, на мой взгляд, они очень сильно ошибаются на счёт неё. Трип (Tripitaka) кроме того, что очень красивая девушка, так ещё и умелый технарь, которая всячески помогает Манки, внимательно слушает его и делает именно то, что он ей говорит. Такие свойства безумно редко встречаются у реальных девушек. Опустим спойлерный поступок Трип, в результате которого Манки поначалу был просто вынужден ей помогать, но поверьте на слово – о такой уникальной и удивительной девушке можно только мечтать. Такие как она, как истинные чувства, встречаются крайне редко, и при этом далеко не каждому везёт хотя бы просто увидеть столь великолепный экземпляр женского пола в реальной жизни.
На взаимодействии главного героя с Трип построено всё прохождение, а диадема, нацепленная на голову Манки, так и вовсе завязана на самочувствии девушки: погибнет она – умрёте и вы. Великолепные знания Трип в технике позволили ей дополнить основные функции «диадемы раба» возможностями голосовой связи. Кроме этого, девушка припасла ещё несколько очень полезных бонусов: интерактивное видеонаблюдение от перепрограммированного робота-стрекозы, динамическая информация об изменениях в жизненных функциях Манки и многое другое. Основным оружием против врагов служит очень необычный боевой посох, который кроме ударного применения может стрелять двумя видами зарядов: разрывными и оглушающими. Первый вид заряда наносит необратимые повреждения, а второй оглушает противника и лишает его энергетической защиты. В дополнение к этому, у Трип есть модуль, при включении которого появляется голограмма, отвлекающая внимание автоматизированных пулемётов, в то время как Манки перебегает контролируемое ими пространство.
На первый взгляд может сложиться впечатление, что игра кроме того что безумно проста, так ещё состоит из одних и тех же элементов: Манки постоянно где-то ползает, цепляясь за заранее подсвеченные выступы и перегородки, а добравшись в нужное место, вступает в схватку с несколькими роботами. После этого происходят сюжетные события, а затем всё повторяется с точностью до запятой, только в новых декорациях. Тут, конечно же, спорить совершенно бесполезно: как есть, так есть – игра недостаточно разнообразна. Да, в распоряжении Манки есть очень забавное летающее облако, которое он может использовать как воздушный скейтборд, но покататься на нём дают лишь только на заранее приготовленных для этого локациях (за всю игру такая возможность будет не более пяти-шести раз). Время от времени нас усаживают за пулемёт и поочерёдно выталкивают на поле нескольких мехов, которые тут же падают под ливнем пущенного в них свинца. Кроме этого, игру очень часто разбавляют заботой о Трип, которую Манки не только носит на руках, но ещё периодически подбрасывает куда-то вверх, а затем спасает, схватив её за руку, так как она то и дело не может самостоятельно вскарабкаться на выступ. Комбо-удары и QTE-элементы боя с врагами хоть и есть, но все они до ужаса просты как в исполнении, так и в конечной реализации. Ну, а благодаря тому, что анимация движений выполнена на уровне первой части inFamous (дёргано и весьма криво), печаль от прохождения может накрыть даже самого неприхотливого геймера.
Правда не стоит тут же махать рукой на проект, есть в нём какая-то удивительно тёплая энергетика, которая вкупе с великолепным дизайном локаций и достаточно приятным, хоть и незамысловатым, геймплеем, превращают игру во вполне достойный внимания проект. То, что надоедает в любой другой игре, тут идёт на «Ура». Фиг с ним, что графика могла быть в разы лучше, но зато ведь дизайн-то какой прекрасный. Подобной умиротворяющей атмосферы постапокалипсиса не встретишь ни в Fallout, ни в Rage. На память приходит лишь Bulletstorm, но это возможно ещё и от того, что движок у игры один и тот же – Unreal Engine 3. Сама игра очень сильно напрашивается на параллели с ранее упомянутой первой частью inFamous, где есть уникальная архитектура, а главному герою постоянно нужно куда-то лезть, а затем встревать в очередную схватку. Пусть в случае с эксклюзивом от Sony есть главный герой с прорвой суперспособностей и открытый для исследования мир, но впечатления у меня они оставили совершенно одинаковые – увлечённо играешь до самых титров, пусть хоть перед глазами постоянно маячат откровенно слабые и недоработанные моменты.
Да, кат-сцены на движке вышли далекими от идеала, а подача сюжета крайне глупа и совершенно бесхитростна, но играть при этом в Enslaved не менее приятно, чем в какой-нибудь обласканный всеми Uncharted 2. При этом обязательно стоит отметить, что игроку даже не дают хотя бы малюсенького шанса, чтобы хоть где-то застрять и не понять, что же ему делать дальше. Всякий раз на экране всплывает указание нажать на боковую левую кнопку, после чего Трип очень доходчиво объяснит и покажет, что ей нужно от вас в данный момент. Лично мне было чертовски приятно наконец-то встретить ту, кто тебя слушает, понимает и при этом не строит из себя принцессу, которая ничего не хочет делать. Если перефразировать одно древнекитайское признание в любви, то вышло бы так: «Я готов хоть сто лет носить её на руках и делать все, что бы она от меня не потребовала, лишь бы видеть её рядом с собой каждое новое утро».
Куда бы ни заносил сюжет Манки и Трип, они всегда будут бок о бок друг с другом. Жизнь парня в её руках, а её жизнь полностью зависит от его успехов. Дошло до того, что прокачка персонажа возможна лишь в случаях, когда Трип где-то рядом. Чем это обусловлено лично мне непонятно, но техсферы, которые так богато разбросаны по игровому миру и выпадают из поверженных противников, можно потратить, только если девушка где-то вблизи. Возможно, нам так дают знать, что это именно Трип технически совершенствует парня, но никакой анимации этой процедуры просто нет – напоминает крафтинг из воздуха и без применения соответствующих для этого инструментов. Плюс к этому, сама «диадема раба» работает как-то весьма и весьма странно: то и десяти шагов от Трип не даёт отступить, то позволяет беспроблемно отдаляться от неё чуть ли ни на добрую сотню метров. Вдобавок, из-за довольно скверной оптимизации, игра то и дело прямо на глазах подзагружает текстуры, да и FPS частенько и весьма заметно проседает. При желании можно очень долго и крайне грустно рассказывать о многочисленных недоработках, наличие которых не даёт игре право называться ААА-проектом и опускает её в разряд бюджетных.
Вывод: Не знаю, с какого такого перепуга, многие издания среди прочих номинантов на звание «Best Action/Adventure» выдвигали эту игру, но скажу только то, что Enslaved: Journey to the West, не смотря ни на что, очень душевная и весьма нетребовательная к опытности геймера игра. Если вы до этого никогда не сталкивались с консольными проектами, а геймпад до этого либо ни разу, либо крайне редко бывал в ваших руках, то детище Ninja Theory можно посоветовать в качестве первой пробы в мире рынка консольных видеоигр. Всё в этой игре до неприличного просто и незамысловато, но при этом завораживающе увлекательно даже для таких бывалых игроков, как я. Подобные игры принято брать в прокат или покупать в межсезонье на барахолке, когда нет совсем или выходит очень мало достойных AAA-проектов. С другой стороны, если бы как можно больше геймеров купило игру сразу же после её выхода, то это дало бы надежду на выход сиквела, где у Ninja Theory был бы шанс исправить недоработки оригинала и выпустить, если не шедевр, то хотя бы идеальный сиквел, коим стала inFamous 2.
Александр "Panko" Потоцкий
Упоминаемые игры и серии: