Обзор Dante’s Inferno [КГ]
Оставь надежду, всяк сюда входящий
Жанр: слэшер
Платформы: Xbox 360, PlayStation 3, PSP
Разработчик: Visceral Games
Издатель: Electronic Arts
Похожие игры: серия God of War, Bayonetta, Darksiders: Wrath of War
Официальный сайт игры: www.dantesinferno.com
Огромный успех буквально на ровном месте разработчиков из Santa Monica Studio определенно даже спустя пять лет не дает покоя предприимчивым умам многих компаний. И не важно, что слэшеры существовали всегда, причем и лучших классов, нежели God of War. Суть в том, что ребята из ранее малоизвестного игрового подразделения Sony, в свое время пойдя на смелый шаг, неожиданно для всех выдали шедевральный проект, ставший систем-селлером PlayStation 2, и установили недосягаемый для остальных и поныне уровень исполнения.
Для сторонних разработчиков выход игры прозвучал как зов в страну больших возможностей, открытой каждому желающему сделать первоклассный слэшер. Рано или поздно не мог не рискнуть в этом предприятии и гигант EA, от молодой игровой студии которого в 2008 году неожиданно для всех родился достаточно крепкий хоррор-проект Dead Space. Таким образом, Visceral Games вполне по средствам было позволить себе эксперимент на вотчине Кратоса или, если хотите, агентства Devil May Cry. Ирония в том, что Dante’s Inferno имеет столько же общего с хорошим слэшером, сколько его герой — с действующим лицом идейного вдохновителя проекта — «Божественной комедии», монументального произведения великого итальянца Данте Алигьери.
По десятому кругу
Зачастую, когда игры рассматриваемого нами жанра позиционируются в игровой общественности как клоны их ярких предшественников, будь то God of War, Heavenly Sword либо свежая Bayonetta, подразумевается, что они обладают как минимум несколькими одинаковыми особенностями — обязательными QTE-элементами, встроенным тренажером по укреплению пальцев, расчлененкой, возведенной в ранг искусства, и — непременно — огромными боссами. Так вот, с этой точки зрения, Dante’s Inferno — идеальный клон, он копирует — о чем прямо утверждали создатели — творение Sony Computer Entertainment практически во всем, кроме качества.
Впрочем, столь оригинально-претенциозный проект еще с момента анонса вызывал к себе определенный интерес, рейтинговых агентств в том числе (EA даже отказалась выпускать игру в Эмиратах — думается, понятно, почему). Интересная концепция, основанная на интерпретации литературного произведения 14-го века, отражающая представление христианской загробной жизни; исторический справочник темных сторон личности великих мужей древности, феерия крови и кишок и настоящая любовь как главный аргумент в пользу искупления во всем этом сумасшествии.
Mea Culpa
В видении сценариста Уилла Рокоса, Данте — немолодой уж рыцарь, почетный кавалер ордена Тамплиеров, а в качестве предыстории взят третий крестовый поход в Святую землю и осада не менее святого города Иерусалима, где и найдет от кинжала сарацина свой конец храмовник. Но… В понимании разработчиков, когда дело касается высоких чувств и извечных вопросов жизни и смерти, лирический эпос не всегда уместен. Самоистязания и мучительные нравственные дилеммы — удел слабаков, да и модно это было семь веков назад. Гораздо увлекательнее по-живому пришить себе на грудь холстяной крест ордена и за первые 5 минут игрового действа одолеть — шутка ли — саму Смерть, в качестве бонуса покидающую после себя костяную косу (видимо, предварительно она все же добралась до Рю Хаябуса) — второе и единственное оружие протагониста в ближнем бою на все последующее путешествие.
Этой встречи оказалось достаточно для завязки всей идеологической подоплеки в душе, как выяснилось, далеко не святого крестоносца. Обратив взор внутрь себя, Данте задается вопросами морали, открывая авторам широкую почву для последующего самобичевания и призывов к ответу за множество прежде отнятых им жизней. Здесь стоит отметить, что, по-видимому, разработчики переусердствовали в попытке целенаправленно воссоздать образ итальянского мученика: нелепый симбиоз священника и мясника многие как минимум не поймут. Тем паче, что в CG-роликах — нужно признать, шикарнейших — Данте и вовсе походит на малолетнего Рокки Бальбоа с печально-влюбленными глазами и нелепо-пафосной речью.
Теперь «прозревший» крестоносец, влекомый искренним желанием начать другую жизнь, спешит на родину, во Флоренцию, где — Беатриче, любовь всей жизни и его шанс к искуплению. Как и подобает перипетиям на пути к истинному раскаянию, он находит ее тело убитым, а ее душу — во власти Люцифера. Прихватив подаренное возлюбленной серебряное распятие, Данте не раздумывая бросается в погоню. В ад.
Бедный рыцарь
Здесь действо дает смену декораций, и не успевший толком завязаться сюжет, в принципе, сразу же выходит на финишную прямую протяженностью немногим менее девяти часов — практически по часу на каждый круг.
Структурно преисподняя выверена правильно и, в соответствии с христианскими канонами, включает девять кругов, соответствующих девяти смертным грехам по Алигьери, спирально углубляющихся к центру земли; каждый из кругов является обителью тех душ, чья провинность при жизни соответствует наименованию этого самого круга. Экскурсоводом протагониста здесь ожидаемо выступает Вергилий, великий римский поэт и второе действующее лицо оригинальной поэмы. Он говорит умные вещи и знакомит Данте с местными обитателями, подробно описывая прегрешения последних. Таким образом, история предсказуема от начала и до конца — даже для тех, кто не знаком с религиозной литературой древности. Данте зачищает от адских обывателей комнату за комнатой — строго огороженные области, — поворачивает рычаги и прыгает по стенам на костяных веревках, уворачиваясь от столпов пламени. На этом месте поклонники спартанца Кратоса встают и выходят — действительно, Данте больше нечего им предложить.
Ни воздушной хореографии японской тезки от Capcom, ни точеной и сложной боевой системы от не менее японской Ninja Gaiden — творческие ориентиры коллег не способны продраться сквозь упорное самокопирование авторов «Дантова Ада». Выбитые из и без того несчастного населения Ада души за всю игру можно потратить на несколько приличных апгрейдов для косы и серебряного креста, который, к слову, является единственным средством ведения дистанционного боя — видимо, любимым кругом разработчиков оказался четвертый… Местами, пытаясь разнообразить монотонное задалбливание чертей, авторы вводят так называемые «логические пазлы»: дерни за это, поверни/подставь то. Однако «оригинальность» предложенных ситуаций лишь постепенно пробуждает в игроке пятый смертный грех.
В остальном — ни одного нового слова в жанре. Каждая отрубленная голова приближает встречу с Люцифером, перед которым под конец незамысловатой прокачки с претензией на моральный выбор Данте предстает чуть менее святым, чем Папа Римский, либо, на ваше усмотрение, преисполненным порока — не меняет это в геймплее ровным счетом ничего. Артефакты, сыплющиеся как из рога изобилия, также особого интереса не вызывают; скудные бонусы к атаке и здоровью с лихвой компенсируются скоростью тыканья в геймпад.
Лишь несколько удачных решений в виде отлично поставленных поездок на минотавре да коротких акробатических перелетов на веревках поистине спасают игрока от глубокой депрессии во время прохождения. Благо почва для ее развития благодатнейшая: локации, которых идейное содержание, так сказать, обязывает, кроме всего прочего смоделированы грубо и тесно; непрекращающиеся вопли несчастных и доносящиеся отовсюду хлюпающе-хрустящие звуки заменяют здесь музыку и рано или поздно начинают действовать на психику играющего попросту угнетающе. В свое время даже посредственный Jericho Клайва Баркера показал, что при отсутствии недостатка в грамотном дизайне и «мясо жесткое, с кровью» может выглядеть отвратительно-привлекающе. На деле же мы имеем сеттинг, перегруженный брутальными элементами, без намека на оригинальность, быть может, еще и потому, что в Аду придумать что-нибудь оригинальнее Ада, видимо, сложно…
Поначалу приятное удивление, вызванное неплохой зафиксированной камерой, быстро улетучивается, как только у игрока возникает желание оглядеться по сторонам: быть может, разработчики таким образом схитрили, исключив свободу взора, потому что разглядывать здесь действительно нечего. Парадокс, но «старик» God of War даже спустя столько времени внешне смотрится на порядок лучше детища Visceral Games.
Кульминацией путешествия по пандемониуму в каждом круге, как и заведено, является встреча с боссом — квинтэссенцией определенного рода греха в физическом воплощении и… своеобразной фантазии авторов. Вообще, разработчикам явно повезло, что в наши дни не жгут на костре, т.к. игра, и без того полностью отрабатывающая свой возрастной рейтинг, преподносит драки с боссами в неприкрыто извращенной форме. Отцеубийство, насаживание младенцев на косу и вырывание смертоносных гениталий у блудниц обязательно запомнятся вам и игровым цензорам.
В любом случае, ни главари, ни представители низших слоев демонической иерархии не вызывают трудностей при прохождении даже на высоких уровнях сложности — разнится лишь количество нажатий на одну из двух кнопок.
Трудности перевода
После чего-то, что явно задумывалось как концовка, финальные титры воспринимаются с облегчением, а наивные ребята из Visceral Games под шумок заманивают игроков на повторное прохождение, обещая новые костюмы и режимы. К черту.
Интересные задумки не находят должного воплощения либо тонут в бесконечных самоповторах. И если приключения Кратоса являли собой четко выверенную, захватывающую историю вкупе с безупречным геймплеем, заставляющим местами натурально ощущать себя богом войны, то в нашем случае Ад удался скорее в головах разработчиков.
Расчеты на оригинальную сублимацию интерактивного искусства и смелой попытки в выборе идейного первоисточника обречены. С позиции литературного наследия аудитория четко обозначена, и Dante’s Inferno предопределяет следующее: после игры в это игрок вряд ли захочет ознакомиться с оригинальным трудом Данте Алигьери.
P.S. Из всей этой посредственной истории примечательна, пожалуй, лишь уникальная работа маркетологов EA. Такой гениальной рекламной кампании на соответствующую тематику индустрия еще не видела. Вопросами религиозного характера, как известно, проще всего развязать скандал, и Dante’s Inferno это только сыграло на руку. Инсценированные акции протеста во время демонстрации проекта на E3, скидки в 6 долларов 66 центов при оформлении предзаказа 9 сентября 2009-го, анонс несуществующего «симулятора христианских обрядов» для Wii, при попытке заказа которого с официального сайта покупатель получал сообщение, обвиняющее его в ереси — а затем следовал показ трейлера Dante’s Inferno. Это малая часть искусительства EA. Жаль, что на деле все обещания оказались даны лишь в рамках восьмого круга…
Радости:
Уникальная концепция мира
Шикарные ролики
Гадости:
Бредовый сюжет
Отвратительная игра персонажей
Боевая механика в зачаточном состоянии
Общее однообразие геймплея
Оценка: 4.5
Вывод:
Dante's Inferno вторичен от первого круга до девятого. При, в общем-то, наличии всего необходимого, в том числе отличной идеи в качестве основы, разработчики неожиданно захлебнулись обилием избитых штампов далеко не высшей пробы.
Обзор написан по Xbox 360-версии проекта
Диск предоставлен магазином «Геймпарк», gamepark.shop.by
Антон Шидловский