Обзор Civilization III: Play the World

on февраля 28, 2003 - 00:00

Жанр: пошаговая стратегия
Разработчик: Firaxis Games, Infogrames
Системные требования: Windows 95/98/Me/2000, Pentium II 300MHz, 32 Mb RAM, 1500 MB HDD, 4X Speed CD-ROM, 8 Mb Video, Sound card, DirectX 8.0a

Civilization III: Play the WorldАдд-оны чаще всего являются дополнительными "главами" к основной игре с, возможно, косметическими изменениями и никакой смысловой нагрузки обычно не несут, разве что не дают забыть о существовании игры как таковой. К нашему геймерскому счастью, из каждого правила есть исключения. Play the World — дополнение к Civilization III. Не скажу, что оно и есть это исключение, но к идеалу приближается. Хотя, на мой взгляд, сама идея игры подразумевает, что любая следующая "Цивилизация" рассматривается как дополнение к первой.

Никаких новых дизайнерских решений в Play the World не представлено, интерфейс тот же, к help'у (цивилопедии) приписано несколько новых статей, а до sound'а у разработчиков руки вообще не дошли. Справедливости ради надо отметить, что про графику они все же вспомнили и сделали детализацию чуть повыше. Не так, чтобы в глаза бросалось — "десять отличий" не найдешь, но все равно приятно.
Чтобы разнообразить геймплей, разработчики не стали мелочиться и добавили восемь новых племен: арабов, викингов, испанцев, карфагенян, кельтов, корейцев, монголов и турок. Все они заслуживают вашего внимания, кроме, возможно, монголов (все их "преимущества" кажутся лишенными рационального зерна, так что в здравом уме и твердой памяти выбрать их можно только после отключения опции "Особенные возможности цивилизаций"). Выделяются среди новых племен арабы и турки. Арабы (религиозные, экспансионистские) особенно хороши для быстрой игры, так как ориентированы на раннее развитие; но, к сожалению, спецюнит у них появляется только в средневековье: воин-ансар (Ansar Warrior) — замена рыцарю (4/2/3). Турки (научные, промышленные) хороши до безобразия, и играть за них одно удовольствие, рекомендую. Турецкий спецюнит — сипай (замена кавалеристу) полезен тем, что может "добежать и забить копытами до смерти" — благо, характеристики позволяют (8/3/3).
Старые племена тоже не остались неохваченными. Им добавили два новых вида войск: средневековую пехоту (Medieval Infantry, 4/2/1) и партизан (Guerilla, 6/6/1). Средневековая пехота потрясает гениальностью задумки и простотой исполнения. Помните, как было раньше: Horseman, потом Knight, а там и до Cavalry недалеко... или Spearman — Pikeman — Musketman — Rifleman — Infantry... Да что я вам рассказываю, сами знаете, сколько было замечательных превращений и переходов из одного состояния в другое. И только мечники были тупиковой ветвью эволюции, что даже породило пословицу: "Swordsman, он и у зулусов мечник, по крайней мере, в профиль". Но теперь справедливость восторжествовала, мечники реабилитированы и могут совершенствоваться в свое удовольствие все дальше и дальше через средневековую пехоту в партизан (странновато, но Мейеру виднее :)). Партизаны особенно примечательны тем, что для их постройки не надо никаких ресурсов. Короче говоря, переоценить их невозможно. Какие возможности партизаны открывают перед нами! Дороги на край Земли еще не провели, а войска там уже можно смело клепать (с большой пользой для себя и на страх врагам).
Civilization III: Play the World
Но и это еще не все. Рабочие нынче более квалифицированные, поэтому умеют (вдобавок ко всему прочему) трансформироваться в радары, аэродромы и outpost'ы. Аванпосты устраняют туман войны. Их видимость составляет 2 на равнинах, 3 на холмах, 4 в горах. Есть мнение, что аванпосты очень полезны в начале игры, но это кому как нравится. Лично мне их ценность кажется сомнительной. Аэродром функционирует аналогично городу с аэропортом и вмещает бесконечное количество самолетов. Лаконично и, безусловно, полезно — не придерешься (аплодисменты). Радарные башни — наиболее ценное нововведение, т.к. дают боевой бонус всем своим юнитам (25% к атаке и защите) в зоне своего действия (радиус — 2) (бурные аплодисменты). Каждым из этих строений может пользоваться только тот игрок, который его построил (при попытке захвата они [строения] автоматически разрушаются).
В градостроительстве также наблюдаются дополнения. В списке стандартных построек были замечены Stock Exchange (биржа), Commercial Dock (торговый порт) и Civil Defense (продвинутый вариант городской стены). Биржа обеспечивает 50% дохода от налогов (наследие Civilization II); необходимое научное достижение — The Corporation. Торговый порт увеличивает доход со всех водных клеток в окрестности города, появляется вследствие исследования Mass Production. Гражданская оборона дает бонус "+50% defense" защитникам города, заменяет городские стены после изобретения радио. К чудесам света добавлен столь необходимый населению "Интернет", без которого в постиндустриальном обществе жизнь не жизнь, а жалкое существование. Интернет требует знания Miniaturization и устанавливает исследовательские лаборатории в каждом городе (бурные аплодисменты, перерастающие в овацию).
Но это все была присказка, сказка будет впереди, а точнее, прямо сейчас. Кроме стандартных условий победы (победы доминанта, космической расы, дипломатии, по завоеваниям и культурной победы), появились и такие, как цареубийство, массовое цареубийство и "устранение". Новые возможности победы предназначены для краткосрочной игры и представляют особый интерес в режиме мультиплеер. Да-да, это не обман зрения (фанаты, не теряйте сознания от счастья; ненавистники, пожалуйста, не рвите на себе волосы), Play the World поддерживает мультиплеер. Полагаю, все помнят удивление, обиду и горечь разочарования от того, что в Civiliza-tion III нельзя было вынести корешей по сетке и самому улететь в неизведанные космические дали, — теперь можно торжествовать: дождались.

Итак, режимы краткой игры.
Первый — цареубийство. У каждого игрока изначально, помимо поселенца, есть еще один юнит модельного типа: "король" — лидер цивилизации ("король" — это символическое обозначение любого главы племени: и Бисмарка, и Клеопатры, и Линкольна). Король грубой физической силой не является (1/1/2), в бой его кидать против кого-то сильнее варвара — себе дороже; нуждается он в ласке, его нужно холить и лелеять, оберегать от сквозняков и враждебно настроенных элементов. Почему? — спросите вы. Да потому, что если короля уничтожат, то все его колонии, авиабазы и города будут мгновенно разрушены, а сам игрок покидает игру и записывается в ряды побежденных.
Второй — массовое цареубийство. Тот же смысл, только изначально не один король, а несколько его клонов. В обоих случаях стратегия примерно одинакова: король со свитой дублей зашивается в глубоком тылу, а дальше — все как обычно.
Третий — устранение (Elimination), по-своему очень занятная вещь. При желании в этом режиме можно за ночь сыграть шесть, а то и семь партий (даже на огромной карте). Идея режима "устранение" проста: любая цивилизация, отдавшая противнику свой город, объявляется проигравшей и выбывает из игры. Как говорится, есть, где развернуться и применить чудеса стратегии: можно поссориться с соседями...
Появились два новых способа набора победных очков: захват принцессы и захват победных позиций. 
Civilization III: Play the World
Принцесса функционирует в режиме захвата флага. Любой игрок начинает с юнита "принцесса", который может быть захвачен вражескими войсками. К сожалению, эта барышня у всех одинаковая и ничем не примечательна: то ли художники совсем разленились, то ли уникальных портретов на всех девиц не хватило. Принцесса стационарна до самого момента захвата и находится на стартовой позиции игрока. Цель противника: захватить принцессу и доставить ее в свою столицу, что даст 10000 победных очков. После захвата принцесса возрождается в прежней столице. Если для ее возрождения нет города, то она остается в столице захватчика и дает ему еще 1000 очков. Короче, принцесса — это праздник, который всегда с тобой (при условии, что дома у нее нет). 
С победными позициями еще приятнее и менее хлопотно. Победные позиции — это некоторые клетки на карте, отмеченные специальными иконами (в режиме одиночной игры это стартовые позиции каждого из игроков). Очки зарабатываются путем захвата этих самых позиций. Проще не бывает: чтобы получить столь желанные victory-point'ы (25 очков за каждую контролируемую позицию в ход), необходимо присутствие оборонительного юнита на данной клетке в конце хода всех игроков. Таким образом, регистрация контроля и начисление очков происходит с завидной регулярностью, которая тем больше радует сердце, чем больше победных позиций находится под вашим неусыпным контролем.
Нельзя сказать, что Play the World ожидали с нетерпением тысячи преданных "Цивилизации" геймеров, но раз дождались, то почему бы не скоротать пару-тройку холодных зимних вечеров за неплохим дополнением к достойной игре. Суть игры адд-он не изменил, попсовости не придал — так что придраться не к чему, да и желания такого не возникает. Все изменения и дополнения по существу: не Civilization IV, но все равно хорошо.

Может, слегка уменьшился эффект коррупции — это нигде не документировано и напрямую не указано, так что голову на отсечение дать не могу. Хотя, если вдумчиво осмотреть закоулки своей империи, то приходишь к неутешительным выводам: что из двадцати "щитов" девятнадцать украдено, что восемнадцать — легче от этого не становится.
В заключение хочу посоветовать вам обратить внимание на сценарии. Многие из них начинаются с довольно высокого (по крайней мере, не с нулевого) уровня развития технологии, некоторые — с более-менее развитого города; встречаются сценарии с измененными правилами, причем иногда довольно оригинальные и заслуживающие определенного внимания. Конечно, не все они так интересны, как хотелось бы, но при желании можно найти именно то, что вам нужно или хотя бы то, что вас заинтересует.

Sonya

Глобальная стратегия Обзор № 38
Упоминаемые игры и серии: 
Civilization

Яндекс.Метрика