Обзор Chrono Cross
Не уверен, что солюшен по прохождению игры смогу дать, играл пока немного, но свои ощущения по прошествии нескольких часов за игрой обещаю рассказать. Даже этого времени мне оказалось достаточно, чтобы понять, зачем же так ждали эту игру поклонники Chrono Trigger и все остальные;).
Начинается все, как обычно, с видеоролика. Он сделан стандартно, из частей CG заставок, которые в будущем будут появляться по сюжету. Правда, на этом и заканчивается "обычное" свойство вступления. Square любит делать хорошие вставки (Final Fantasy 8, Xenogears, часть роликов Final Fantasy 7), но время от появления ее логотипа до надписи "Press Start" почему-то занимать не удосуживается.
На этот раз начало превзошло все мои ожидания. Ролик сделан просто замечательно, с качеством, которое было, пожалуй, только в FF8, да в концовке седьмой фантазии. Фрагменты подобраны на удивление точно, красивая музыка, колоритные персонажи (особенно девочка-арлекино), все это сильно вдохновляет (меня, например, на написание этого текста) и создает правильную атмосферу, когда, смотря на кадры, понимаешь, что все это ожидает тебя в скором будущем и с ухмылкой давишь на Start. На этом вступление полностью не заканчивается, и мы можем лицезреть на фоне названия игры красивый ландшафт, с текущей внизу рекой и плавающими рыбками. Камера плавно движется, останавливаясь минуты через две. Далее идет отрывок, опять же, сделанный оригинально. Фактически это видеоролик, только на движке игры. В общем-то, вставку можно пропустить, все это будет далее, если бы не музыка, звучащая на фоне всех действий. Завершает все действо другая (!) CG заставка, с последующим миром рыбок, теперь уже из-под воды(!). Я бы не стал все это так детально описывать, если бы это на меня не произвело столь сильного впечатления. Навскидку, когда вступление было сделано столь тщательно, могу припомнить лишь Virtua Fighter 2 с Nights для Sega Saturn, да еще несколько игр, в которых начальный ролик не был единственной сухой нарезкой фрагментов из игры. Такое проявление заботы со стороны любой компании к своему проекту я очень ценю. Иными словами, первая страница нашего приключения прошла на ура!
Итак... два первых, самых интригующих, часа, проведенных мною в Chrono Cross... хронология событий.
Мне попытались прилепить имя Serge, но я благоразумно переименовался в Omega... по чужим мирам надо ходить с никами:). А вообще досаден тот факт, что не предусмотрена возможность кратких имен. Можно понять, когда старейшина деревни обращается к тебе как Omega, но когда девушка наедине начинает, скажем, благодарить за принесенную лично ей вещь, это выглядит странновато. Лучше бы Omi...
Главный герой, семнадцатилетний парень (почти я, разве что волосы у меня не синие;)), явно сомневаясь в верности совершаемого, поднимается на лифте в обществе двух девушек (вообще-то, мне просто повезло, так как потом, когда я попытался пустить игру на эмуляторе, Serge (но это уже не я был:-) поднимался с одной девушкой и неизвестным мне человеком медведевидной наружности... Спутницы начинают уговаривать его о чем-то, и, в конце концов, тот соглашается завершить начатое дело. На это понадобилось немного времени, коридоры не слишом длинные, да и дверей не так уж и много. Результатом стал портал, поднявший всю команду куда-то наверх, к странным большим воротам. Сознание главного персонажа стало мутнеть при приближении к этим вратам. Произошла вспышка (CG:)), в которой он увидел лежащую на полу Kid (одна из персонажей, в любом случае будет участвовать с начала игры) и себя, держащего в руке свое оружие с капающей с лезвия кровью. На следующее утро Serge просыпается (именно просыпается, а не приходит в сознание) оттого, что его кто-то настойчиво будит. Очнувшись, обнаруживает, что он дома. Будит его мама, поскольку Leena, подруга детства, уже заходила, а он все еще спит. Оббежав спросонья полдеревни, наконец-то находим девушку на пирсе, где она присматривает за детьми, купающимися в воде, рядом дремлет за удочкой мужичок.
После разговора с ней выясняется, что нынче в моду вошли зубы дракона Комодо, из которых получаются красивые ожерелья. Leena своими тонкими намеками уламывает Serge'а завязать с Гринписом и вырезать пару-тройку Комодов... Каламбур какой... Соответственно, отправляемся за ними в Lizard Rock (все-таки, как я говорил ранее, игра имеет большой потенциал. Пару минут назад, чтобы проверить название вышеописанного места, я прервал демонстрацию игры, крутившейся у меня на экране. Как следствие, появился новый, на данный момент мне неизвестный, третий фрагмент из жизни подводного мира на фоне логотипа игры). Пройдя несколько локаций с довольно логичными головоломками, перед нами предстает местный пляж, где уже ждет Leena. Получив обещанное, девушка погружается в воспоминания детства. Стандартная сцена из всех игр, когда персонажи, симпатизирующие друг другу, плюс знакомые с детства, остаются наедине (Tifa + Cloud, Rinoa + Squall, Elhaym + Fei, причем почти всегда первые с дрожью в голосе задают личные вопросы, в то время как вторые меланхолично игнорируют реплики, изображая из себя посторонних прохожих)... и нестандартное ее продолжение. Уставший от, казалось, бесконечной погони за Комодо драконами, персонаж начинает слышать чей-то голос, зовущий его и явно не принадлежащий спутнице. Затем странный шум волн, который постепенно нарастает, не предвещая ничего хорошего. В немом удивлении Serge застывает, наблюдая, как огромная волна (CG;))) поднимается ввысь, а вокруг него столбом в небо уходит вихрь из магии воды... В завершение всего он падает лицом вниз на песок... Лины нигде не видно.
Позже приходит в сознание. Рядом стоит незнакомый сочувствующий, который делает предположение, что лучше навестить Лину, все-таки друзья как-никак, по его мнению. Прибежав в деревню, абсолютно не понимая, что происходит, парень замечает странные изменения. Деревня изменилась в плане жителей. В доме, где проснулся Serge, уже живет другая женщина(!), жители имеют другие точки зрения, плакат в баре сменили, раньше была танцовщица, которая была задействована в начале игры... Даже большая ваза, стоящая чуть поодаль от плаката, называется теперь горшком:). Ко всему этому, никто главного персонажа не узнает. Serge находит свою подругу там же, на пирсе... Она все еще возится с малышней, которые снова барахтаются в воде... Так же дремлет мужичок с удочкой. Разговор с Линой выходит очень интересный. На дружественное физкультприветствие она отвечает вопросом: "А мы где-то виделись?" Потом начинает теряться в догадках, вспоминая, что рядом с ее домом жил парень чем-то смутно похожий на главного героя. На вопрос, что же с ним стало, она отвечает - утонул. Уже как десять лет назад. Напоследок, когда Serge отошел от шока, она советует сходить на Cape Howl, где могила того парня.
Графика в игре основана на принципе последних Фантазий, то есть 3D персонажи вкупе с отрендеренными фонами. Качество бэкграундов радует, оно находится на уровне примерно Final Fantasy 7-8, только красочней, с новыми графическими решениями (к примеру, на фоне одной из локаций находится пирс, где дремлет все тот же мужичок, купается ребятня). Персонажи являются чем-то средним между The Legend of Dragoon и FF8, перевес в сторону последнего, конечно;). Вне городов перемещаться предстоит так же, по двухмерной карте мира, радостно отсвечивая на солнце собой, трехмерным. Последнее, кстати, не особо заметно из-за масштаба. В боях персонажи достаточно детализированы, вследствие чего их можно лицезреть в непосредственной близости, как в Legend of Legaia. Порадовала разнообразная анимация персонажей. В отличие от других подобных игр, в Chrono Cross уделено внимание взаимодействию героев с окружающей средой. Например, утром, проснувшись, Serge совершенно логично потягивается, может открывать\закрывать шторы в комнате;), способностью сталкивать булыжники с дороги одним взглядом, как в других играх, не обладает, делая это вручную. Графике боев следует уделить особое внимание. При вхождении в битву, во-первых, сделано оригинальное столкновение с противниками, а не "как у всех" с закручиванием экрана в разные стороны. Во-вторых, бой начинается с осмотра местности, с достаточно красивых пейзажей и эффектов, вроде выныривания камеры из-под воды, эффекта линзы и стада бегущих мелких паучков:). Из снаряжения, которое во время приключений постоянно меняется, отображаются только различные виды оружия. Магия выглядит достойно, советую не упускать возможность воспользоваться ментальной силой в самом начале игры. После первой вспышки "видений" оружие меняется на значительно слабое, мощная магия исчезает, так что лучше ознакомиться с красивыми заклинаниями как только началось приключение. В общем и целом, графика оставляет приятное впечатление, хорошо дополняя игровой процесс и даже чуть больше, в частности, CG вставки, которые действительно радуют глаз. Кстати, в статусе персонажей можно покрутить 3D-модели, для этого нажимаем треугольник на экране характеристик, а затем дружно таскаем героев по экрану с помощью нижних шифтов и стрелок.
В отличие от некоторых своих других творений, Square решила не изобретать что-то новое в процессе протекания битв. Вернув привычную пошаговую систему боев, она все-таки исхитрилась в плане статусов персонажей, магии и атаки. Добиться повышения своих HP (Hit Points) теперь стало намного легче. Теоретически любой параметр повышается после обычной битвы. Таким образом, опыт (Experience) не повышается, но на новый Growth Level персонажи переходят. После обычных битв почти постоянно повышается HP на один-два пункта, остальные шесть атрибутов тоже растут, но намного реже. При получении G-Level'а персонажу навешивается бОльшее количество хитов и остальных жизненно важных продуктов. Достигается такое событие, обычно, после серьезной разборки частей тела какого-нибудь пробегающего мимо босса.
Атака может быть сконструирована из сильного, среднего и слабого ударов. За первый от линейки "STA" отнимается один поинт, за второй - два, за третий - три. Подобное уже наблюдалось в Xenogears, но в Chrono Cross ситуация (для супостатов) усугубляется тем, что после каждого нанесенного удара увеличивается процент попадания следующего. Соответственно, в начале атаки сильный удар имеет самый низкий процент, а самый слабый имеет высокую точность. Обо всем этом рассказывается у старейшины. Плюс существуют комбинированные атаки двух персонажей. Для этого навыки-элементы (TECH) должны быть совместимы у обоих персонажей. При достижении уровня, необходимого для проведения совместного приема, у персонажей появляется вышеуказанная возможность при условии наличия свободной Stamin'ы. Как в самой атаке, так и вне ее имеется возможность использовать Element - магию. МР нет, зато возможность использовать заклинания, отображается она специальной шкалой под именем персонажа, с надписью уровня, на данный момент доступного. Все просто. Шкала заполняется по мере нанесения успешных ударов, а уровня ее полноты должно хватать для исполнения магии. Каждый спелл делается один раз, восстанавливаясь после битвы. При выполнении спеллов стоит учитывать и Field meter - в левом верхнем углу экрана висит схема. Цвета соответствуют типам используемых магий. Используется обычное, логичное противостояние типа огонь-вода, тьма-свет и так далее... Ориентируясь по FM, можно успешней выполнять некоторые заклинания, а в будущем и призывать Summon'ов;). Также существуют спеллы, которые "перекрашивают" всю область поля в нужный способствующий цвет. В частности, таким воспользовался старейшина деревни в своей лекции:). Айтемов, как отдельной команды, нет, они используются благодаря все той же функции Element. Cure, который доступен с самого начала и обладает лечащими свойствами, аналогичен айтему Tablet. Кстати, Items в Chrono Cross называются Consumables. Оружие может быть собрано при помощи специальных мастерских из имеющегося у Вас в наличии материала. Чем-то напоминает FF8, где можно было не создавать, а усовершенствовать боевые орудия. Составляющие компоненты могут быть найдены на поле боя, просто в сундучках или получены от какого-либо айтем. После завершения битвы Вам заботливо предлагают вылечить всю компанию, если остались "MP", то есть силы для использования магии.
Стоит отметить также оригинальную мелодию, сопровождающую концовку битвы. Опять же, это не в духе Final Fantasy, так что ударников не будет, присутствует всего лишь флейта с ненавязчивой композицией. Звук порадовал - не только музыкальное сопровождение соответствует настроению игры. Во многих RPG звуковые эффекты незаметны и играют не самую главную роль. Здесь та же ситуация, главное, что к себе особого внимания не привлекают, следовательно, не мешают игровому процессу. Из композиций понравились вступительный ролик и демонстрация игры. Зато я заметил одну особенность. После того, как я побывал на пляже, музыка в Overworld, то есть во время путешествия по миру, изменилась. А это довольно серьезное заявление, например, в Breath of Fire 3 подобная смена произошла после половины пройденной игры. Там-то все понятно, Ryu повзрослел, начались в корне другие события, но в данной игре... Если постоянно будет изменяться музыкальное оформление во время Перекрестка Времен, то никаких композиторов не хватит:). Впрочем, в Chrono Trigger практиковалось подобное - смена музыки во время попадания на одну из зон на карте игрового мира. Озвучки нет, что, несомненно, часть геймеров расстроит.
Атмосфера игры построена занимательно, и если Вы любите фильмы\приключения, связанные со временем, как "Назад в будущее", то внимательней все читайте и разговаривайте со всеми до и после Перекрестков. Например, в родной деревне главного персонажа Anri есть человек, который любит свою дочку, он подарил ей комодо дракончика (в начале игры, дом в правой части деревни) и постоянно рассуждает о своей судьбе. После Перекрестка Времен младшая дочь его стала побаиваться, причем сам он занялся оккультизмом, соорудив что-то в этом духе в подвале дома (здесь берется один из необязательных персонажей. Для этого необходимо поговорить в начале игры с NPC, про которого выше шла речь, и, получив Shark Tooth, предъявить айтем этому же самому характеру уже после сцены на пляже). Кстати, я заметил, все упоминают цифру 10. Leena сообщает главному герою, что он умер десять лет назад, то есть в семилетнем возрасте.
Напоследок напомню, что игра занимает всего два диска, по сравнению с четырьмя дисками Final Fantasy 8... Отсюда следует, что CG-вставок будет меньше, или наоборот, больше, но тогда игра будет элементарно проходиться за двадцать часов. Тем не менее, пока соблюдается рациональное использование игрового времени и прерываний на красивейшие видеоролики. Всегда бы так.:)
Вопросы по прохождению, линкам и всему прочему, относящемуся к Chrono Cross, обращайте ко мне.
Omega