Обзор Chariots of War

Название игры в оригинале: Chariots of War;
Издатель/разработчик: Strategy First+Paradox Entertainment/Slitherine Strategies;
Жанр: Глобальная стратегия;
Системные требования: Pentium II-500, 64 Mb RAM, 8 Mb 3D Video Card, Sound Blaster Compatible Sound Card, 300 Mb Hard Disc Space.
Три тысячи лет до рождества Христова. Недавно зародившиеся древние цивилизации всего лишь островки в море варварства. Но не все так плохо. Развитие военного дела потихоньку идет. Поначалу сражения происходят при помощи легкой пехоты и стрелков. Но вот на арене появляется пехота тяжелая, а вслед за ней грозным катком по вражеским армиям проходят они — боевые колесницы. И Египет, Вавилон, Ассирия сотоварищи уже сталкиваются на полях сражений, решая только один вопрос, чья же империя сможет выжить и останется в грядущем на карте мира...
Компания Paradox Entertainment (родоначальник жанра глобальных стратегий) уже не в первый раз активно сотрудничает с Slitherine Strategies (предыдущая попытка увенчалась "Легионом"). Новая совместная игра как раз и является развитием идей, предложенных "римским" направлением. Но теперь орлиный взор разработчиков обратился к более древним временам, и к другому региону. Как известно, на Ближнем и Среднем Востоке, а также в Северной Африке зародились одни из первых цивилизаций на земле. И именно период их возникновения и развития предстоит пережить игрокам в игре Chariots of War.
Как и "Легион", игра в чем-то напоминает другие игры. Постоянно создается впечатление, что "где-то все я уже видел". Но, если вдуматься, то окажется, что игра является удачным сплавом находок, взятых из других проектов. Например, строительство и управление чем-то смахивает на серию Civilization, а система боя — на несколько старых стратегических игрушек. А в сумме все и дает замечательный проект.
Итак, Вы — всесильный (и бессмертный, так как правите все время) государь одного из древних царств. Перед началом игры следует выбрать карту, где будет происходить действие, а также свою страну и ее, скажем так, тип. Карт пока не очень много, и они делятся на два типа. Первый — карты глобальной кампании, каковых две штуки. Различаются лишь временем начала действия (а, соответственно, и технологиями). Второй — карты отдельных регионов. Стран там поменьше (в главной кампании их больше 50), но зато и проходить такую кампанию слишком долго не придется. С выбором страны справитесь сами, а вот о ее типе стоит немного сказать. Каждый тип цивилизации предоставляет вам какой-либо уникальный юнит, которого нет у других. У кого-то это будут пехотинцы, у других — кавалерия (на лошадях или верблюдах), а у третьих — колесницы. И здесь можно выбрать два варианта игры. Первый — исторический. Тогда ваша нация получит именно тот юнит, который и был у нее в реальной истории (и уникальных конных лучников фракийцам не видать как своих ушей). А вот если выбрать альтернативный режим, то верблюды во Фракии вполне могут стать реальностью. Но хватит об этом.
Ветераны "Легиона", попав на карту, удивятся количеству ресурсов. А таковых в игре, ни много, ни мало, целых девять штук. Итак, нашей стране обязательно понадобятся золото, пища, дерево, строительные материалы, олово, медь, лошади, драгоценные камни и ладан. Но это еще не все. Все города могут производить только пищу и строительные материалы (и дают некоторую сумму в золотых). Остальное еще необходимо обнаружить. В некоторых городах существует возможность строить здания по производству редких ресурсов, и тогда такой город лучше всего отвести под узкопрофильное производство, что принесет немалые прибыли в дальнейшем. Кстати, выбор страны сразу подскажет вам, что может находиться в регионе. Так, сев играть в горах Анатолии, готовьтесь к тому, что есть шанс на получение золота и драгоценных камней с самого начала. А на степных равнинах будет много городов, производящих лошадей...
Каждый ресурс по-своему уникален и необходим. Для пехоты необходимы дерево, медь и олово. Ну, а кавалерию без лошадей не построишь (как и колесницы). Чтобы питаться, войскам и жителям требуется пища. Улучшить же города до высоких уровней развития без драгоценных камней не выйдет. Казалось бы, те, у кого переизбыток одного ресурса и нет других, обречены. Но тут разработчики бросили нам спасательный круг в виде рынка, на котором можно продать что-нибудь ненужное (за золото) и купить что-нибудь нужное (за него же). Кстати, настройки рынка достаточно удобны и позволяют как совершать разовые покупки, так и постоянно приобретать/продавать указанную вами сумму какого-либо ресурса.
Переходим к строительству. Никогда не забывайте о том, что строительство в игре ведется на специально отведенных для этого в городе площадках. И таких мест много не будет, ни в какое время кампании. С улучшением развития уровня города он будет получать дополнительные площадки, а игрок будет эти площадки использовать. Как это делать — ваше право, но дам один совет. Лучше всего действительно создавать узкопрофильные города и не держать лишних зданий. В большинство зданий требуются рабочие для эффективного функционирования, и если населения не хватает, здание будет простаивать, занимая такое ценное место на карте города. Воинские же здания лучше всего ставить поближе к фронту и иногда передвигать, снося старые и строя новые в других городах (если вам приходится гнать подкрепления к фронту больше года, это уже не дело). А помимо городов, бывают еще и форты, но в них можно будет строить и улучшать одно (и только одно) определенное здание...
Строительство зданий отнимает некоторое количество ресурсов и времени. Кстати, в Chariots of War один ход — это один месяц. И сколько длится кампания (главная), мне выяснить не удалось, так как достиг победы менее чем за 100 лет (а даже 100 лет — это 1200 ходов). Ходят слухи, что можно доиграть аж до начала нашей эры, но проверить их никакого терпения не хватит.
Всегда помните, что предельное население города зависит от уровня вашего поселения (а новых поселений строить не дадут — и придется обойтись тем, что есть на карте изначально). Значит, города надо иногда "повышать", приобретая тем самым новых людей. За каждый ход население каждого города может вырасти. На карте города вы (помимо реального числа жителей) видите количество работников, которых можно занять полезным делом. Вот они-то и будут приносить вашей империи доход, работая в конюшнях, на рудниках, фермах, лесоповале и т.д. и т.п. Но у населения есть еще и такой параметр, как мораль. Чем ниже мораль в городе, тем меньше в нем будет производиться ресурсов и тем медленнее рост населения (обратная закономерность также справедлива). Для поднятия настроения населения можно строить специальные здания (всякие там опиумы для народа, то бишь, храмы). Существуют в игре и здания, имеющие цель увеличить прирост населения или добычу ресурсов в городе.
Есть в игре и древо технологий, но от вас в этом аспекте вообще ничего не зависит. Просто в четко заложенные сроки открывается и становится доступной всем новая технология, которая может помочь строить большие города или новые мощные отряды воинов и т.д. и т.п. Повлиять же на ускорение исследований никак нельзя, а жаль...
Переходим к военной составляющей игры — это один из важнейших моментов. Всегда помните, что победить мирно в Chariots of War вам не удастся, так как система дипломатии... хотя об этом позже. Строительство войск — дело нужное всякому уважающему себя хоть капельку правителю. Для постройки войск нужны специальные здания (за исключением так называемых крестьян, но это просто "пушечное мясо" и любым врагом "выносится на ура"). Можно строить пехоту, стрелков, колесницы и кавалерию. Для каждого из указанных родов войск необходимо свое здание в том городе, где вы будете их производить. А эти здания бывают нескольких уровней (точнее, десяти). Чем выше уровень здания, тем выше количество воинов в отряде, который оно произведет. И еще, каждое здание за ход может произвести только один юнит. Зато если зданий у вас четыре, то в ход будет сделано четыре отряда, и армия создастся за два месяца.
Войска в Chariots of War передвигаются армиями. В каждую армию может входить от одного до восьми отрядов. Естественно, что скорость движения армии зависит от двух факторов. Первый — тип отрядов, в нее входящих. Армия движется со скоростью самого медленного из своих отрядов. А это значит, что семь отрядов кавалерии плюс отряд мечников, объединенные в единый кулак, смогут ходить только со скоростью пехоты. И второй фактор, влияющий на движение, — рельеф местности. По горам армия пойдет в несколько раз медленнее, чем на равнинах. Одно хорошо — если указать армии какую-либо точку назначения на карте, компьютер сам рассчитает кратчайший путь к ней (и фраза "нормальные герои всегда идут в обход" часто оказывается справедливой в этой игре, особенно в гористой местности). Кстати, разделение и объединение армий (так же, как и обмен отрядами между двумя армиями) заканчивают на этом ход, так что такие вещи лучше делать после передвижения.
Вот, двигались мы, двигались, да и наткнулись на каких-то ребятишек, желающих отведать наших мечей. Как говорится, пришло время великой битвы. Битв у вас в игре будет много. Особенно трудно, когда игра перешла в миттельшпиль, и на карте осталось около трети стран, из которых пара-тройка огромных размеров. Такие гиганты вам успеют надоесть не какой-либо особенной "крутостью" войск, а числом армий, которые они пригоняют к вашей границе. Так, однажды мне пришлось в течение года своими четырьмя армиями перемалывать все пограничные войска египтян, у которых только на границе со мной стояло около 20 полных армий.
Как происходит битва? Как и в "Легионе". То есть, вы расставляете войска на отведенном вам месте карты, учитывая численность и состав армии противника. Здесь есть еще один нюанс. Каждый вид войск обладает своими способностями к разведке. И если в вашей армии с разведчиками плохо, то состав войска врага можно будет узнать, только нажав кнопку перехода к сражению, а это иногда чревато. Если враг знает о вас все, а вы о нем — ничего, то он расставит свои войска так, чтобы нанести вашим бойцам максимальный урон. С другой стороны, при наличии сверхмощной армии о таких мелочах можно и не беспокоиться.
Войска расставлены по карте. Самое время отдать им приказы. В игре каждый отряд получает один приказ, который и будет выполнять в ходе сражения. Как и в "Легионе", после начала сражения (которое проходит в реальном времени) повлиять на его ход уже невозможно, остается только нервно попивать кофе (чай, пиво), да "болеть" за своих. Отсюда вывод: правильная расстановка войск и верные приказы — ключевой шаг к победе.
Но есть и еще два немаловажных фактора. Каждый вид войск имеет свои особенности. Так, мечники, встретившись с боевыми колесницами, вымрут моментально. В то же время, если отряд колесниц натолкнется на копейщиков, то мало ему не покажется. У каждого вида войск существует описание, которое поможет лучше понять, как его использовать с максимальной эффективностью.
Не менее важен учет особенностей рельефа. Те же самые колесницы, которые на равнинах не смогут долго задержать даже копейщики, в горах могут быть уничтожены крестьянами (сам наблюдал такой случай). А значит, однобоко созданные армии — верный путь к уничтожению самого себя. Думайте, балансируйте, сражайтесь — и опыт обязательно подскажет, как лучше всего укомплектовать войско. Кстати, подлечить свои войска можно и не заходя в город, прямо на карте (естественно, не бесплатно).
Не только тактическими битвами жив игрок. Chariots of War дает нам возможность проявить и стратегический талант (это не считая экономики). Например, реки можно переходить только по бродам и мостам. Поставьте на всех переправах по сильной армии — и враг не посмеет нарушить ваш покой (разве что закидает шапками:).
А теперь немного о грустном. Грустное — это система дипломатии в игре. Сказать, что она сделана плохо, это отвесить ей комплимент. На самом деле, вы можете только посылать своих дипломатов в другие страны. Что вам это даст? Дипломаты покажут всю территорию страны-соперника, а также дадут немного информации о его друзьях, врагах, экономической и военной мощи (количество информации зависит от уровня дипломата). Никаких тебе мирных договоров, объявления войн и т.п. Кстати, даже лучший друг может предпринять атаку на ваш город, так что дружба с соседом не освобождает от рассылки гарнизонов. Единственное светлое место в системе дипломатии — возможность всячески поизмываться над послами других стран. Спектр развлечений широк — от объявления нежелательной персоной (за шпионаж) до посылки врагу головы его дипломата на блюде. Но не стоит забывать о том, что то же самое могут сделать и с вашими людьми.
Графика со времен "Легиона" практически не изменилась. Все то же 2D, весьма неплохо прорисованное. Никаких особых изысков. На тактической карте особых изменений в движке также не видно. С другой стороны, когда погружаешься в игру с головой, графика теряет свою значимость. Да и о музыке нельзя сказать, что она выдающаяся. Она просто есть (и как-то проскальзывает мимо сознания). В общем и целом, звуковое и графическое оформление игры выше, чем на среднее, не потянет.
Chariots of War — игра, без сомнений, заслуживающая внимания. Если вас не отпугнет графика, которая успела устареть еще в последние годы прошлого тысячелетия, то вы откроете для себя целый мир. Мир, в котором сталкиваются древние империи и "должен остаться только один".
Оценки: Геймплей: 9/10;
Графика: 6/10; Звук и музыка: 6/10;
Общая: 7/10.
Morgul Angmarsky