Обзор Castlevania: Lords of Shadow [ВР]

Posted by blast on ноября 30, 2010 - 00:00

Бела Лугоши, мертвый и довольный этим
Жанр: экшен от третьего лица, слэшер
Платформы: Xbox 360, PlayStation 3
Разработчик: MercurySteam Entertainment, Kojima Productions
Издатель: Konami
Похожие игры: серия Castlevania, трилогия Prince of Persia, серия God of War
Официальный сайт игры: www.konami.com/games/castlevanialordsofshadow

«То листья палые иль мертвецы ноябрьским вечером кружат в тумане?»
Джеймс Элрой Флекер

Где-то в солнечной Испании есть такие разработчики, которые делают чертовски хорошие игры. Понятное дело, художественного вкуса европейцам не занимать: мы-то знаем, что доказывали American McGee Presents: Scrapland и Clive Barker’s Jericho — а вот с игровым наполнением было не так гладко. Можно было недоверчиво относиться и к перезапуску легендарной Castlevania за их авторством, кивать на серию God of War… А ну надо же — удивили.

Обзор Castlevania: Lords of Shadow [ВР]Твари бравируют. Хлыст, именуемый «Убийцей вампиров», описывает дуги на фоне мутного неба и разит мифических кровопийц наповал в умелых руках Габриеля Бельмонта. Готика, эпос и немного статичного пафоса. Сериал Castlevania сначала долго и безуспешно прорывался на европейский рынок, потом с упорством обреченного штурмовал неподатливое третье измерение. Испанские разработчики с ровными руками обеспечили японским мирам Брэма Стокера буквально все. Тонкий подход к дизайну, непривычно-уникальная боевая система и постановка сражений, собранный, аки мозаика, по кусочкам мир, эпохально закрученный сценарий и очаровательное графическое оснащение возносят конечный результат на постамент и вешают творцам памятные медали на кителя. Castlevania: Lords of Shadow — неожиданно приятное откровение года. Из букв старых речей удалось сложить новое слово в жанре. Все дело оказалось в мелочах. В глобальных мелочах. И, что странно, на минимальную неканоничность жаловаться совершенно не хочется.

Аккуратный перезапуск серии, стартующий раньше всех по хронологии событий, более чем метко вписался в историю культа Castlevania. Выскользнув из рук трудолюбивых японцев, Lords of Shadow попал к талантливым дизайнерам, которые действительно знают, что такое стиль и элегантность. Тонко выдержанный баланс между особенностями оформления каждой игры серии не оставит недовольным ни одного из преданных фанатов. А наконец-то удавшийся во всех смыслах переезд в третье измерение только усиливает впечатление от общего духовно-эстетического концепта. Это первые игры серии с грузно-мрачными мирами без лишней слащавости, а герои — дань трудам списанной на галеры Аяны Кодзимы с ее безупречно женским видением облика настоящих спасителей миров. Благодарности — ее однофамильцу Хидео Кодзиме, исполнительному директору Lords of Shadow, который настоял на утонченности, иначе нам бы пришлось вновь лицезреть квадратную челюсть и перекачанное тело протагониста-аристократа. А это было бы уж слишком: хватит с нас бодибилдеров, насмотрелись уже.

Обзор Castlevania: Lords of Shadow [ВР]К Lords of Shadow хочется приписать клишированную фразу «с голливудским размахом», причем приписать в действительно положительном ее значении. Там, где каждый первый блокбастер от индустрии виртуальных развлечений падает, теряя последние силы, чтобы показать что-нибудь новенькое, новая Castlevania едва ли показывает треть от своего полностью раскрытого потенциала. Достаточно внушительный для жанра хронометраж не становится костью в горле, умудряясь постоянно приятно удивлять, меняя масштабы от глобального эпоса до театральной драмы. Картина ни на секунду не провисает, не ведет испуганного игрока по заранее заданному маршруту, а дает возможность пропитаться раскрывающимися перед глазами картинами уникального мира. Таинственные рощи, огромные подземные пещеры, зловонные болота, залитые солнечными лучами горные тропы, мрачные готические замки с легкой примесью технофэнтези — мир почти осязаем.

Технический уровень Lords of Shadow впечатляет, помогая художественному оснащению игры выдавливать восхищение и, что намного важнее, погружать в мрачную, тягучую атмосферу европейской мифологии и дизайн в стиле зловещего раннего Средневековья. Уравновешенно, сглаженно, цельно. А между тем проект только и занимается тем, что развенчивает клише. Никаких избитых планов в постановке операторской работы — камера выхватывает действительно удачные композиции, занимает выгодные ракурсы, а не отсылает к тьме тьмущей прочих слэшеров. Скелеты, големы, вампиры, грузные ребята в тяжелых доспехах с кровожадными взглядами — и эти привычные типажи в Lords of Shadow выглядят чуть-чуть по-особенному, вписываются в стилистическую специфику мира. Но не всегда: гигантомания не смогла полностью уйти из голов испанских дизайнеров — и необъятные колоссы вместо того, чтобы впечатлять своими размерами, отталкивают, навевая мысли о тех самых похождениях головореза Кратоса. Зато обычно дохлые антагонисты, вроде трясущих гнилыми телесами зомби или гремящих костями скелетов, на деле оказываются не самыми слабыми противниками — и это уже вызывает радость.

Рвать шаблоны новая Castlevania продолжает и во время боев. Отрадно, что игра действительно навязывает игроку борьбу, бросает ему вызов вместо привычных уныло-зрелищных постановочных натягиваний глаз на задницы, от которых уже через час тянет на зевоту. Вместо того, чтобы вложить в руки статичный набор для сноса голов, Lords of Shadow предлагает изучать себя, не только подключать систему рефлексов собачек Павлова, но и думать головой. Не только каждый большой и толстый босс обладает своими сильными и слабыми сторонами, но и каждый встречный рядовой противник не лишен этого — взять игру нахрапом и богатырской удалью не получится. Не присматриваться к повадкам каждого паршивого гоблина будет означать одно — любой встречный бродяга пару раз смачно треснет героя если не в лоб, так по лбу. Откидывая в сторону все те же штампы, Lords of Shadow изначально предлагает весьма некислый набор комбинаций, а с развитием протагониста он дополняется такими приемами, что прошлогодней Bayonetta и не снилось. Действительно сложные в реализации и сжигающие весомое количество добытого в боях опыта комбо окупаются не только мощнейшим, сносящим все на своем пути ударом, но и впечатляющей реализацией постановки. Да и когда в руках знаменитый «Убийца вампиров», жаловаться на бесполезность остальных видов оружия, не считая вспомогательных предметов, как та же святая вода, даже и не возникает желания.
Castlevania: Lords of Shadow не проседает и не меняет темп — это неторопливое, но насыщенное приключение, путешествие с охотой за головами. Преодоление препятствий и решение загадок вписано в течение геймплея аккуратно и проявляет себя своевременно, не давая возможности хоть где-нибудь заскучать. Практически ничего сложного — но ловкие прыжки по карнизам или над языками пламени, льющегося из ловушек, и решение неторопливых головоломок очень органично вписываются как в стиль, так и во весь эпос происходящего. И выглядят, и поставлены они так, как это было в лучшие годы приключений персидского принца.

Обзор Castlevania: Lords of Shadow [ВР]Парочка британских актеров сыграла блистательно. Роберт Карлайл, известный по своим крайне харизматичным героям из «Дохлой рыбы», «51-го штата» и «На игле», в роли Габриеля Бельмонта и один из основных актеров Королевской Шекспировской труппы в течение двадцати семи лет, капитан Пикард из серии полнометражек Star Track, Патрик Стюарт в роли Зобека, дали своими голосами героям главное — жизнь, а остальное в аватары вдохнули высокие технологии. Отличная постановка сюжетных роликов дает вдоволь насладиться лицевой анимацией, а некоторый налет пафоса в репликах хоть неприятен, но не особо злит. Самое начало XI века, 1047 год, орды зла под предводительством Лордов Тьмы вырезают все живое на белом свете, а в виде оппозиции — Братство Света и Габриель из славного в грядущем рода борцов с нечистой силой. Его мотивы эгоистичны — не месть, а желание вернуть свою возлюбленную на этот свет, попутно сокрушив враждебных Лордов и выручив мир из глобальной задницы. При всей каноничности для фэнтезийных блокбастеров, сценарий Lords of Shadow умудряется неслабо удивлять, меняя мотивации, перескакивая от глобальных проблем к низменному нытью, давая возможность взглянуть на происходящее с разных ракурсов, и поражает концовкой. По аннотации не скажешь, что история может быть такой лихой, интересной и лишенной штампов, но, черт возьми, она именно такой и получилась. Несказанно приятный сюрприз, под звуки музыкального эпоса, исполненного всей силой камерного оркестра.

Более двух десятков часов геймплея, выполненных с голливудским размахом, европейским эстетизмом и азиатской утонченностью одновременно. Как говорят игрожурналисты, «однозначный must have».

Перенос старых идей в шкуру современной игры вышел удачным — еще один плюсик за то, чтобы застойными японскими сериями занимались европейские разработчики. Придраться есть к чему, но, не найдя серьезных обоснований для своих придирок, даже самому суровому критику не остается ничего, кроме как признать: испанцы соорудили сияющий блокбастер, в хорошем смысле этого выражения. Браво, черт возьми, браво.

Радости:
Сюжет и его подача хороши
Потрясающая боевая система
Щедрый набор уникальных боссов
Отменная стилистика и великолепный дизайн
Мрачная, тягучая атмосфера
Высокий технический уровень
Озвучка на высоте
Разнообразие и высокая длительность

Гадости:
Гигантомания

Оценка: 8.6

Вывод:

Настоящий хит, внезапно выскочивший из-за ширмы обыденности. Разработчики проделали колоссальную работу по аккуратному перезапуску серии Castlevania — и получили заслуженный результат. Впечатляющий экшен, претендующий на звание лучшей игры года как в своем жанре, так и вообще.

Обзор написан по PS3-версии игры

экшен, слешер Обзор №131
Упоминаемые игры и серии: 
Castlevania
Яндекс.Метрика