Обзор Call of Juarez
Жанр: FPS
Разработчик: Techland
Издатель: Ubisoft Entertainment
Похожие игры: Gun
Количество дисков в оригинальной версии: 1 DVD
Рекомендуемые требования Pentium 4/Athlon XP 3 ГГц, 1 Гб памяти, 3D-ускоритель с 256 Мб памяти, 2 Гб на винчестере
Минимальные требования: Pentium 4/Athlon XP 2.2 ГГц, 512 Мб памяти, 3D-ускоритель со 128 Мб памяти, 2 Гб на винчестере
Вестерны, к сожалению, остались на обочине истории. Об этом можно говорить уверенно как о свершившемся факте. Немногие нынче зачитываются Джеймсом Фенимором Купером, погружаясь в перипетии приключений Натти Бампо, более известного как Кожаный Чулок, Зверобой или Соколиный Глаз, а чаще всего — Следопыт. Пусть знакомо имя Клинта Иствуда, гениально исполнившего роль безымянного ковбоя в фильмах Серджио Леоне, а позже снявшего несколько лент самостоятельно; но кто помнит Гойко Митича? Только люди старшего поколения. Они могут рассказать, что этот югослав снялся и сам срежиссировал более десятка отличных картин в жанре приключенческого вестерна. "Чингачгук — Большой Змей", "Апачи", "Венниту"... забыты. Чуть живее в людской памяти удачный "Быстрый и мертвый", но и он не вернул былой моды на вестерны.
В игровой индустрии ситуация не лучше. Древний интерактивный тир Mad Doc, никакой, но более свежий Dead Man Hand's и двоякий Gun не делают чести романтике Дикого Запада. Кроме этой бедовой троицы ничего и не припомнишь.
И вот - Call of Juarez! Со скринов злобно скалятся шрамированные ковбои с извечными шестизарядными кольтами в руках, разукрашенные индейцы размахивают отточенными томагавками, копыта лошадей вздымают облака пыли в бешеной скачке и солдаты в синих мундирах отчаянно обороняют атакованный налетчиками поезд.
Двух мнений быть не может — это он! Вестерн.
Прочь из салуна! Туда, где кобура привычно оттягивает ремень, палящие лучи солнца обтекают широкие поля шляпы, а в кармане кожаных штанов ритмично названивает хор патронов. Пора показать всем, у кого самая быстрая рука по обе стороны фронтира. Сыграй на прощанье, тапер! Сыграй нам Еннио Морриконе! Да, ту самую... Ковбойскую...
Мы идем на Зов Хуареса.
Будь то выжженная, с колышущимся от жара воздухом, прерия или одинокое, потерянное в холмах ранчо, или устье горной речки, поросшее редким лесом — все в CoJ выглядит на ять! Как можно было настолько приукрасить движок "Хрома", насовав в него HDR-а, оснастив поддержкой третьих шейдеров, не забыв подрисовать к каждому объекту достоверные динамичные тени? Воистину, разработчики проделали огромную работу!
Дымкой, изредка закручиваясь в смерчики, стелется белая пыль над землей; река играет солнечными зайчиками, что сумели прорваться сквозь густые кроны деревьев; вдоль улиц приграничного города жмутся друг другу облупленные здания. Пейзаж достоверен, красив и четок, он не распадается вдали на составляющие части, не прикрывается стыдливо пленкой тумана. Забравшись повыше, можно часами любоваться открывающейся картиной, восторженно матюгаясь на закат и начиная понимать Высоцкого. Да, он был прав — лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал. Жаль, что здесь срабатывает принцип "лисы и винограда": перемещение по миру жестко ограничено невысокими на вид каменистыми холмами. Но даже с ними пространства уровней порой просто огромны - есть где развернуться искателям золота ацтеков.
Ведь еще со времен Эрнандо Кортеса умы сорвиголов будоражила легенда о золоте Хуареса. Куча металла, как говорят слухи, была уплачена в качестве выкупа за Монтесуму, которого удерживали испанцы в столице ацтеков — Теночтитлане. После того, как город был разграблен, золото пропало. Все те же слухи гласят, что оно припрятано где-то у приграничного города, но какого и где — не знает никто.
Золото Хуареса свело судьбы двух совершенно разных людей.
Первый из них, юный Билли Кэндел, индеец по отцу, просто оказался не в том месте не в то время. Не повезло: заподозрили (да куда там — обвинили!) в убийстве брата проповедника Рея. А ведь Билли мухи не обидит! Он привык полагаться на врожденную скрытность и хитрость. Столкнувшись с врагом, полукровка поспешит убежать или спрятаться. И когда это случится, нас настигнет первое разочарование — хорошего стелса не получилось.
Помните анекдот про Неуловимого Джо? Ну, про того самого, которого никто не ловит, потому что он нафиг никому не нужен? Та же история. Заметив вас, неприятель извлечет свое оружие, проорет товарищам о находке и... останется на месте. Достаточно просто вернутся за угол, присесть за ящик или забежать за дерево - в общем, исчезнуть из зоны видимости глазастого гада — как через секунд двадцать о вас забудут и отправятся дальше патрулировать доверенную территорию. О групповой облаве и зачатках интеллекта со стороны "бравых" ковбоев разговор даже не ведется. Но самое смешное начинается тогда, когда Билли прячется по кустам. Укрывшись под сенью трех палок с пятью листиками, бормоча под нос "Я в домике, я в домике", полукровка и правда останется незамеченным: гуляющий враг, ничуть не насторожившись, прошествует по своим делам (как мне думается — в магазин оптики), выкрикивая однообразные реплики. Или патрульный так проявляет вежливость? "Не нужно беспокоить человека, присевшего на корточки в кустиках", - думает он, проходя буквально в метре от Кэндела, прекрасно заметного сквозь растение, в котором тот "спрятался". Может оно и так...
С такими вот парадоксами уровни за Билли становятся самой скучной частью игры. Главным образом из-за их затянутости и монотонности. Второй игровой персонаж выгодно отличается от беспомощного горе-индейца. Это проповедник Рей. Он привлекает внимание еще до того, как вы инсталлируете игру. Не заметить его просто невозможно. Это та самая злобная Баба-Яга, переросток в шляпе и кожаном плаще, с изуродованной губой и пистолетами в руках. Признаться, героев такой брутальной внешности я давно не видел. Если даже красота — страшная сила, то в убойных умениях откровенно уродливого "белого воротничка" можно не сомневаться.
Когда-то давно Рей был тем еще головорезом... Слава о его быстрой руке и жестком нраве гремела по обе стороны Миссури. Но вот уже два десятка лет, как он посвятил свою жизнь служению господу и не притрагивается к оружию. Окровавленное тело брата заставило священника отбросить христианские принципы: вместо "подставь другую щеку", в мозгу жаждущего мести священника багровым цветом пылает "разряди весь барабан в голову". И, будьте уверены, он не собирается читать Билли проповеди, когда настигнет его. А пока...
img4>Револьверы не выдерживают такого темпа, взрываются от слоя гари в стволах, а чистить времени нет: приходится прямо из ладоней трупов вырывать себе новые и стрелять, стрелять, стрелять. Взбунтовавшиеся шахтеры, бандиты, индейцы — все, кто встает на пути обезумевшего священнослужителя, ложатся на землю бездыханными, потяжелев на несколько свинцовых комочков. Гробовщикам было бы на год работы, да только незадача: тела растворяются довольно быстро. И побаловаться с физикой мертвых противников не выйдет — стрелять в павших запрещено. Это ящики еще худо-бедно слушаются законов Ньютона, а вот жмурикам до них уже дела нет. Даже связкой динамита не отдерешь от поверхности. Ну и черт с ним, мертвец не всадит в тебя пулю, а живой - всегда с удовольствием. Хорошо, что старые навыки убийцы восстановились быстро...
Концентрация. Этим гордым словом называется умение замедлять время и с двух рук расстреливать заторможенных, как мухи в киселе, врагов. Единственный минус — Рей может концентрироваться только тогда, когда револьверы лежат в кобурах. Поэтому стандартный алгоритм боя (упокоение всех, кто в поле зрения, — перезарядка — возврат оружия в исходное положение) повторяется от начала и до конца уровня. Что мешает преподобному медитировать со стволами в руках, не ясно. Но этот фактор очень и очень напрягает.
Трюки со временем невозможны и во время скачки, хотя сами поездки весьма недурно реализованы. Лошадь храпит под седлом, прядает ушами, весьма натурально ведет себя на поворотах и помогает быстрее пересечь некоторые локации приличных размеров. Скакуны встречаются всего несколько раз за игру, но оставляют после себя только приятные воспоминания.
А вот дуэли умудрились свести к такому минимуму, что дальше некуда. Стали поединщики друг напротив друга, по сигналу достали стволы, четвертое измерение растянулось — один упал. И нужно очень плохо управляться с мышкой, чтобы проигравшим в этой схватке оказались именно вы.
Странно, что даже с учетом всех перечисленных минусов игра проходится на одном дыхании. Тут, наверное, стоит в первую очередь благодарить сюжет и отменную графику, а также общую кинематографичность происходящего. Частые диалоги с NPC, красиво поставленные скрипты, жесткая динамика и частенько тикающий таймер добавляют атмосферного драйва. Играя попеременно то за улепетывающего Билли, то за разъяренного Рея, проникаешься к обоим симпатией и желанием узнать, чем же кончатся их приключения. Отрицательные стороны геймплея за одного персонажа кажутся не такими уж отторгающими на фоне плюсов второго героя - и наоборот.
Радости:
Отличные пейзажи
Приятная графика
Динамичный сюжет
Кинемотграфичность
Гадости:
Скучный и отвратный стелс-элемент
Не самая удачная реализация bullet-time
Невыразительная лицевая анимация
Оценка: 8
Лучший на данный момент из компьютерных вестернов. И пусть многие нюансы съедают удовольствие от прохождения, один раз пробежать игру однозначно стоит. Ради красот Дикого Запада, ради странных судеб Рея и Билли, ради самих себя. Потому что если вам не безразличны динамичные шутеры и ковбойско-индейская романтика — вы получите массу удовольствия.
Кугель