Обзор BioShock Infinite

Posted by Paranoid on мая 20, 2013 - 16:37
Пролетая над гнездом Соловья
Жанр: FPS
Платформы: РС, Xbox360, PS3
Разработчик: Irrational Games
Издатель в СНГ: 1C -СофтКлаб
Издатель на западе: 2K-Games
Похожие игры: серия System Shock, BioShock 1-2
Мультиплеер: нет
Минимальные системные требования: Intel Core 2 DUO 2.4 ГГц или AMD Athlon X2 2.7 ГГц; 2 GB RAM; DirectX 10-совместимая ATI Radeon HD 3870 / NVIDIA 8800 GT / Intel HD 3000 Integrated Graphics (512 МБ); 20 GB HDD.
Рекомендуемые системные требования: 4-х ядерный процессор; 4 GB RAM; DirectX 11-совместимая видеокарта AMD Radeon HD 6950 / NVIDIA GeForce GTX 560 (1024 МБ); 20 GB HDD.
Возрастной рейтинг ESRB: M (18+)
Дата выхода: 26 марта 2013 года
Официальный сайт: http://www.BioShockinfinite.com/

 

Иллюзии, чем больше о них думаешь, имеют свойство множиться, приобретать более выраженную форму. И может статься, перестают быть иллюзиями.

Харуки Мураками

Все происходящее напоминает фокус: вы заворожено смотрите за пассами иллюзиониста, при этом невольно веря в магию происходящего. Вроде дешевый трюк, но на него попадаешься все время. И именно в нем заключается главный успех BioShock. Кто-то начнет перечислять основные особенности игры, вроде плазмидов, пласта философии, лежащего в основе каждой части, или интересной и непредсказуемой истории. Но все дело оказывается в нем, в городе Рапчур (Rapture). И неважно, что в BioShock Infinite он называется Колумбией. Как говорится, от перемены мест слагаемых сумма не меняется.

Нет ничего более обманчивого, чем очевидный факт. (Артуро Реверте)

Почему многие игроки попадаются на этот фокус уже второй раз? Дело в том, что Кен Левайн, главный идеолог проекта, будучи опытным рассказчиком и режиссером, очень умело внедряет в разум играющего одну очень хитрую иллюзию. Вот мы прибываем к маяку, садимся в капсулу, недолгая поездка, и вы уже наслаждаетесь панорамой города, которого нет. И даже когда вы начнете проходить обособленные уровни, даже когда над вами не будет синего неба, то вас уже не покинет ощущение, того что вы находитесь в городе.

Обзор BioShock InfiniteНанимателей Букера лучше не злить

Играм с открытым миром не нужна такая иллюзия. Их просторы дают свободу выбора. В BioShock Infinite такой свободы нет, а потому он замещает ее отлично прописанным главным персонажем c убедительной мотивацией и неясным прошлым, тем самым давая игрокам полет фантазии и возможность отождествить себя с ним, начать воспринимать его проблемы как свои собственные.

Поражает легкость дизайнерских и сценарных решений, но это лишь мнимая простота. Ведь за каждым кирпичиком в здании стоит титаническая работа людей, нарисовавших кучу артов и перенесших их в 3D-мир. BioShock’ом думали – нет, скорее им жили. И эта вовлеченность передается игрокам. Мы проникаемся атмосферой. Мы становимся Букером Де Виттом и вместе с ним испытываем его чувства: растерянность, восторг и недоумение.

Обзор BioShock InfiniteОрел или решка? Кажется, близнецы Лютес уже знают ответ

Игра линейна, как большинство современных шутеров. Вот только играется и воспринимается она не так, как остальные проекты, и вряд ли будет восприниматься, потому что каждое наше блуждание по улицам города наполнено смыслом. И это тоже иллюзия.

Infinite шутер

Но она исчезает, когда приходится ввязываться в перестрелки, потому что нормально реализованного шутера тут нет. У Кена Левайна получается рассказать отличную историю, прописать диалоги, создать выверенный, как под линейку, дизайн. Вот только с перестрелками не завязалось. Они однообразны, скучны и пытаются привнести нам ощущение вариативности действий за счет расширения вширь и в высоту локаций. Получается слабо, потому как на среднем уровне сложности враги помирают от вашего чиха, а на тяжелом в них нужно выпустить несколько очередей, дабы они соизволили умереть. Люди-враги недалеко ушли от своих коллег сплайсеров из первой части в плане интеллекта, и разнообразием моделей не отличаются. Как, впрочем, отсутствием командного взаимодействия. Их тактика – взять числом и успеть надавать по голове, пока герой отвлечен борьбой с другими. Массовость, как следствие больших локаций, сыграла злую шутку с создателями, и теперь стычки с противниками очень часто скатываются в «мясо». И вроде сами разработчики подталкивают тебя – давай, мол, веселись, прыгай по рельсам и убивай врагов разнообразными тактиками и комбинациями. Но стоит отбросить в сторону все их увещевания, и игра превращается в скучный шутер, в котором под конец игры враги респавнятся как какие-нибудь вьетнамцы из CoD: Black Ops, прости Господи. Ничем не примечательное вооружение вкупе с ограничением на ношение не более двух стволов рушат и без того еле стоящие карточные домики экшен-части. Плазмиды (они тут называются Силами) на время вносят оживление в игровой процесс, но их знатно урезали по количеству в сравнении с первой частью. Добавили только возможность их модифицировать за круглую сумму. Активные и пассивные тоники, выполняющие роль перков и модификаторов, заменили на одежду со свойствами. Таскать на себе можно только четыре вещи. Накапливающиеся аптечки с бутылками «евы» (или «солей») свезли в утиль. Зато добавили модный в консольных шутерах щит, восстанавливающийся со временем. Тенденция, однако, против нее не попрешь.

Обзор BioShock InfiniteЭлизабет втихомолку открывает порталы в другое время

Всегда есть человек. Всегда есть город. (Элизабет)

При всем при этом вышеперечисленные недостатки покажутся лишь малыми огрехами на фоне завораживающего города, который меняется не вследствие чьего-то давления, а вашими руками. Именно вы являетесь катализатором того, что некогда славный и процветающий город через несколько часов превратится в пекло боевых действий, перемалывающих в труху всех без разбору. В оригинальном BioShock вы были свидетелем конца, в Infinite вы даете этому концу старт. Можно говорить, что разработчики не сделали ничего нового, а лишь переложили старую историю на новый лад. Отчасти это правда. Отчасти нет. Главная заслуга Кена Левайна состоит в том, что он где-то метафорически, где-то прямым текстом описал целый период истории своей страны, разыграв весь исторический спектакль на сцене Колумбии. Нелицеприятных и антигуманных вещей там хватало – достаточно почитать тематическую литературу. Его история традиционно изобилует таким количеством отсылок и цитат, что не хватит и на повторное прохождение, дабы все разложить по полочкам. По старой традиции, разобраться в перипетиях сюжета нам помогают аудиодневники, открывающие новые стороны характеров действующих лиц и связывающие воедино сторонние сюжетные линии. История, рассказанная в игре, многослойна, и каждый в ней увидит то, что захочет увидеть. Кто-то увидит классовую борьбу и расовую сегрегацию, кто-то – тему религии и принятие человеком слепой веры, а некоторые вообще поймут, что все дело в физике.

Обзор BioShock InfiniteПервое знакомство проходит в атмосфере недоверия

Но, наверное, не меньше города желаешь увидеть ее. Персонаж, ставший одним из символов игры (чего греха таить – главным символом) – Элизабет. Если вы и симпатизировали каким-то женским игровым типажам, то плохие новости: Лиз попросту заставит их забыть, с радостью перетянет на себя все ваше внимание и будет неустанно сопровождать в процессе нелегкого путешествия по Колумбии. Под ее чутким вниманием вы не останетесь в бою без патронов/аптечек/маны, у нее есть способность вытаскивать из пространства и времени всякие вещи, способные помогать в бою, а ее постоянные беседы с Букером только еще больше дополняют и без того многогранный характер героини. Она не бой-баба, но и не хлипкая девушка, которая под конец превращается в машину убийств, как в свежей Tomb Raider. Просто она старается подстраиваться под ситуацию, анализирует и дает оценку, в конце концов, учится жить и понимать этот мир, где благополучие одних зиждется на нищете других. Это называется жизненным опытом, и ей его приходится получать в очень уж ускоренном темпе.

С другой стороны, остальные персонажи, кроме близнецов-физиков Лютес, никаких эмоций не вызывают. Вспомните гениального в своем сумасшествии Сандера Коэна или Пикассо от хирургии, доктора Штайнмана из оригинального BioShock. Они по-настоящему внушали ужас и великолепие своими речами и выходками. Местные антагонисты такого себе позволить не могут, а появляясь в кадре, быстро уходят со сцены. Увы, почувствовать характер того или иного персонажа можно больше через его слова, нежели действия. Да и не хочется, если честно. И Дейзи Фицрой (глава местного революционного движения), и Захари Комсток (правитель Колумбии) являются лишь сторонами одной медали, которую главный герой мастерски ставит на ребро. Их действия прикрываются лишь пафосной патетикой, хотя на самом деле за всем этим стоят жажда денег и власти, причем один их хочет удержать, а вторая отобрать.

Обзор BioShock InfiniteТрущобы резко контрастируют с комфортом верхних кварталов

Прощание с вероятным

Наша жизнь – это поезд с проносящимися мимо станциями вероятностей. Иногда вы сами решаете, на какой станции остановиться, иногда решают за вас. Будучи постоянным наблюдателем за ходом создания игры, понимаешь, что разработчики перелопатили такое количество вероятностей, что условных станций хватило бы на Транссибирскую магистраль. Но судьба вообще штука непредсказуемая, а потому мы получили то, что получилось: красивую, стилистически выверенную игру с аутентичным саундтреком и цепляющим повествованием. Бог с ним, с шутером. Требовать его от BioShock Infinite все равно, что требовать поставить автомат с «Кока-колой» прямо посреди Эрмитажа. Эта игра не того полета, ее конек – история. А история, как известно, пишется не только штыками.

Радости:

- Непредсказуемый сюжет

- Оригинальное графическое и стилистическое решение

- Аутентичное звуковое сопровождение

- Элизабет

Гадости:

- Шутерная часть

- Второстепенные персонажи могли бы быть харизматичнее

Оценка: 8,7

Вывод:

Новый BioShock оставляет после себя легкое послевкусие как от хорошего вина и горечь сожаления о том, что сейчас такие игры мало кто делает.  Возможно, в одном из параллельных миров Кену Левайну удалось выпустить лучшую игру всех времен. В нашем же мире имеем одну из лучших.

Paranoid

шутер Обзор №160
Упоминаемые игры и серии: 
BioShock, BioShock Infinite
Яндекс.Метрика