Обзор Bard's Tale, The
Жанр: RPG
Разработчик: InXile Entertainment
Издатель: Ubisoft
Количество дисков в оригинальной версии: 1 DVD
Похожесть: Dungeon Siege, Diablo
Системные требования: Pentium III 1 GHz, 256 Mb RAM, 128 Mb 3D Video Card, Sound Blaster Compatible Sound Card, 6Gb Hard Disc Space Название локализации: The Bard's Tale
Локализатор/издатель: "Логрус"/"1С"
Дата выхода локализации: четвертый квартал 2005 года
Знакомьтесь — бард, просто бард. Нет, даже не так — Бард с большой буквы. Он не только герой нашего сегодняшнего повествования, но и ключевой персонаж игры The Bards Tale. Бард путешествует по городам и весям мира, берется за любую работенку, лишь бы деньги заплатили, и всегда готов выпить, поругаться с прохожими или "отдохнуть" в постели какой-нибудь местной красотки. А придумал Барда никто иной, как Брайан Фарго, один из известнейших личностей в индустрии создания RPG. И, как и прочие работы Фарго, эта получилась на славу.
Впрочем, прежде чем продолжать, хочу задать вопрос: "Какие ассоциации возникают у вас при упоминании названия The Bards Tale?". Лично мне вспоминается серия из трех игр, в которую мы с братом играли еще на ZX Spectrum. Это были стандартные для того времени RPG, с возможностью набора партии и путешествия по большому миру. Само собой, что нашей задачей в старых The Bards Tale было как минимум спасение какого-нибудь городка, а как максимум — всего мира (на меньшее, как известно, великие герои не размениваются). Так вот, ничего подобного в новой игре нет. Я бы даже сказал больше — ничего общего, кроме названия, со своими древними предками она не имеет. А все потому, что The Bards Tale — игра, высмеивающая всю нелогичность, которая прижилась в RPG последние десятилетия. Кажется, нет такого момента, над которым не пошутили бы разработчики. И именно этим обусловлен ее успех — иначе она просто не смогла бы тягаться даже со средними проектами, что уж говорить о корифеях. Зато, поданная под острым соусом из юмора и сарказма, она оставляет великолепное впечатление и способна насытить даже пресыщенного гурмана. Стеб (в хорошем смысле этого слова) начинается с самого начала. Его отголоски видны даже в меню создания персонажа. Нет, характеристики-то как раз описаны толково, только вот рядом с ними стоит главный герой, которого хлебом не корми, дай повыкаблучиваться и на деле доказать вам, как он понимает для себя Силу или Ловкость. Кстати, характеристик шесть штук, и подобраны они именно так, чтобы оставить игрокам широкие возможности для разнообразных направлений "прокачки". Если, скажем, вам очень сильно хочется создать непревзойденного лучника, ничего не попишешь — придется увлечься подъемом Ловкости. Тому, кто опирается на решение проблемы методом физического воздействия, остается выбрать Силу, ведь без нее никак не обойтись настоящему воину. Мне же больше всего нравится истинно бардовский вариант, при котором большое внимание уделяется Чувству Ритма (есть здесь и такая характеристика, не удивляйтесь), а все остальное отходит на второй план. Ведь Бард — это не какой-нибудь там недалекий воин, это тот, кто одним прикосновением к лютне может заставить сработать какое-нибудь заклинание. В нашем случае — заклинание призыва живых существ, способных облегчить тяжелейшие сражения. Но к существам мы еще вернемся, а пока глянем, что же у нас на закуску, то бишь, какие присутствуют навыки.
Изначально навыков на выбор немного, но потом список будет расширяться. Вы можете научиться наносить мощные критические удары, лучше стрелять, получать больше денег из поверженных противников. В общем, достаточно стандартный набор, в котором нет-нет да и попадется какое-либо оригинальное умение. Простейший пример — в самом начале пути мы можем подобрать бездомную собаку, от которой совершенно никакого проку (зато ее не смогут убить, а только оглушить на время). После этого открывается новый навык, обучающий собаку нападать на врагов. Не то что бы от нее была какая-то помощь, но отвлечь на пару-тройку секунд надоедливого волка наше животное сумеет.
Система опыта с его переработкой в уровни присутствует. И не волнуйтесь по поводу его распределения, даже если помощник убьет врага без вашей помощи, весь опыт достанется Барду. Собственно, о ролевой системе сказать больше нечего, и это единственный момент, над которым разработчики посмеялись не сильно. Все остальное вызывает улыбку и приступы здорового смеха.
Взять хотя бы само появление Барда в невзрачном городке, который станет нашим первым местом приключений. Герой, не долго думая, вызывает при помощи своего инструмента крысу и отправляет ее в путешествие в таверну. Перепуганная вдова, содержащая трактир, в паническом ужасе не может ничего поделать. К счастью, рядом оказался наш храбрец и спас даму от ужасного грызуна. После чего нарвался не только на благодарность, но и на предложение помочь очистить подвал от крыс. А теперь вспомните, сколько раз мы получали аналогичное задание в иных RPG, и попытайтесь догадаться, каков был результат. Думаете, Бард пошел и справился с крысами одной левой? Не угадали — результатом было постыдное бегство с поля боя и жуткое веселье посетителей таверны, высмеявших незадачливого "героя". Только после этого Бард встретился с Гэндальфом местного разлива, который научил его некоторым полезным умениям, помогая тем самым одолеть невесть что о себе возомнившего грызуна. А после удачного завершения задания осталось сделать верный выбор в диалоге — и вот уже постель хозяйки трактира открыта для героя (сцен в духе Hot Coffee для GTA не ждите — их нет).
Диалоги в игре не слишком разветвленные. Когда приходит время делать выбор, у нас есть два варианта — "хороший" и "плохой", обозначаемые соответствуюими комедийными масками. Причем выбрать одну линию поведения на всю игру будет несколько неразумно. В каждой ситуации стоит вести себя по-своему, иначе полноценного прохождения со всеми открытыми предметами и секретами наверняка не получится. Взять ту же ситуацию со вдовой. Если при требовании награды повести себя по-джентльменски, получите отвратительную комнату и плохое питание. Зато наглый бард будет вознагражден по полной программе. А вот, найдя собаку, не стоит к ней относиться плохо, животное не оценит жестокости.
Вообще, диалоги — изюминка игры. Те из вас, кто не понимает по-английски, многое потеряют, играя в русскую пиратскую версию (правда, вскоре должна выйти локализация от "1С"). Каждый текст — маленький шедевр, созданный заботливыми ручками сценаристов. Порой читаешь — и восхищаешься, насколько хорошо удалось разработчикам подхватить пафосный тон многих RPG и вывернуть его наизнанку, создав незабываемую атмосферу. Помогает в этом и сам Бард, периодически высказывая по тому или иному вопросу свое мнение. А мнение у него, уж поверьте, есть всегда. Скажем, встретившись после трактира с "Гэндальфом", Бард выслушивает его предложение выполнить "ма-а-аленькую такую просьбу". И немедленно разражается комментарием в духе "знаем мы этих волшебников, ты подрядишься куда-нибудь сходить, а по пути тебя обязательно убьют или хотя бы покалечат". С другой стороны, Бард — не доброе и не злое существо само по себе, он готов помочь ближнему своему, но хочет, чтобы награда была соответствующей. К примеру, за спасение заточенной в башне принцессы он хочет много золота и саму принцессу в придачу (правда, последнее только после того, как посмотрел на ее изображение, — "кота в мешке" герой покупать не будет).
Общение идет не только с местными жителями. К нашим услугам постоянный комментатор в лице рассказчика истории. Голос за кадром, разворачивающий перед нами все новые и новые грани повествования, не оставит игрока до самой последней минуты. Он пытается рассказать величественную героическую историю, но Бард ему постоянно в этом мешает. Так, когда наш герой, ничтоже сумняшеся, очистит сундук беззащитной вдовы, комментатор поначалу просто займется описанием содеянного и только потом в раздумье остановится, в ужасе воскликнув: "Как, ты ограбил несчастную вдову?". Но герою палец в рот не клади, он ловко отбреет комментатора, поинтересовавшись, зачем же тогда сундуки на его пути, если их не открывать. Подобные перебранки вспыхивают постоянно. Сказитель пытается наставить Барда на путь истинный, герой объясняет, что на добро и прочие философские категории ему начхать, их в карман не положишь и они не булькают. В общем, просто великолепное и достаточно оригинальное решение.
Да, разработчики поиздевались над пафосностью и ультрагероизмом персонажей практически всех RPG (вы же помните, их хлебом не корми, дай отправиться в далекий поход ради спасения мира из чисто альтруистских соображений), но не остались в стороне и иные моменты. Взять, к примеру, бочки, щедрой рукой дизайнеров расставленные по улицам городов и внутри зданий. По старой привычке я разбивал их, но ничего изнутри не вываливалось. И вдруг обнаружился человек, который согласился платить мне за каждую разбитую бочку. А все потому, что он занимается поставкой бочек, соответственно, ему выгодно их уничтожение. Честно говоря, такое логичное и в то же время неожиданное обоснование столь набившего оскомину элемента большинства игр, в названии жанра которых есть RPG, сходу не придумаешь. Поприкалывались и над "почтовыми" квестами, когда героя в пределах одного города гоняли от одного товарища к другому, в ситуации, когда это было совершенно излишне. Вдоволь досталось концепции "Избранного" — предыдущие Избранные, потерпевшие крах в выполнении главного квеста, встретятся вам не раз. Причем иногда в целиком и полностью разобранном виде, а иногда на своих двоих, но без какой-нибудь части тела. В общем, тут надо играть, а не рассказывать, иначе просто не поймете. Что же касается геймплея — он ужасающе консолен. Гораздо удобнее управлять при помощи геймпада, а не с клавиатуры. Записываться можно лишь в определенных местах. Вид на героя — только сверху (с возможностью незначительного приближения и поворота, но не изменения ракурса). Применение лечащего заклинания вызывает ролик, который надоедает к концу игры изрядно. Боевая система неудобна — бард не способен по одному клику мышки выполнить действие "подбежать и ударить" и приходится отдавать два приказа, следя за их выполнением. Ну а нарезка врагов на ровные ломтики ничуть не отличается от какой-нибудь action/RPG поначалу, хотя и несколько улучшается впоследствии (благодаря специальным навыкам и умелому их применению). В общем, рассказывать нечего — давние поклонники жанра и его сородичей без проблем разберутся в игре, а новичкам поможет нечто вроде обучения в начале.
Сюжет практически полностью линеен, не отличаясь какими-либо разветвлениями. Нет, иногда можно отойти в сторонку или просто погулять по миру, но в ключевые локации игрока пускают только после выполнения определенных квестов, так что, если бы не подколки и приколы, можно было бы вписать имя The Bards Tale в череду "попсовых" ролевых игр и забыть о нем.
Графика подкачала — впрочем, в переделках консольных иначе обычно и не бывает. Размытые текстуры, слабовато выполненное окружение — короче говоря, на фоне своих PC-only собратьев The Bards Tale смотрится как Золушка перед Василисой Прекрасной.
Тем временем нельзя не похвалить тех, кто занимался озвучкой игры. Все эти люди постарались на славу и стали теми, кто создал настоящее произведение искусства. Интонации подобраны верно, голоса как нельзя лучше подходят персонажам, а уж про песни и говорить нечего. Да-да, здесь есть и песни, исполняемые жителями мира. То пьянчужки в таверне споют нам про пиво, то тройка ушастых гоблинов (чем-то напоминающих Йоду) расскажет о нелегкой доле Избранного, то еще кто-нибудь отметится вокальными данными. Причем песни не только великолепны, но и сопровождаются системой типа "караоке" — на экране идет текст и показывается, какой слог исполняется в данный момент. В общем, огромнейший респект — песне "Beer, beer, beer" в первый раз я подпевал минут пятнадцать, запуская ее снова и снова.
Как и у многих иных консольных портов, в The Bards Tale есть такая вещь, как extras. Графика из игры, песни, мультики — все это вы можете получить прямо из меню. Открою только один секрет: для этого необходимо много жертвовать священникам, иначе так и останутся в меню вопросики вместо желанного кадра или песни.
Единственное, что расстраивает в игре, так это бессмысленность повторного прохождения. Когда все шутки уже известны, песни прослушаны по много раз и сюжетная линия завершилась, интерес резко падает. Но уж один-то раз стоит пройти всем и каждому, чтобы потом не жалеть о потраченном на менее интересные занятия времени.
А мне остается только поблагодарить разработчиков за великолепное действо, пусть и весьма короткое (пройти игру за пяток вечеров, даже отвлекаясь на совершенно излишнюю "прокачку", вполне реально), зато очень содержательное. Так держать, InXile Entertainment, с нетерпением жду ваших следующих работ. А заодно желаю локализаторам не испортить великолепный проект корявым переводом.
Оценка: 8.
Резюме: Если бы в игре не было изрядной порции юмора, она осталась бы средненькой поделкой на уровне недавней Dungeon Lords. Но, к счастью, этого не случилось. И на наших глазах разворачивается самый масштабный стеб над жанром RPG за все время его существования. Если вы хотите знать, что же было высмеяно в The Bards Tale, остается только одна дорога — поставить игру и пройти ее до конца. Это не только зарядит вас хорошим настроением, но и заставит по-новому взглянуть на сам жанр.
Morgul Angmarsky