Обзор Анабиоз: Сон разума
Название на Западе: Cryostasis: Sleep of Reason
Жанр: FPS, horror
Разработчик: Action Forms
Издатель: "1С", 505 Games
Похожие игры: серия Penumbra, серия Condemned
Минимальные системные требования: процессор уровня Pentium 4 2,4 ГГц; 1Гб ОЗУ; видеокарта уровня NVIDIA Geforce 7800 или ATI Radeon X1800; 6Гб свободного места на жестком диске.
Рекомендуемые системные требования: Intel Core 2 Duo или AMD Athlon 64 X2; 2Гб ОЗУ; видеокарта уровня NVIDIA Geforce 8800 или ATI Radeon X2800; 6Гб свободного места на жестком диске.
"Моя история неутешительная. Она не сладострастна и не гармонична, какими бывают вымышленные истории, она отдает бессмыслицей и смутой, безумием и сновидением, как жизнь всех людей, которые не хотят больше обманывать себя", — предваряющая игру метко подобранная цитата Германа Гессе исчерпывающе характеризует новый проект от Action Forms. Складный суровый хоррор, положенный на отличную сюжетную основу и приправленный парочкой исправно работающих геймдизайнерских находок, — вот то, чего от этой студии ожидали в последнюю очередь.
Нелюдимо наше море
Полярник Александр Нестеров по приказу начальства покидает дрейфующую метеорологическую станцию "Полюс 21" и направляется в точку эвакуации, где его должен подобрать атомный ледокол "Северный ветер". Оказавшись на борту, Нестеров попадает в крайне недружелюбную компанию кровожадных чудищ, которые, судя по рваным тельняшкам на широких плечах, некогда были моряками. В поисках ответов на уйму возникших вопросов полярнику предстоит спуститься в самые глубокие трюмы и вскарабкаться на самые высокие мачты. Сценаристы умело приковывают внимание игрока крепкими ледяными кандалами, ключ от которых, изрядно поводив за нос, торжественно вручат лишь в самом конце.
В повествовании "Анабиоза" интересен не столько сюжет, сколько способ его подачи. Альтернативой раскрытию истории через рутинное разгребание прощальных записок стал невиданный ранее прием — "ментальное эхо". В отличие от обычных флэшбеков, с его помощью можно не только узнать о произошедших некогда событиях, но и изменить ход их развития. "Ментальное эхо" — это геймплейная вставка, в которой от лица погибших некогда персонажей, среди которых, кстати, есть белый медведь и буренка, необходимо предупредить или обойти приведшие к фатальной развязке обстоятельства. Если все пройдет удачно, то, возможно, станет доступной новая локация и будет спасена чья-то жизнь. Так, двигаясь по цепочке приведших к аварии ключевых событий (а "Северный ветер" столкнулся с айсбергом), необходимо поправить, казалось бы, непоправимое.
Литературные диалоги, кропотливая работа актеров, мемуары сходящего с ума капитана, проиллюстрированные им же, отрывок "Пылающее сердце Данко" из "Старухи Изергиль" Горького в качестве лейтмотива и состоящий из послевоенных советских шлягеров саундтрек — атмосфера впечатляет и не выветривается из головы через день после прохождения.
Но весь этот перечень великолепных идей представлял бы собой сомнительную ценность, не будь он подкреплен цепляющей игровой механикой. Наравне с "ментальным эхом", важнейшей геймплейной особенностью тайтла является термодинамика. Находящийся в нижнем левом углу индикатор тепла отображает температуру окружающей среды и тела Нестерова. Температура тела — местный аналог хитпойнтов — постоянно понижается и нуждается в "подпитке". Похожая система была в прошлогодней Lost Planet, только в "Анабиозе" тепло получать нужно не из убитых врагов, а из разбросанных по "Северному ветру" осветительно-отопительных приборов. Источником этого дефицитного "ресурса" может стать включенная настольная лампа, обогреватель, тлеющий костер, факел и т.д. Размораживать необходимо также и походящий на исполинскую глыбу льда корабль, что делать совсем не хочется: выглядят замерзшие каюты очаровательно.
Картинка в "Анабиозе" насыщена разномастными спецэффектами и здорово нагружает систему: мягкие тени, четкие текстуры, красивое освещение, парящие в воздухе снежинки, покрытое инеем оружие... Любая кат-сцена заблюривается и обязательно сопровождается светофильтром. Живописные узоры, испещряющие стены и потолки, при повышении температуры тают и начинают медленно обтекать. Видеоряд портит лишь недостаток полигонов и немного топорная анимация.
Большому кораблю — большая торпеда
Как бы интересно ни было следить за сюжетными поворотами и глазеть на опадающие с потолка сосульки, играть в "Анабиоз" по причине скучной и банальной боевки медленно, но верно надоедает. В той же Condemned, у которой и была позаимствована экшен-механика, врагов истреблять было значительно увлекательнее. Возможность регулировать силу и скорость удара, сложная комбо-система, богатый набор анимаций и смекалистый искусственный интеллект — все это не про "Анабиоз". Местные потасовки сводятся к примитивным зуботычинам а-ля Doom 3 и неуклюжему маханию пожарным топором, причем телодвижения Нестерова настолько медлительные и неохотные, что, сдается, он вот-вот уснет, а вместе с ним уснем и мы. Огнестрельное оружие маломощно и очень долго перезаряжается. Пара видов винтовок, наган и ППШ — спутники капризные и ненадежные.
Интеллект врагов находится где-то на уровне Crimsonland: оппозиция движется в сторону игрока решительной поступью, не замечая на своем пути никаких препятствий, в том числе и дверных проемов. Когда же дело доходит до рукопашной, большинство недругов бесхитростно стоят как вкопанные, уже смирившись со своей участью, а, погибнув в неравном бою, обожают застывать в нелепых позах. Внешним обликом монстры напоминают своих коллег из The Suffering или Silent Hill: они гротескные и необычные. Жаль лишь, что, в отличие от вышеназванных игр, в "Анабиозе" причины таких радикальных перевоплощений экипажа "Северного ветра" толком не названы.
Не вяжется с жанром "умного шутера", на который "Анабиоз" пытается претендовать, и чрезмерная заскриптованность. Дернул рычаг — проснулся монстр, помог мертвому матросу — открылась дверь. Игровые ситуации все как одна плоские и предусматривают лишь один вариант действий — топором.
Радости:
Интересный сюжет и необычная его подача
Интуитивно понятная система термодинамики
Симпатичный видеоряд
Отлично воссозданная советская стилистика
Качественная озвучка
Гадости:
Малоинтересная боевая система
Заскриптованность
Мелкие технические проблемы
Оценка: 8.0
Вывод: "Анабиоз", невзирая на парочку крупных промахов и недоработок, обладает какой-то необъяснимой притягательностью и харизмой. Великолепный визуальный стиль и необычная подача сюжета берут все внимание на себя и сглаживают негативные впечатления от скучного экшена и всеобщей заскриптованности. "Анабиоз" — это игра, при ознакомлении с которой не скорбишь по потраченному на нее времени.
Алексей Локтионов