Обзор Alan Wake's American Nightmare
Жанр: экшен от третьего лица
Платформа: Xbox 360
Разработчик: Remedy Entertainment
Издатель: Microsoft
Похожие игры: Alan Wake
Мультиплеер: отсутствует
Возрастной рейтинг ESRB: Teen (13+)
Официальный сайт игры: www.alanwake.com/american-nightmare
Remedy продолжает пытаться заработать на своей не очень удачной в финансовом плане интеллектуальной собственности. И кто в таком желании станет их упрекать, когда качество версии Alan Wake для персональных компьютеров на высоте. А от Alan Wake's American Nightmare ожидалось вообще некоторое подобие переделки классического произведения Джейн Остин (имеется в виду «Гордость и предубеждение и зомби» Сета Грэма-Смита): нетронутая концепция высоколобого оригинала, дополненная яркими развлекательными экшен-виньетками.
Финские разработчики не просто переодели Алана из хипстерского винтажного пиджака в поношенную клетчатую фланельку жителя американской глубинки – своими неосторожными движениями они лишили American Nightmare высоколобой эстетики и культурологического наполнения. Многочисленные отсылки оригинала к произведениям Стивена Кинга, Клайва Баркера, Говарда Филлипса Лавкрафта и Эдгара По, к фильмам Дэвида Линча сменились неброскими кивками в сторону сладкой парочки адептов грайндхауса Тарантино-Родригес и опостылевшим бульварным карманным книгам с привкусом перегнившего хоррора.
В геймплейном эквиваленте это выразилось в полную интеллектуальную беспомощность игры и бессмысленность сбора отрывков рукописи (авторства самого Уэйка, разумеется). Короткий хронометраж с заведенными по кругу событиями окончательно сводит на нет возможный интерес к одной из самых интересных идей оригинала, но пропускать разбросанные по локациям страницы крайне не рекомендуется. Было бы и за благо не отвлекаться на это мытарство, но непостижимая финская душа поместила в рукопись пароли от ящиков с оружием и снаряжением. А без них – никак: единственным удовольствием в American Nightmare становится возможность вытащить из тайника пушку калибром покрупнее.
Сейчас в индустрии это нормальная практика, когда разработчики, осознавшие все недостатки своего проекта, некоторое время спустя берутся за дополнение, спин-офф или прямое продолжение с намереньем довести до ума проблемные места. Типа, задним числом показывают то, что должно было появиться еще в оригинале. И привычное следствие: бросившись исправлять то, что плохо работало, авторы портят то, что работало хорошо. Alan Wake's American Nightmare вообще больше напоминает побочный проект, призванный склонить к приобретению оригинала всех тех, на кого этот самый оригинал изначально и не был рассчитан. Исчезло все, что побуждало к деятельности мозг, зато экшен (самый неказистый момент Alan Wake) прибавил в динамике, зрелищности и разнообразии. Но в Remedy не могли не учитывать, что основа целевой аудитории American Nightmare – поклонники оригинальной игры. Именно они с открытым забралом бросились смотреть на «Alan Wake, каким он должен был быть изначально». И именно им такая свинья явно не в радость.
Но профессионализма у финнов полные карманы. Хромающий в оригинале экшен действительно приобрел форму броского и увлекательного современного шутера. Основа боевой механики сохранена на базе высвечивания порождений буйной фантазии писателя лучом фонаря во тьме ночной и их планомерного отстрела, но делать это в American Nightmare оказывается штукой занятной. Причем, опять же, в первую очередь для поклонников оригинала – для них появление в игре новых противников, которые под действием света ведут себя непривычным образом (размножаются или прибавляют в маневренности, например), окажется приятным сюрпризом, ну а незнакомые с оригиналом игроки пожмут плечами и не найдут в этом ничего особенного. Впрочем, и в этом случае динамика боев умудряется поддерживать интерес до финальных титров, а постоянное пополнение арсенала позволяет извлекать из стрельбы еще больше удовольствия. Не страшно – зато весело.
Когда впервые видишь рекурсию на экране, где темная сторона Алана корчит рожи и всячески нагнетает атмосферу перед очередным уровнем, сразу ожидаешь от сюжета чего-то сверхъестественного. А через час игры ждешь уже хотя бы самого сюжета. Любого. Хотя этот час пролетает с интересом и азартом. Драматическое напряжение вообще становится могильным камнем эстетических компонентов American Nightmare. Когда если не разгадка происходящего, то хотя бы должное число новых полунамеков и зацепок ожидается за каждым следующим углом, услышать в очередной раз «Дернул рубильник? Молодец. Теперь сбегай на другой конец карты и закрути вентиль» - это как летом получить снежком в лицо. Тем обиднее тот факт, что в игре ровным счетом ничего не происходит и заканчивается она практически никак, если осмыслить простор для фантазии разработчиков: действие разворачивается в ночном кошмаре главного героя, где раз за разом происходят события одной и той же ночи. Нереализованные идеи тянут American Nightmare вниз пуще отсутствия культурологических цитат и потертого велюрового пиджака.
Alan Wake's American Nightmare больше напоминает раздувшийся до размеров самостоятельного проекта фанатский мод. Кроме главного героя, кое-каких геймплейных моментов и стиля антуражей, общего у оригинального Alan Wake и ее ответвления нет ровным счетом ничего. За вычетом этого – три-четыре часа стрельбы сносного качества.
Радости:
- Экшен хорош
Гадости:
- Бестолковый сюжет
- Игра явно отупела
Оценка: 6.0
Вывод:
Недорогой спин-офф для Xbox Live Arcade, максимум удовольствия от которого наступает, когда вытаскиваешь из тайника, например, арбалет. После этого собранными страницами из рукописи Алана можно разве что подтереться.
Слава Кунцевич