Обзор Age of Mythology

Название игры: Age of Mythology
Разработчик/издатель: Ensemble Studios/Microsoft
Жанр: Стратегия реального времени
Системные требования: Pentium-II 500 MHz, 64 Mb RAM, 500 Mb Hard Disc Space, 8 Mb 3D Video Card, Sound Blaster Compatible Sound Card
Еще в позапрошлом году мы узнали о начале разработки командой Ensemble Studios новой игры Age of Mythology. Первые скриншоты и рассказы разработчиков создали четкое и устойчивое впечатление — перед нами Age of Empires, только слегка измененный и подправленный. Но вот прошло время, и игра появилась на прилавках торговых точек, позволив нам оценить ее самим. И тут стало ясно, что мы были и правы, и не правы одновременно.
С одной стороны, перед нами все тот же Age of Empires. В Age of Mythology имеются здания, которые строятся с использованием ресурсов, юниты, которые строятся в зданиях, апгрейды, которые делаются там же, и т.д. и т.п. А с другой — значительное влияние на ход игры оказывают боги, герои и мифические существа.
В игре имеется три расы: греки, египтяне и викинги. Выбраны они были не просто так, от балды, а благодаря тому, что у всех этих народов имелась своя, отличная от других, хорошо развитая система мифологических представлений о мире. У каждой расы есть свои особенности, которые мы разберем по ходу статьи.
Отгадайте загадку: без чего невозможно организовать экономику в играх, подобных Age of Empires? Правильно, без ресурсов. Ресурсов в игре четыре вида. Первый — пища. Она нужна во многих случаях — в первую очередь для производства новых войск. Конечно, многие виды юнитов не требуют для своего производства пищи, но пища нужна и для апгрейдов и перехода в следующие эпохи. Посему ее добыче стоит уделить немало внимания. А добывать пищу можно разными способами (более-менее совпадающими с реальными). Вначале (в первой эпохе) основным способом добычи хлеба насущного станет охота и собирательство. Охотиться можно на диких или домашних животных, а собирать — ягоды с кустов. Здесь кроется первое изменение, появившееся в данной игре, — отныне домашних животных выращивать выгоднее, чем отстреливать диких, так как пищи вы с них получите больше. Но это произойдет только в том случае, если у вас хватит терпения. Это связано с тем, что домашние животные "растут" со временем (то есть количество пищи, которое можно с них добыть, со временем увеличивается). Так что наберитесь терпения и растите свинок (или кого другого) — оно себя окупит.
Но вот вы перешли в более поздние эпохи. Ваша цивилизация стала более культурной и образованной, что повлекло за собой возникновение новых технологий. И пища отныне добывается на фермах, где работают крестьяне (хотя и старые способы действуют по-прежнему). Концепция ферм также несколько изменилась. Помните, в Age of Empires фермы через какое-то время (достаточно непродолжительное) имели тенденцию заканчиваться, и вам приходилось отстраивать их заново. А в Empire Earth фермы получили огромное количество пищи (порядка 300 тысяч). Age of Mythology в этом плане шагнула еще дальше вперед. Теперь число пищи на фермах бесконечно. Один раз построил — и больше не надо заботиться о засевании вновь. То же самое и с рыбными ресурсами в море (ни о каком исчерпании рыбных ресурсов речь не идет).
Второй ресурс — дерево, необходимое для производства стреляющих юнитов, осадных орудий и кораблей. В технологии его добычи не произошло практически никаких изменений с незапамятных времен. Достаточно отправить своих крестьян на вырубку, где они, засучив рукава и взяв в руки топоры, добудут вам необходимое количество этого ресурса.
Золото нужно для создания множества юнитов и героев, а также для апгрейдов и строительства. Добывается оно из шахт (открытого типа). Но есть и альтернативный способ добычи — в более поздних эпохах можно будет построить рынок, где разрешается обменивать другие ресурсы на золото.
Эти три ресурса нужны разным нациям по-разному. Грекам в первую очередь необходимо дерево, египтянам — золото. Ну, а викинги не могут прожить без большого количества пищи. Кстати, у викингов есть еще одна интересная штуковина. Суть в том, что склады у викингов передвижные. Не мне вам говорить, что это очень удобно, — закончилось золото в одном месте, снялись с шахты и переехали на новое. Кстати, работники у викингов бывают двух видов: дварфы (dwarves) — нужны для добычи золота, и обычные работяги — для добычи всего остального. А вот строить здания у них должны воины. Вот такие они, северные варвары.
Но есть и четвертый, слегка необычный ресурс. Вы, наверное, подумали, что это камень, железо или что-либо похожее. Но все обстоит иначе. В игре имеется большой уклон в сторону мифологии, что и повлекло за собой возникновение такого ресурса, который называется благословением. Сей ресурс является жизненно важным для существования любого государства в игре. Ведь без него невозможно строить героев, мифические создания и проводить апгрейды для них. Благословение в игре добывается с помощью служения богам. Это служение каждая нация проводит по-своему. Грекам необходимо построить храм и послать молиться рядом с ним своих крестьян. Естественно, что чем больше число крестьян будет заниматься этим делом, тем быстрее будет накапливаться благословение. У египтян оно "капает" тем быстрее, чем больше специальных статуй вы сумеете построить (но каждой статуи можно построить только по одной, что не позволяет превзойти определенный предел в скорости накопления данного ресурса). Ну, а викинги "добывают" благословение благодаря "подвигам" своих героев (то бишь, чем больше ваши герои-герсиры будут убивать врагов, тем больше благословения вы получите).
Как и ранее, юниты и апгрейды производятся в зданиях. Здания бывают различного назначения. Одни нужны для развития экономики страны (рынок, хранилища, амбар), в других производятся войска (казармы, порт, крепость), третьи необходимы для обороны (стены, башни, та же крепость), ну а в храме можно строить героев и мифические войска (хотя иногда не только там). Естественно, что доступ к различным зданиям вы получите в разные эпохи.
Эпох в игре четыре (вполне достаточно, так как большее число сложно нормально проработать). И если в первую вы будете обладать весьма малым числом возможностей, то впоследствии обретете многие из таковых. В последней эпохе вы даже сможете построить какое-нибудь Чудо Света. Но с этим, полагаю, вы разберетесь и без меня.
Как уже было сказано выше, большую роль в Age of Mythology играют боги, герои и мифические существа. Начнем с богов.
Каждая раса имеет трех старших богов и девять младших. От вашего выбора зависит очень многое. Можно сказать, что, выбирая других богов, вы создаете совсем новую расу, непохожую на ту, что была в предыдущей игре. Ведь разные боги дают доступ к разным мифическим существам (а у греков — и к разным героям), разным способностям (божественным заклинаниям) и апгрейдам. Поэтому стоит хорошенько подумать, выбирая того или иного бога. В начале игры вы сможете выбрать своего старшего бога (одного из трех, само собой), если, конечно, вы не играете в режиме кампании, где выбор уже сделан за вас. Затем, при переходе в каждую новую эпоху, вы будете выбирать одного из младших богов (причем варианты будут зависеть от вашего выбора старшего бога ранее, так как некоторые старшие и младшие боги, так сказать, "несовместимы").
Рассказывать обо всех богах слишком долго, но кое-что стоит все же упомянуть. Первые на очереди у нас греки. Приветствуем первого из старших богов греков — Зевс Громовержец собственной персоной. Этот бог ориентирован на улучшение героев — при нем они станут наиболее мощными. Кстати, имеет он и удар молнии, позволяющий с одного выстрела уничтожить любое (!) вражеское существо. Следующий — Посейдон. При его выборе в качестве главного бога у вас станут мощнее кавалерия и корабли. Третий — Аид (куда же без него) — улучшает все юниты, которые умеют стрелять (имеются в виду сухопутные), а также башни.
Переходим к египтянам. Ра покровительствует кавалерии и колесницам, а также улучшает египетских героев (жрецов и фараонов). При выборе Изиды будет быстрее развиваться экономика (добыча ресурсов значительно ускоряется). Сет (как и Аид) занимается в первую очередь стрелками.
Ну и викинги. Один "занимается" воинами, при нем человеческие юниты становятся сильнее, что позволяет им противостоять более мощным противникам. Тор (как это ни странно) заботится о добыче ресурсов и улучшениях. Ну, а Локи (и сюда пролез, ну надо же) думает в первую очередь о мифических существах — герои, которым покровительствует Локи, могут в ходе битвы призывать мифических существ, выбираемых случайным образом. Ничего себе бонус, а?
Но вот ресурсы стабильно добываются, апгрейды сделаны, пора построить толпу войск и пойти на врага. И здесь нас с вами ожидает еще один подвох. Казалось бы, чего проще: отстроим побольше народу — и вперед причинять противнику добро. Что же дальше? Дальше все может пойти по двум возможным сценариям. Первый — наша храбрая армия будет уничтожена оборонительными сооружениями противника. Но, допустим, что это мы предусмотрели и, понеся некоторые потери, преодолели цепь башен и стен. А вот там нас ожидает второй сюрприз — армия героев и мифических созданий противника. И все — нашим доблестным войскам придет окончательный конец. И произойдет это потому, что обыкновенные войска в игре потрясающе неэффективны. У героев и мифических созданий запас хитов велик, удар высок. К тому же многие из них обладают спецспособностями, позволяющими перевернуть ход сражения в свою пользу за какие-нибудь пару секунд. Так, минотавр толкает противника на землю, причиняя ему дополнительные повреждения, гидра увеличивает число своих голов (и благодаря этому — ударную силу) тем быстрее, чем больше ее бьют, человек-скорпион отравляет воинов противника, а дракон Нидхегг просто крут немеряно сам по себе. Все это приводит к тому, что простую армию из огромного количества юнитов небольшая кучка "монстров" развалит "на ура". Посему накапливать благословение и строить героев и мифические создания — непременно необходимо каждому начинающему (да и продвинутому) мифологу.
Пару слов о героях. Герои, как говорится, бывают разные. У греков по сравнению с другими нациями их много. У героев, возникающих в последней эпохе, есть даже свои спецспособности. Но на самом деле герои греков друг от друга не сильно отличаются. У египтян видов героев всего два: жрецы и фараоны. Жрецы лечат свои юниты (то есть выполняют роль священников в аналогичных играх) и могут строить обелиски. А обелиски весьма полезные штуки, так как стоят недорого, но открывают некоторую территорию вокруг себя, — полезный и дешевый аналог обзорных башен. Ну, а фараоны исполняют роль "надсмотрщиков над рабами". Любой процесс, за которым наблюдает фараон, исполняется быстрее, чем в отсутствие оного. Основное занятие героев викингов — добывать благословение богов. А добывают его (как уже упоминалось выше) — уничтожая врагов.
Некоторое время, пожалуй, стоит уделить боевой модели игре. Каждый воин обладает своими собственными характеристиками. Хит-поинты, скорость, дальность стрельбы и тому подобное осталось без изменений. Атака подразделяется на три типа — ударная (crush), в контактном бою (hack) и стрелковая (pierce). Соответственно, и броня у каждого юнита трех видов — защита от каждого вида повреждений разная. Поэтому стоит продумать, кем кого выгоднее атаковать, чтобы быстрее справиться с врагом. Скажем, атаковать осадными орудиями обычных воинов бесполезно, а вот в контактном бою пехота справится с этими орудиями без труда. Думайте, господа, — и успех к вам обязательно придет. Некоторые воины могут наносить дополнительный урон определенным видам противника. Гипасписты лучше атакуют пехоту (контактного боя), а наездники на верблюдах — стрелков. Что же касается героев, то их предназначение — сражаться с мифическими созданиями противника. В этом им просто нет равных, так что пусть занимаются делом своей жизни (хотя приличный эскорт в этом им не помешает).
Новых режимов игры не появилось. Но все же о кампании хотелось бы сказать особо. Действие происходит во время осады Трои (и несколько после этого). Главным героем в кампании является некий Аркантос. Сей достойный муж происходит из Атлантиды. Началось все с того, что на Атлантиду стали нападать пираты. Нападения были успешно отражены, после чего герой отправился на помощь грекам в осаде Трои (постройка троянского коня пройдет на ваших глазах и при вашем непосредственном участии). Впоследствии Аркантос (а также его друзья, среди которых, например, Аякс) вновь столкнется с вдохновителем пиратских атак на свою Родину. Погоня за своим личным врагом приведет атланта в Египет, а позже — в далекие северные земли, где живут викинги и их боги.
В процессе прохождения кампании вам придется выполнять задания самого различного характера. Будут обыкновенные миссии (с развитием и уничтожением противника на карте), миссии, где необходимо построить Чудо Света (например, Троянского коня) или выполнить аналогичные действия, миссии шпионского толка, где следует проникнуть в какое-либо место бесшумно (хотя сложность таких миссий в игре вызывает сомнение — вам даже подскажут, как наиболее удобно это сделать). Различные приколы и скриптовые сценки на движке игры в процессе кампании гарантированы, хотя в некоторых миссиях встречается откроенный маразм. Например, в одной необходимо построить Троянского коня, но при этом надо сделать так, чтобы вражеские разведчики, обнаружившие сей прискорбный для Трои факт, не вернулись домой — в противном случае приходит армия врага и просто уничтожает все, до чего доберется. Так вот, если разведчики троянцев, обнаружив артефакт, сумеют сбежать, но вы построите деревянную лошадку раньше, чем их армия доберется до вас, то победа будет у вас в кармане (даже если войска противника уже совсем рядом). И таких примеров превеликое множество. Да, и еще. Не удивляйтесь, если вы обнаружите в обыкновенной игре, что герои, которые были у вас в кампании, не обладают многими полезными навыками, которые они проявляли там. Это все придумали подлые разработчики, чтобы не дать нам поиздеваться всласть над противником в обыкновенной и сетевой игре. Хотя, может быть, это и к лучшему — вдруг противник бы начал так же издеваться над нами?
Об интерфейсе, графике и музыке, в общем-то, говорить особенно нечего. Интерфейс привычен и понятен. Если вы видели хотя бы одну аналогичную игру — считайте, что вы видели их все. Музыкальное оформление выполнено на добротном уровне, но и только. Ничего особо запоминающегося услышать не доведется. Звуки хорошие и более-менее реалистичные. Графика в Age of Mythology исполнена даже лучше, чем во многих других играх жанра, но нельзя сказать, что она призвана занять призовое место (даже в том случае, если конкурс будет проводиться только среди стратегий реального времени).
Но главное все же не графика и не музыка. Главное в игре — это геймплей, так как без него самая продвинутая в графическом плане игра быстро уйдет в небытие. А геймплей в Age of Mythology не просто хорош, он замечателен. Разнообразие стратегий велико — вы ведь не только выбираете одну из трех наций (которые отличаются друг от друга больше, чем в большинстве других игр жанра), внутри этой нации возможны самые различные пути развития, каждый из которых может привести к победе, главное подобрать к сей капризной даме в каждом случае свой подход. Кампания затягивает и не отпускает до самого конца, заставляя пропускать еду и сон. Конечно, играть в одиночную игру против компьютеров скоро наскучит, но ведь для этого и предусмотрена возможность играть по сети. А вот это развлечение — для истинных стратегов.
В общем и целом, это одна из немногих игр, которая заслужила высший балл. В нее стоит поиграть, более того, каждый геймер, хотя бы иногда поигрывающий в стратегии, просто обязан ее приобрести, а уж потом Age of Mythology надолго обоснуется на ваших компьютерах. А мне остается пожелать, чтобы Age of Mythology не стала последним великолепным Мифом от Ensemble Studios. И пусть эта компания продолжит радовать нас своими играми. Даже если этого придется ждать пару лет...
Morgul Angmarsky