Метавселенная перезапускает интернет

29 октября компания Facebook выбрала себе новое название – Meta. Таким образом она обозначила курс развития своих проектов – слияние в одну виртуальную метавселенную. И речь не только об объединении разных сервисов для общения: Facebook, Instagram, WhatsApp. Нет, в разработке настоящий трехмерный компьютерный мир, какой мы видели в фильме «Первому игроку приготовиться» Стивена Спилберга, книге «Лабиринт отражений» Сергея Лукьяненко и еще десятках произведений фантастики.
Идея давно напрашивалась. Если общение в интернете началось с текстовых форумов и чатов, продолжилось в соцсетях с фотографиями и видео, то следующим шагом должны стать трехмерные движки, наподобие игровых. По сути, новый сервис Meta будет похож на экшен от первого лица, только на первый план вместо отстрела монстров выйдет общение, в том числе деловое. И вряд ли сегодняшнего игрока удивишь подобным после виртуальных концертов в Fortnite, экскурсионного режима Assassin’s Creed или диггерства в Chernobylite.
Вспомним: социальные сети тоже зарождались как развлечение, но со временем в них перенеслась значительная часть рабочих процессов. Переговоры, обмен документами, презентация продуктов и связь с клиентами – это давно в соцсетях. Команда Марка Цукерберга предлагает то же самое делать в «трехмерном интернете», где будет еще больше возможностей.
Например, в онлайн-каталоге недвижимости можно провести виртуальное знакомство с планировкой жилья – и зачем мне для этого выгружаться из условной Call of Duty? Сервис загрузит «чертежи» локации прямо в игровой движок, я получу по электронной почте виртуальную дверь, войду в нее – и вот квартира, где я собираюсь провести отпуск. Так ли уж это фантастично?
Почему Facebook
На самом деле идея трехмерного интернета настолько напрашивалась, что после анонса Цукерберга вспоминаются уже реализованные сходные задумки. Например, во многих онлайн-картах есть режим панорамного обзора, и можно в условном 3d побывать в любой части города и посмотреть, что где находится. Виртуальные экскурсии появляются в музеях и картинных галереях, причем для этого используется дополненная реальность: вы ходите по лестничной клетке своего подъезда, глядя на стены сквозь смартфон, и вам кажется, что вы в Лувре и рассматриваете Тициана и да Винчи.
Онлайновая «песочница» Fortnite тоже может служить примером метавселенной, во всяком случае так называет свой проект Epic Games. Глава компании Тим Суини считает, что общение, просмотр фильмов Netflix являются такой же частью Fortnite, как и выживание против зомби.
В разработке у Epic есть еще одна мультивселенная – Core. Это упрощенный аналог Unreal Engine с множеством предустановок, так что любой желающий может сделать в Core собственную игру буквально в несколько кликов. Функционала, однако, у Core пока что мало, и утопия Epic, что одни игроки будут создавать миры для других, пока не осуществилась. Но однажды Core прокачается, объединится с Fortnite, и это может стать тем самым «игровым Youtube», о котором давно говорят.
Мы же обратим внимание, что Fortnite и Core – это все-таки сервисы для развлечения, пускай даже и творческого. В отличие от них, Meta создает универсальную площадку, где будет место и для игр, и для работы.
Компания настроена серьезно: в этом году на разработку метавселеной она потратит $10 млрд., дальше цифры должны только расти. Кроме того, Цукерберг рассчитывает на участие других IT-гигантов. Новый интернет, по задумке, будет общим, не зависимым ни от какой отдельной корпорации.
Запустить виртуальную вселенную Meta рассчитывает через 10-15 лет. Аудитория должна составить не менее миллиарда человек, что вполне реалистично: именно столько пользователей сейчас в Instagram и вдвое больше в WhatsApp – тоже подразделений бывшей Facebook. Проблема в том, что Цукербергу мало просто трехмерного чата, ему нужна именно ожившая фантастика. Он скупает стартапы и создает отделы разработки в том числе для «железа» будущего.
Интернет, где можно пощупать
Как всем известно, в 2014 году Facebook выкупила первый проект VR-шлема для массового пользователя – Oculus Rift. Но с тех пор компания скупала и другие разработки, связанные с виртуальной реальностью, потратив на них еще миллиард долларов. О перспективах развития VR и AR очков стоит поговорить отдельно, но сегодня они обычно поставляются вместе с ручными контроллерами и внешней камерой, которая считывает положение тела пользователя в пространстве. Meta такое решение совершенно не устраивает.
1 ноября Цукерберг рассказал о роботизированной коже, из которой он хочет сделать костюм для погружения в новую виртуальную реальность. Технология называется ReSkin и представляет собой сеть датчиков на подложке, связанных магнитным полем. Изменение поля регистрирует искусственный интеллект, определяя направление и силу внешнего прикосновения. Такая «умная чувствительность» позволяет роботам брать мягкие фрукты и лепить пирожки из теста – но в планах Meta использовать ReSkin для создания осязаемого интернета.
Это решит сразу три задачи. Во-первых, в компьютерах появится новый вид информации – тактильная, а у пользователей сразу три органа чувств будут формировать виртуальный образ, что создаст еще более сильный эффект погружения. Не будем здесь забегать вперед, потому что обеспечить огромный спектр ощущений, доступных коже, еще очень непросто. Сенсорная ткань ReSkin имеет толщину всего 3 мм, но насколько ее утяжелят системы, отвечающие за реалистичный отклик? Какая разрешающая способность будет у этих систем, какое усилие они смогут выдавать, и что с такими параметрами, как температура – решение подобных задач вряд ли будет продвигаться быстрее, чем развитие VR-шлемов. С другой стороны, нерешаемых проблем тут не предвидится.
С другой стороны, ReSkin по меньшей мере может стать контроллером будущего, отменив кнопки и стики. Поскольку новая система считывает больше разных движений человека, это дает больше степеней свободы и большую интуитивность отдаваемых команд. Без интуитивного управления невозможна виртуальная реальность: сколько ни рисуй для органов чувств компьютерный мир, нас всё время будет «выгружать» мысль о том, что кнопка под большим пальцем отвечает за прыжок.
Наконец, ReSkin может упразднить внешние камеры и определять положение тела человека самостоятельно. Это тоже важно, поскольку для камер нужно свободное пространство, которого в квартирах и офисах зачастую недостаточно.
Впрочем, от камер Meta пока отказываться не планирует. В конце октября компания презентовала «проект Cambria» – новый VR-шлем, который будет считывать мимику и положение глаз как раз с помощью камеры высокого разрешения. Что разумно: на лицо ведь и на глаза никакой костюм не натянешь.
Другие метареальности
Не только Meta видит будущее за трехмерным интернетом – свои разработки предлагают и другие IT-гиганты.
Так, Microsoft создает свою платформу Mesh, но в отличие от Цукерберга предпочитает идти маленькими шагами. Сервис видеоконференций Teams понемногу будет эволюционировать, вводя трехмерные аватары и инструменты дополненной реальности. Как следствие, Mesh изначально более деловая платформа: люди из разных городов смогут встречаться в виртуале, приглашая экспертов, обучаясь, показывая презентации знаменитого PowerPoint, только с трехмерными моделями.
Наиболее интересной представляется система анализа голоса, благодаря которой Mesh попытается сама подбирать нужную анимацию каждому аватару, угадывая его эмоции. Это вам не Cambria и не ReSkin, но получится, наверное, смешно. А главное – Microsoft запустит эти функции совсем скоро, уже в начале 2022 года.
У Nvidia собственное видео метавселенной, как ни странно – более приближенное к реальности. Платформа Omniverse уже сейчас позволяет нескольким дизайнерам удаленно работать над одной трехмерной сценой или объектом. Уже неплохо: не нужно пересылать данные по сети, потом открывать на другом компьютере, рендерить, вносить правки и пересылать обратно. Но это только начало.
Производитель автомобилей BMW Group использовал технологию Omniverse, чтобы создать виртуальную копию целого завода! Цифровой двойник полностью дублирует всё производство, здесь работают законы физики, а цифровые копии сотрудников учатся у живых людей и затем ведут себя как люди – пока только в симуляциях рабочих процессов. Но кто знает: возможно, пройдет совсем немного лет, и инженеры, рабочие будут заходиться только в трехмерные копии предприятий, а всю работу физически смогут выполнять роботы.
Возвращаясь к играм, здесь тоже не одна Epic Games удерживает монополию. Можно вспомнить проект Roblox, созданный еще в 2004 году – сегодня в него играет около 37 млн. пользователей. В каком-то смысле метавселенную создает сообщество любого игрового редактора: Dota 2, Warcraft 3 или Neverwinter Nights. Поэтому геймерам, конечно, будет легче освоиться в том мире, который наперегонки создают IT-гиганты.
Немного скепсиса
Если затронуть этические проблемы виртуальной реальности, то можно написать много томов рассуждений – что и сделали задолго до меня фантасты. Да, несложно вообразить предстоящие проблемы для здоровья людей, включая психического, безработицу, перестройку социальных связей, конфликты отцов и детей. Но внесем больше конкретики.
Так, инвестор Роджер Макнэми, который одним из первых поверил в Facebook и вложил в компанию $210 млн. еще в 2012 году, сегодня не в восторге от политики Марка Цукерберга. Он обвиняет Facebook в распространении дезинформации и даже призывает посадить Цукерберга в тюрьму. Метавселенная в руках основателя Facebook будет настоящей антиутопией, уверен бизнесмен. И вспоминая скандалы вокруг этой социальной сети, можно понять Макнэми.
За годы существования Facebook обвинялась в манипулировании общественным мнением, слежке для спецслужб США и блокировке пользователей за их мнения. Достаточно вспомнить кампанию против экс-президента США Дональда Трампа – от «цифрового убийства» в мире Цукерберга не будет защищен никто.
Глобальная сеть создавалась людьми, одержимыми мыслью о свободе и равноправии. В основе была научная этика превосходства объективных данных над авторитетом, а также культура хакеров, которые уверены, что информация принадлежит всем. Социальные сети, увы, отменили равенство, поделили интернет на пользователей и модераторов – и вселенная Meta вполне в этом смысле близка к канону киберпанковских антиутопий.
Есть и еще одна точка зрения, озвученная Forbes: что Цукерберг поднял волну обсуждения метавселенной, просто чтобы отвлечь СМИ от скандала с утечкой внутренних документов своей компании. Действительно, представленные Meta наработки пока похожи на ранние прототипы, даже до открытых демонстраций им еще очень далеко. Но разработка трехмерного интернета ведется, он приближается с разных сторон – и миру пора готовиться к революции.
Anuriel