Краткая история Duke Nukem, или Тенденция долгостроя

Posted by Panko on апреля 30, 2008 - 00:00

Прежде чем перейти непосредственно к проектам о приключениях Дюка Нюкема, я хотел бы поведать вам о тех, кто, придумал этого замечательного, харизматичного персонажа.

В 1987 году молодой человек по имени Скотт Миллер решает организовать собственную компанию по разработке игр. Так на свет появляется Apogee Software. Несколько лет студия экспериментирует на рынке, выпускает демо-версии своих проектов (в то время это было в новинку), тем самым стимулируя последующие продажи полных версий.

Сотрудничает с молодыми, но перспективными разработчиками, в их числе Джон Кармак, Джон Ромеро, Тодд Реплогл (ведущий программист серила Duke Nukem, а по некоторым данным человек, который придумал самого Дюка) и выстраивает прочный фундамент для светлого будущего. В 1991 году в компанию приходит Джордж Бруссард, который сразу становится вице-президентом и совладельцем Apogee Software. Спустя пять лет, в 1996 году, создается 3D Realms Entertainment — подразделение Apogee. Главой новой студии становится уже Бруссард, Скотту Миллеру достается пост вице-президента. В начале 1997 года, спустя десять лет с момента образования, Apogee Software прекращает свое существование, разработка и издание игр — это теперь участь 3D Realms.

Duke Nukem

Первая часть Duke Nukem вышла в июле 1991 года и представляла собой платформер, в котором главный герой бегал по уровням, истреблял толпы врагов, выполнял различные задачки и собирал многочисленные бонусы.

Игра отличалась недюжинным драйвом, неплохой по тем временам графикой и отличной разрушаемостью. С помощью своего оружия Дюк мог уничтожить практически все объекты на уровне, и эта отличительная способность в немалой степени предопределила успех проекта.

Краткая история Duke Nukem, или Тенденция долгостроя

Сюжет Duke Nukem рассказывал о злобном докторе Протоне, который с помощью своей армии решил завоевать мир. В правительстве США эта затея не понравилась, и они наняли отважного Дюка, чтобы тот остановил зарвавшегося доктора. Игра была поделена на три эпизода, первый разворачивался в нашем времени, второй на Луне, ну а третий отправлял главного героя в будущее.

Duke Nukem собрал хорошую кассу и, разумеется, не мог не получить закономерного продолжения.

Duke Nukem 2

Сиквел вышел в декабре 1993 года и мало чем отличался от оригинала. В игру были добавлены новые монстры, новое оружие и, конечно, новые уровни. Приключения Дюка на этот раз начинались с его похищения. Новый злодей со странным именем Ригелатин захотел (отгадайте с трех раз) захватить нашу с вами планету, и первой частью его плана было именно избавление от Дюка Нюкема. Но бесстрашный герой сбегает из плена и в очередной раз спасает Землю. На этот раз игра состояла из четырех эпизодов, а успех имела не меньший, чем предшественница.

Duke Nukem 3D

Эпохальный Duke Nukem 3D был выпущен в январе 1996 года. Проект был создан силами новообразованной компании 3D Realms, ориентированной на выпуск качественных шутеров. По сравнению с первыми, третья часть сделала ощутимый шаг вперед, теперь это был уже не аркадный платформер, а полноценный FPS.

Многие в те годы сомневались в том, что Duke Nukem 3D сможет составить конкуренцию тогдашним мегахитам Id Software (Doom 1-2, Quake). Но 3D Realms перед собой такой цели не ставила и, как показало время, ее Дюк по некоторым параметрам даже превзошел вышеупомянутые игры. Во-первых, в Duke Nukem 3D был отличный юмор, колоритный главный герой постоянно откалывал какие-нибудь шуточки или убойные фразы, не раз заставляя игрока улыбнуться. А во-вторых, проект выделялся инновационной боевой частью. Дюк умел, как заправский футболист, пинать супостатов обеими ногами. Если не ошибаюсь, до этого данный прием нигде не был использован. К тому же в игре был крайне необычный арсенал. Мы могли увеличивать врагов, которых после этого разрывало на кусочки, мы могли уменьшать врагов и потом топтать их, и еще нам было дозволено замораживать врагов и затем вышеупомянутым пинком раскалывать их заледеневшие тушки. Качество проекта оставляло исключительно приятные впечатления, не зря третью часть франчайза вспоминают до сих пор.

У игры был свой движок, который впоследствии послужил основой еще нескольким успешным проектам, таким, например, как Blood и Redneck Rampage. В общем, Duke Nukem 3D удался, позже его портировали практически на все известные платформы, начиная от Mac и заканчивая Sega Saturn, и это лишь послужило популяризации проекта. Чуть позже 3D Realms выпустила небольшое дополнение под названием Duke Nukem 3D: Atomic Edition. Думаю, не стоит говорить, что оно в себя включало.
3D Realms, довольная продажами, анонсирует четвертую часть, носящую теперь уже легендарное название — Duke Nukem Forever.

Duke Nukem Forever

Данная игра, без сомнений, самая ожидаемая за всю историю компьютерных игр. Ее разработка ведется уже одиннадцать лет, и до сих пор неизвестно, когда проект осчастливит нас своим появлением. Притом 3D Realms, очень грамотно раскручивает DNF. Если та же GSC Game World за время создания своего долгостроя S.T.A.L.K.E.R., скормила публике килограммы информации, тонны громких заявлений, сотни скриншотов и десятки видеороликов, то Бруссард и компания сохраняют гробовое молчание, тем самым, подогревая колоссальный интерес к проекту. Студия не горит желанием сразу открыть все карты, а придерживается позиции "в год по заявлению". При этом разработчики когда-то заявили, что выпустят Дюка, только когда будут уверены, что это лучший шутер всех времен и народов. Флаг в руки, господа, идеал не достижим.

Впервые об игре стало известно в апреле 1997 года. Девелоперы лицензировали Quake 2 Engine и принялись за разработку. Через год DNF переехал на двигатель Unreal. Вскоре 3D Realms заявила, что, мол, раньше 2001-го проект ждать не стоит. Еще через два года стало известно, что в очередной раз был сменен движок. Шло время, на все вопросы о дате релиза и Бруссард, и Миллер отвечали очень просто: "when it's done". Были смены физического кода, ссоры с издателем — кто-то из руководства Take Two обмолвился, что новый Дюк больно уж напоминает Doom 3, и не лицензировали ли парни из 3D Realms технологию ID Software?.. Боссы 3D Realms опровергли данное предположение и заявили, что дела студии — это дела студии, и не надо лишний раз оказывать давление на их работу.

Краткая история Duke Nukem, или Тенденция долгостроя

И так бы и был проект покрыт завесой тайны, пока в январе 2007 в сети не появился миниатюрный скриншот, а чуть позже, 19 декабря не вышел ролик, с геймплейными кадрами. Трейлер вызвал неоднозначную реакцию — одни радовались, что Дюк наконец-то показал лицо и, может быть, вскоре состоится релиз, другие махнули рукой и начали горланить, что игра устарела и морально, и графически (по словам Бруссарда, DNF использует Unreal 2.5). Если посмотреть объективно, то технологически DNF определенно не блещет. На угловатого Дюка еще можно закрыть глаза, но вот мимолетно показанные монстры действительно вызывают стойкую ассоциацию с Prey, ну или тем же Doom 3.

О чем вообще может говорить такая немногословная, если можно так выразиться, демонстрация кадров из долгостроя? 3D Realms наконец-то раскочегарилась и решила потихоньку начинать раскручивать свое бережно хранимое творение? Или компания просто решила привлечь внимание к игре, хоть и мимолетное? А может, студия просто испугалась, что Дюка начинают забывать? Выложить полноценную стопку скриншотов они, разумеется, не решились, и заставили довольствоваться игровое сообщество жалким обрезком размером 200 на 125 пикселей и куцым трейлером.

Краткая история Duke Nukem, или Тенденция долгостроя

Но можно посмотреть на процесс разработки и с другой стороны. Да, игра была объявлена одиннадцать лет назад, но ведь, по словам девелоперов, ее несколько раз приходилось переделывать с нуля. Последний раз, по информации из официальных источников, проект решено было перерабатывать в 2004, то есть над новой версией девелоперы трудятся четыре года. Не так уж долго, по нынешним меркам.

И все-таки какая-то частичка души не хочет, чтобы Duke Nukem Forever вышел. Попытаюсь объяснить почему. Сегодня, когда релиз многих ожидаемых игр состоялся, от большинства из них остался горький осадок. Осознав разочарование, никто не запрещает вам подумать: "ну вот, опять наворотили непонятно чего, вот выйдет Duke Nukem Forever — он-то всем покажет, как должен выглядеть настоящий шедевр". Но ведь если он действительно выйдет, то оборачиваться будет уже не на кого. То есть Дюк выполняет функцию маяка, до которого невозможно доплыть, но так хочется увидеть его вблизи. И если мы все же дотянемся до него, то нас может постигнуть очень горькое разочарование. Так что не надейтесь на слишком многое, DNF, скорее всего, окажется просто очень добротным проектом. Если он, конечно, когда-нибудь выйдет…

Краткая история Duke Nukem, или Тенденция долгостроя

Но все-таки, для меня, как и для очень многих, Duke Nukem Forever самая ожидаемая игра. Скрытое от глаз общественности творение 3D Realms практически неосязаемо, и поэтому в душе ты мечтаешь об идеале, в котором все будет так, как хочешь именно ты. И если разработчики, наконец, выпустят свой долгострой, то эта иллюзия рассыплется, как карточный домик. Вспомните, разве не мечтали вы увидеть в лице Doom 3 безупречный проект? А знаменитый долгострой "Сталкер", ну разве не будоражил он умы геймеров, жаждущих получить совершенство? Вот и с Дюком та же ситуация, когда 3D Realms, наконец, выпустит его, мы поймем, что совершенных не бывает. А ведь так хочется помечтать, и в лице DNF увидеть идеальную игру...

Жук Антон

шутер Ретроспектива №100 Duke Nukem
Яндекс.Метрика