Game Studies, или Академические исследования компьютерных игр. Часть 3 | VRgames - Компьютерные игры, кино, комиксы

Game Studies, или Академические исследования компьютерных игр. Часть 3

on июля 29, 2021 - 21:48

Читателя наверняка интересует, а как обстоят дела с Game Studies у нас: существуют ли какие-либо центры по изучению видеоигр (на базе тех же философских факультетов), доступна ли, на худой конец, какая-нибудь специальная литература по этому вопросу, пусть и в виде отдельных материалов на тематических сайтах. Хотелось бы надеяться, что в науке не до политических дрязг, а потому, говоря «у нас», я подразумеваю все то пространство, где русский является тем языком, через который кое-как, но все-таки идет ознакомление с новейшими интеллектуальными достижениями. С опозданием лет эдак на десять-пятнадцать, чаще всего, но в сфере гуманитарной подобный срок чем-то критическим не является.

Game Studies и наши широтыТерриториально оба центра, которые без всяких натяжек можно связать с Game Studies, находятся, если брать бывший СССР, в России. В 2012-м оформились Лаборатория исследования компьютерных игр (ЛИКИ) при Центре медиафилософии Института философии СПбГУ и Moscow Game Center (MGC) на базе философского факультета МГУ. Вехой, однако, стал следующий год, когда прошли первые конференции, семинары, круглые столы. Несколько позже к сотрудничеству с MGC подключились культурологи и даже религиоведы из такого гуманитарного вуза, как РГГУ.

Возникновение этого Центра во многом связано с инициативами таких молодых преподавателей Университета, тогда еще аспирантов, как Ветушинский и Салин. В весеннем семестре 2014/2015 учебного года именно ими был подготовлен и прочитан первый полноценный в наших широтах курс по Game Studies, который имел оглушительный успех. Достаточно сказать, что из 170 читавшихся тогда в МГУ курсов по количеству записавшихся (больше трехсот человек) он стал третьим по популярности.

Затем последовали, на самых разных площадках, такие конференции и семинары, как, например, «Религия и мифология в видеоиграх», «Видеоигры и гендер». Также время от времени проводятся открытые лекции, которые вполне могут быть интересны и самому рядовому геймеру, не готовому к восприятию специфической терминологии и «снобистского» академического стиля. Разумеется, и у MGC, и у ЛИКИ есть свои группы ВКонтакте, где частью в аудио, а частью и роликами можно найти многое из этого, пусть качество таких записей иногда и не очень. При этом область интересов москвичей представляется более фундаментальной и обращенной к вопросам самым онтологическим, в то время как питерцы отдают предпочтение вопросам характера скорее прикладного: глитч-арт, концепт геймер-тело, трансформация социальных норм и поведение геймеров в MMO, и т. п.

Game Studies и наши широты

На счету ЛИКИ уже имеются две коллективные монографии серии «Медиафилософия»: «Компьютерные игры: стратегии исследования» и «Игра или реальность? Опыт исследования компьютерных игр». Вот только издания эти сугубо научные с более чем скромным тиражом и не были замечены, что довольно странно, даже в Нацбиблиотеке Беларуси — приходится довольствоваться отдельными материалами, что постепенно выкладываются в сеть.

Увы, но вынуждены констатировать: до Минска такая гуманитарная дисциплина, как Game Studies, в полноценном своем виде пока что не добралась. Это, конечно, может вызывать только сожаление — особенно учитывая то, что страна позиционирует себя — по крайней мере, не без оснований пытается — цифровым флагманом Восточной Европы.

Game Studies и наши широты

***

Пожалуй, сегодня на этом и стоит закончить, хоть тема Game Studies, понятно, если и оказалась раскрыта, то больше как приглашение к более детальному и личному знакомству с ней, при условии личной же в этом заинтересованности. А в ней, по словам Максима Подвального из MGC, зачастую и заключается основная проблема — вернее, в отсутствие этой заинтересованности. Кто-то считает, что наука — это скучно и бесполезно. Кто-то, напротив, полагает, что нет ничего страшного в том, чтобы некорректно, как в желтой прессе, поставить частную задачу без какой-либо теоретической базы под ней — «ведь главное же практика». Но рефлексия компьютерных и видеоигр приходит в том числе и к тем, кто занимается исключительно прикладными разработками, не просто способствует их становлению и развитию, но также и их экспансии в области, прежде для них закрытые. Здесь возникает как бы синергийный эффект кооперации, выражающийся в том числе и в самых разных проектах геймификации. Но это — тема для отдельной статьи.

Ссылки, ресурсы, что почитать:

  • GameStudies.ru С этого сайта начинались Game Studies по-русски. В основном самые разные статьи, в том числе и переводные.
  • vk.com/moscowgamecenter и vk.com/liki_lab Паблики MGC и ЛИКИ соответственно. В первую очередь альбомы с аудио- и видеозаписями.
  • GameStudies.org Тот самый первый интернет-журнал. Обычно выходит дважды в год. Мощный архив. На английском языке.
  • Logosjournal.ru Один из ведущих философских журналов на русском. На сайте можно брать бесплатные PDF-версии. Game Studies посвящен номер 1(103) за 2015-й год. При желании углубиться в тренды современной философии, упомянутые мной в разделе «Игры — это бардак», можно порекомендовать номера 2(92)-2013 и 3(118)-2017, спекулятивный реализм и спекулятивные онтологии соответственно.

U$D

Аналитика №226
Яндекс.Метрика