DotA. Что и когда собирать
Прошлые рассказы про доту закончились на перечислении артов и некоторых особенностей игры. Конечно, многое можно прочитать из гайдов, но самое верное и правильное приходит из своей практики. Кто-то считает, что варлоку обязательно некро, но у вас проблемы с контролем. И в этом случае для вас лучше собрать гунзу, которая при грамотном использовании дает не меньший, а иногда и больший эффект.
Начнем для начала с различных ситуаций, с которыми сталкиваются игроки на протяжении игр. У каждого артефакта есть свое предназначение и особенность, иногда артефакты дополняют героя, иногда контрят противников, а иногда просто дают дополнительные способности или вам, или команде в целом.
Перечислю некоторые часто используемые артефакты и постараюсь описать самое главное — их предназначение. Все параметры можно прочесть не только в самой доте, но и, например, в программе Dotapedia.
Некрономикон. Итем, который собирают при необходимости в мясе. Например, голем варлока и 4 некрономикона (2 книги у команды) при грамотном контроле заставят отступить противника с поля боя, а если вам удастся его задержать (станы, различные дисейблы), то тут же последуют размены в вашу сторону, а после незамедлительный пуш с вашей стороны. Следующее его применение – это невидимые герои. Как известно, на 3 лвл некро обладают трусайд-способностью, что дает им возможность видеть невидимых. Если против вас играет дерево или рикимару, то некро избавят вас от хлопот с сентри вардами или гемом. Как бонус — уничтожение вражеских вард теми же некро. И наконец, третье предназначение – это манаберн. Большинству героев мана очень критична и буквально пару ударов и манаберн некро могут заставить магнуса отойти с поля боя и регенить ману банкой (если она у него есть).
Некрономикон желательно собирать при наличии стационарных целей. Тот же магнус, сделав ульт, будет стоять и лупить застаненные цели, в то время как его будут лупить некро (если они не застанятся). Под стационарными целями подразумеваются герои без блинка, дамагеры (они должны стоять и стрелять, иначе этого дамага не будет) и танки (типа варчифа). Если на них натравить некроботов, то у них останется два выбора — отойти или остаться без маны. И то и другое для вас просто великолепно. Но, повторюсь, что для использования некрономиконов важен хороший контроль. Очень часто приходилось наблюдать, как игрок, управляя некрономиконами, забывал о своем основном герое, и наоборот. Некрономиконы можно использовать различным дисейблерам (Пудж, Атропус, Рексар). Главное – все в меру, иногда Рексару лучше Тараску или Радианс, чем с Некро бегать.
Дагон. Собирается для увеличения мгновенного магического дамага. Например, неруб сделает ульт+стан+манаберн+дагон = под 1100 дамага, а главное, что герой даже из стана не выйдет, и т.п. Но дагон хорош, когда есть эта возможность и цели (в основном ловкачи и маги), другое дело — если невермор собирает дагон и дохнет от стан+волна+ульт лины всю игру, то это никуда не годится.
Циклон (Eul's Scepter Of Divinity)Гунза (Guinsoo's Scythe Of Vyse). Наверное, самый популярный арт, собирается часто и годен во всех случаях. Еул не даст кому-то нанести много уронаубить кого-то, а гунза все то же самое, только обернет атаку в другую сторону. Хороша будет против дамагеров и дисейблеров. Нужно учесть, что в гунзе идет дополнительный урон. Разумеется, герой, собравший гунзу, становится дисейблером, что само по себе великолепно, т.к. у него есть еще и другие полезные навыки.
Мидас. Собирается обычно в следующих ситуациях.
1. Если игра не идет, а вам надо собрать дорогие арты.
2. Если игра обещает быть долгой (лейты с обеих сторон).
3. Вам нужна скорость подачи и тревелы, а на гиперстоун или ассаул нету денег.
4. Контра ченовских крипов (кроме Сатира 6 лвл, но в последней версии Доты Мидас ест и его).
Boots Of TravelPower Treads. Тут вступает в дело экономика и стратегия. Если у вас плачевное положение, а вам выпала роль дамагера в команде, то собранный Power Treads и, допустим, накидка Магнуса дадут неплохой урон в бою. Зато если дела идут отлично и у вас есть время для фарма — купите Travel и сэкономите прилично денег на тп + освободите слот. Также Тревелы помогут в постоянных пушах и харрасинге противника.
РадиансМалджонирбатлфури. Арты имеют отличный дамаг. Но главная их особенность заключается в том, что они в разы поднимают фарм-способность героя. Последний арт самый легко собираемый. Если вы решили собрать именного его, то если начнете с персервенса, то отпадет необходимость в покупке банки. Но куда как лучше собрать другие решения. Радианс собирают в основном мили-героям, т.к. сам эффект радиации действует на маленьком рэнже и если его собрать миране, то эффекта не будет. Миране и большинству дальнобоев собирают маелшторммалджонир. Но, повторюсь, главная особенность в том, что, собрав данные арты, вы в последующем можете сравнительно быстро собрать другие более дорогие или полезные в тех или иных случаях артефакты. Например, Скази.
Дагер(Kelen's Dagger Of Escape). Часто используемый имбалансный артефакт (я про версию 648б). Понятное дело, что некоторым героям он необходим — кент, скорп и т.п. А другим героям, например Невермору, он собирается для большей мобильности (убежать, догнать). Если вас постоянно гангают, также можно рискнуть и купить Дагер, чтобы в дальнейшем что-нибудь нафармить. Можно как альтернативу использовать Лотар, но он не только дорогой, но и легко контримый (варды например, или Некрономикон).
Бкб. Собирается, если вы в течение 10 секунд хотите что-то сказать врагу, а вам не дают. Например, станят. Или вы в течение 10 секунд убиваете какого-либо героя (баратрум, например), то включаете бкб и смело забираете одну цель, а дальше по ситуации. Без бкб вас будут станитьмешать и, скорее всего, убьют. Особенно полезен в случае, когда вы знаете, что станете целью фокуса соперника (Невер, Торментед).
МкбБуриза. Два вида сборки damage дилеров (дд). Конечно, еще существуют малджониры и прочее, но эти два арта дают чистый дамаг за разумные деньги (еще есть рапира, но ее сборка может закончиться вашим поражением). Выбор делается из следующих соображений:
1) Если вам нужен срочно дамаг, а денег нету, то лучше всего собрать кристаллис.
2) Если у вас есть деньги и это первый арт на дамаг, то мкб.
3) Если у вас уже подача под 200+, то собирайте буризу.
Дело в том, что мкб эффективна, когда у вас сравнительно маленькая подача и ее +100 в 30% очень существенны. Другое дело, когда у вас уже есть подача (невермор) — тут, без сомнения, буриза, т.к. 2х критика вашего урона будет гораздо выше +100 от мкб.
Батерфляйтараскаскази. Сатаник не рассматриваю ввиду его крайней специфичности. Выбор тараска или баттерфляй осуществляется по возможностям геров противника. Если они все хп снимают вам подачами (снайпер или воид), то баттерфляй, а если же спеллами, то тараска. Хотя тараска наиболее универсальная, но не дает к скорости подачи и броне, что иногда бывает критичным. Скази довольно экзотичное и дорогое решение и используется в основном, если герой рэнж (500-600) и если герою нужна мана не меньше, чем хп.
Худвангуард. Два дешевых решения — один против все того же физического дамага, а второй против спеллов. Но худ, в отличие от вангуарда, эффективен на протяжении всей игры, даже когда урон спеллов достигает 1100 дамага. Зато ранний вангуард (15-20 минута) даст вам возможность не только танковать на поле боя, но и под первыми вышками противника.
Итак, я перечислил основные артефакты. Еще поделюсь некоторыми аспектами. Вы можете собрать худ, дагер, скази — и вас будет трудно убить, но и толка от вас тоже будет мало, если вы не какая-нибудь лина. Другое дело, если вы соберете скази и радианс, то уже будете представлять опасность на поле боя.
Мастерство заключается в том, чтобы вы использовали то, что у вас есть, с максимальной эффективностью. Очень часто приходилось видеть героев с тараской, которые умирали первыми на поле боя или, наоборот, стояли за спиной и даже не подставлялись. В итоге команда противника без проблем расправлялась с носителем тараски, т.к. была в большинстве. Если вы собрали некрономикон, то ваша задача заключается не только в грамотном фокусе нужных героев, но и в предотвращении фарма на все тех же некро. Если вы собрали гунзу, то она всегда должна перезаряжаться, т.к. вы ее постоянно используете в бою на нужных героев.
В доте с артефактом вы выбираете не только свою будущую стратегию (лейт, фастпуш, ганг и т.п), но и кем герой будет являться на поле боя, и немаловажный фактор при выборе артефакта — его цена. Беру в пример все то же Скази. Мало героев, которым оно не пойдет или будет не лучшим выбором, но еще меньше героев, которые могут его сравнительно быстро собрать. Если Джаггернауту начать первым собирать Скази, то все может закончиться тем, что вы встретите поражение с кусками Скази в инвентаре.
Но, как я и сказал в начале статьи, самое верное и правильное приходит из своей практики. Так что тренируйтесь и смотрите профессиональные реплеи. Их можно найти, например, на таких сайтах, как сайт или сайт Гайд написан по версии 6.48b, т.к. на ней проводятся все чемпионаты и лиги.
TooDam