Обзор Tropico
Игра: Tropico.
Издатель: Gathering of Developers.
Разработчик: Pop Top Software.
Жанр: Стратегия.
Системные требования: Pentium II 300 (AMD K-6 333), 64 Mb RAM, 4 Mb Video и пара сотен мег на винчестере.
Круто быть королем или, как его назвали в компании Pop Top Software, Эль Президенте (El Presidente). В конце этого апреля Pop Top и Gathering of Developers выпустили игру, в которой вам будет отведена роль президента "банановой" республики. Таким образом, вам предоставляется возможность ступить на путь таких пресловутых диктаторов, как Нориега (Noriega), Фуджимора (Fujimora) или Кастро (Castro). Однако Tropico сильно отличается от предыдущей игры этой конторы (например, Railroad Tycoon 2), она намного глубже по своему геймплею. Tropico будит воспоминания о SimCity или ThemePark и вообще обо всех наилучших играх этого вида стратегий.
Каждый аспект вашей страны находится под вашим контролем: окружающая среда, индустрия, развлечения, туризм и даже политика. И, готовя данный Tropico обзор, мы постарались познакомиться со всеми аспектами.
Действия игры разворачиваются на острове Тропико (Tropico), который "плавает" среди других островов Карибики. Ваша цель — построить из вашего маленького островка суетливый центр индустрии и туризма, одновременно справляясь с такими трудностями современности, как преступность, загрязнение, перенаселение и образование. Конечно, вам нужно будет предпринимать все меры для того, чтобы остаться у власти на протяжении всей игры, при этом "снимая" неплохую часть доходов страны себе в карман. Вы играете за место в истории, и в конце игры оно будет зависеть от количества набранных вами очков за период вашего правления, а они, в свою очередь, зависят от того, насколько хорошо вы правили страной (и сколько вы загребли денег на свой счет в Швейцарском банке). Помимо этих, есть еще и другие условия победы, например, накопить больше всего богатств, но большую часть игры вам нужно будет просто зарабатывать деньги, добиваться любви и уважения вашего народа, благосклонность России или США и оставаться в офисе. Год, в котором начинается игра, будет 1950, и в зависимости от установок игра будет длиться от десяти до семидесяти лет, и за этот промежуток времени вам нужно доказать, что вы стоите того, чтобы называться Эль Президентом.
Прежде чем вы ступите на остров, Вам следует создать свой профиль. В игре уже присутствует пара заранее сделанных диктаторов, но вы можете изменить все их характеристики по своему усмотрению. Например, есть Хулио Суаве (Julio Suave), поп-звезда, которого поставило к власти ЦРУ, или Салазар Бланко (Salazar Blanco), богатый капиталист, который купил себе президентское кресло. Вы можете выбирать себе свое прошлое, то есть ваши корни, вы можете быть богатым владельцем индустриального предприятия или человеком из простого слоя населения, можете выбирать даже способ вашего прихода к власти (то есть либо путем честных выборов, либо путем коммунистического восстания, либо путем военного переворота).
Можно настраивать недостатки вашего героя, можно быть алкоголиком, бабником (девушки не обижайтесь:-)) и азартным игроком. Все это влияет на вашу игру. Например, если вы выбрали себе свойство бабника, то все женщины вашей страны будут вас меньше уважать, а значит, вам придется тратить больше усилий на то, чтобы выиграть их голоса. А если вы выбрали себе Хулио (Julio), которого к власти привело ЦРУ, то вы будете не только иметь лучшие отношения с США, но и получать ежемесячное жалование от ЦРУ.
Фракции и политика
Так как игра подразумевает условия "холодной" войны, то вам все время придется утверждаться перед США и СССР, что может очень сильно влиять на всю игру, хоть эти страны и будут находиться от вас далеко. Например, это может сказаться на финансовой помощи, расположении на вашем острове военных баз и даже вылиться во вторжение на ваш остров...
Также вам придется иметь дело с местными коммунистическими и капиталистическими фракциями, которые будут постоянно пытаться привлечь ваше внимание. Коммунисты будут хотеть, чтобы вы строили дома для всех, обеспечили всех работой и одинаковым заработком. Капиталисты, напротив, будут просить вас создать богатую элиту, высокодоходные предприятия и огромное количество развлечений на острове. Помимо этих двух главных конкурирующих между собой фракций, на острове есть еще четыре, которые тоже будут добиваться вашего внимания. "Интеллектуалы" будут умолять вас о повышении уровня образования и о больших свободах, "защитники окружающей среды" о защите природы и природных ресурсов острова, религиозная фракция о постройке церквей, вместо ночных клубов, а милитаристы просто хотят уважения и хорошей оплаты. Управляться со всеми шестью фракциями будет тяжело и доставит вам много работы, но если вы станете пренебрегать какой-нибудь из них, то начнете терять их уважение, и они могут даже попытаться сбросить вас с президентского кресла.
Политика в Тропико весьма неприятная тема. С одной стороны, Тропико — демократическая республика. Каждые пять-восемь лет люди прямо-таки умоляют о выборах. И интеллектуалы, капиталисты и США всегда настаивают на честных выборах и следующих из них свобод, например, свобода прессы. Но, несмотря на все, Вы президент, и это — Ваш остров... Поэтому вы можете всегда отменить выборы или вообще их не проводить. И даже если с вашего согласия и будут проводить выборы, у вас всегда будет лазейка для изменения результата в свою сторону в случае проигрыша. Это, конечно, является полной диктатурой, однако есть еще другие пути достижения победы, включающие:
1) Подкуп глав других фракций.
2) Убийство лидеров оппозиции.
3) Применение физического насилия по отношению к противникам режима.
Конечно, все эти подлые и тяжкие поступки только заставят людей ненавидеть вас. Они станут угнетенными, несчастливыми и, в конце концов, злыми. Лишенные возможности легально сбросить вас с кресла президента, они могут прибегнуть к государственному перевороту. Поэтому одной из самых приоритетных задач будет содержание милитаристов, то есть хорошо им платить, и они пойдут за вами хоть на край света. Чтобы помочь себе справляться с этими фракциями и держать людей в хорошем расположении к себе, вы можете издавать указы. Конечно, это будет стоить денег, но и понесет с собой большие плюсы. Законы в игре делятся на политические, социальные и экономические, вдобавок к этим категориям законов есть еще несколько, которые вы можете издавать по отношению к определенным лицам.
Однако это не все, есть еще с дюжину разных постановлений, предоставляющих другие выгоды, но, кроме того, и приносящих не столь желательные результаты. Например, если вы будете развивать туризм, то это не только поднимет доходы от этого вида деятельности, но и повысит уровень преступности (ведь надо же кому-то грабить толпы беззаботных туристов), или в то время как запрет на предотвращение беременности будет сердить интеллектуалов острова, это будет радовать церковь. Законы против индивидуальных лиц весьма интересны, ибо они дают вам возможность показать ваши диктаторские мускулы. Вы можете подкупать лидеров других фракций, которые, в свою очередь, убедят своих последователей уважать вас больше, вы также можете убивать своих соперников или сажать их на неопределенный срок.
Экономика
Конечно, можно все время быть хорошим правителем, не прибегать к грязным способам и честно оставаться у власти. Хотя вы не управляете напрямую вашими гражданами, вы контролируете среду, в которой они обитают. Более важным инструментом для контролирования ваших граждан, чем издание указов, является строительство зданий. Всего в игре есть с полдюжины различных категорий зданий, включая жилые, индустриальные, сельскохозяйственные (добывающие), инфраструктурные и государственные строения.
Первоначально остров Тропико является сельскохозяйственной страной. Вы живете в своем дворце, в то время как все остальные люди обитают в лачугах, находящихся возле их ферм. Начиная с этого момента, вы можете развивать ваш остров в любом направлении. Вы можете превратить его в сельскохозяйственную державу, покрыв фермами весь остров. На острове можно выращивать огромное количество культур: пшеницу, бананы, ананасы, папайи, сахарный тростник, кофе, табак, так же как и крупный рогатый скот (и мелкий тоже). А можно построить свою экономику на добыче полезных ископаемых, продавая железную руду, бокситы и даже золото. Если вы захотите выбиться в более доходные сферы, как того требуют фракции капиталистов, вы можете превратить Тропико в туристический рай или заняться тяжелой промышленностью. Вы можете строить отели, аэропорты (для доставки туристов), казино, ночные клубы, бассейны и другие ловушки для денег туристов, создав, таким образом, кипящую жизнью индустрию туризма. Вы можете заняться тяжелой индустрией и перерабатывать натуральные ресурсы вашего острова. Можете строить деревообрабатывающие фабрики для переработки вашего леса, ювелирные фабрики для переработки золота, консервные заводы для переработки ананасов и кофе или строить заводы по производству рома, получаемого из сахара, который выращиваете вы. Получить прибыль на Тропико можно огромным количеством способов, и очень интересно пытаться это делать из всех источников одновременно.
Вы также имеете возможность развивать инфраструктуру вашего острова. Например, в игре у острова несколько стадий развития, и от этого зависят характеристики зданий, которые вы можете строить, начиная самыми бедными лачугами и заканчивая шикарнейшими домами. Вам придется строить различные развлечения для своего народа: бары, рестораны и ночные клубы. И так как для людей Тропико очень важна религия, вам придется столкнуться с постройкой церквей и соборов. Не стоит забывать и про образование людей, ибо большая часть высокоиндустриальных зданий требует рабочих со средним или высшим образованием, без которых они просто не смогут работать. Так что вам придется построить среднюю школу и колледж.
Все в Тропико тесно связано между собой. Таким образом, довольно нелегко справляться одновременно со всеми задачами, заботясь о людях и не забывая об индустрии. Многие здания, приносящие большой доход и осчастливливающие ваш народ, имеют, однако, и недостатки.
Например, индустрия развлечений должна быть для вас приоритетной, если вы хотите постоянно поддерживать народ в приподнятом настроении. Спортивный комплекс, где люди смогут смотреть футбольные матчи, сильно поднимет рейтинг развлечений на острове, но и потребует строительства очень дорогой электростанции, которая к тому же загрязняет окружающую среду.
В игре большое количество подобных проблем, требующих правильного решения. Часто вам придется выбирать, каким путем пойти. Будете ли вы строить школы, чтобы поднять образование, или же церкви, чтобы удовлетворить религиозные потребности людей? Будете ли вы строить высокотехнологическую индустрию, чтобы удовлетворять желания капиталистов и США, или же вы будете тратить свои деньги на жилище для всех людей и равную для всех зарплату, чтобы удовлетворить запросы коммунистов и России?
Тропические жители
Управление всеми делами является очень сложным занятием, поэтому Тропико должна заинтересовать и игроков-стратегов. Вам нужно будет поддерживать постоянный приток эмигрантов в Тропико, чтобы удовлетворять запросы в рабочих фабрик и заводов. Этого можно добиться, удерживая заработную плату на высоком уровне, постоянно держать большое количество свободных рабочих мест и придерживаясь "курса" свободной эмиграции населения. Но если вам вдруг захочется "прикрыть лазейку", то вы всегда сможете это сделать. Выбор за вами — все-таки это ваш остров!!!
Для поддержания хорошего настроения ваших горожан вам придется справляться с большим количеством их предложений. Вам предлагается что-то типа рейтинга по следующим категориям:
1) Еда.
2) Развлечения.
3) Религия.
4) Здравоохранение.
5) Окружающая среда и еще некоторые, не столь важные.
Поддерживать эти рейтинги на высоте можно с помощью ответственных за это зданий, например, для еды это будут фермы, для развлечений — бары и спортивные комплексы, церкви для религии, клиники и госпитали для здравоохранения и так далее.
Поддержание настроения можно осуществлять с помощью высокой зарплаты (кто тут будет недоволен?:) и хороших условий для жизни (приличных домов, а не бедных лачуг). Однако справляться с этими вещами можно довольно просто, так как узнать о проблемах людей можно, так сказать, "из первых рук", от самих граждан, простым кликом по ним. Вам будет выдана детальнейшая информация о каждом жителе, начиная с их возраста, образования, политических взглядов и заканчивая уровнем довольствия и их мыслями.
В игре вообще много различной информации, которую нужно "переваривать".
Кроме индивидуальной информации о каждом гражданине, есть еще и годовой отчет, в котором видны результаты вашей деятельности. В нем отображается состояние экономики, удовлетворенность людей, уважение их к вам, состояние иностранных отношений, политики и много другого.
Вместо заключения
В той версии, в которую играл я, было еще много ошибок. Например, строительство зданий могло растянуться на неопределенный срок (что-то это мне напоминает). И иногда рабочие прекращали работу над зданием, построенным уже на 99 процентов, и начинали строить новое, и только после завершения они возвращались к незаконченному.
Был момент, когда здание, которое было заложено, и через двадцать лет стояло на нулевом уровне. В индустрии тоже что-то было не в порядке (или просто было неправильно объяснено), так как иметь сырье и перерабатывающий завод не было достаточно, чтобы индустрия заработала. Даже когда хватало сырья, завод не производил никаких товаров, из чего следовали убытки.
Но в целом впечатления остались от игры самые лучшие, хоть я и не приверженец подобного жанра.
Можно сказать, что эта игра будет претендовать на роль одной из лучших игр этого года, так как сочетает в себе глубину действий и погружает в игру, что позволяет вам полностью войти в роль диктатора, у которого чешутся руки для создания своей банановой республики. А мы заканчиваем наш Tropico обзор.
BloodHound