Обзор Crusader Kings

Название локализации: "Крестоносцы"
Жанр: глобальная стратегия
Разработчик: Paradox Entertainment
Издатель: "1С"
Локализатор: Snowball
Количество CD в оригинальной версии: 2
Похожесть: Europa Universalis (серия), Victoria: Empire Under the Sun
Системные требования: Pentium II — 450 MHz, 128 Mb RAM, 16 Mb 3D Video Card, Sound Blaster Compatible Sound Card, 700 Mb Hard Disc Space
Средневековье. Пора рыцарей и прекрасных дам, менестрелей и баллад, турниров и крестовых походов. Средневековье не зря называют одним из самых романтических периодов в истории человечества. Сакральный культ меча, возникновение рыцарских обычаев, современные государства. Многое, очень многое связывает современный мир с тем, что недальновидные историки поспешили окрестить не иначе как "Темными веками". А ведь именно "Темные века" не просто стали почвой для Возрождения, они еще и подготовили все для создания европейской цивилизации в том виде, в котором мы видим ее сейчас. Да и на сознании людей Средние века отразились достаточно сильно. Скажите, кто из вас ни разу не представлял себя могучим рыцарем или прекрасной дамой — в зависимости от пола. Кому не хотелось отправиться в далекие страны, чтобы отвоевать Гроб Господень, а заодно и на мир посмотреть. И вот уже в ход во дворах идут деревянные мечи и выпускаемые промышленностью пластмассовые комплекты доспехов. А кто-то так и не остановился — и сейчас летом ездит на полевые игры, раз за разом пытаясь воплотить свою мечту об идеальном мире, где ему хотелось бы жить. Что ж, каждому — свое...
Несмотря на все вышесказанное, тематика рыцарства и Средневековья в компьютерных играх развита гораздо меньше, чем хотелось бы и следовало. Из последних произведений стратегического жанра вспоминаются лишь Castle Strike (достаточно средненький продукт), отвратительное продолжение Lords of the Realm III. Больше за последние полгода ничего и не видно. К счастью, нашлись люди, которым тематика Средневековья оказалась небезразлична, и люди эти проживают в Швеции, где находится контора, именуемая Paradox Entertainment.
"Парадоксы" давно известны отличными играми. Достаточно сказать, что жанр глобальных стратегий фактически, кроме них да еще Slitherine Software, никто не разрабатывает. А жанр этот весьма и весьма востребован. Вспомним хотя бы успех Europa Universalis, по которой не первый год (и не последний, видимо) проводятся турниры в разных странах. И вот новое творение разработчиков — долгожданные Crusader Kings (которые должны были выйти еще год назад) — поспело на прилавки. Сразу оговорюсь, что задержка выхода явно пошла игре на пользу, это действительно отличный проект.
Для тех из вас, кто не новичок в глобальных стратегиях, будет нетрудно догадаться, что мир игры поделен на государства, а государства, соответственно, на провинции. Однако простейшее деление, которое наблюдалось в играх Paradox Entertainment поначалу, потихоньку изменяется в более сложную сторону (уже в Victoria это было заметно). Не обошли вниманием нововведения и Crusader Kings. Дело в том, что игра поставила себе целью воссоздать феодальную систему. Причем в ее идеальной форме (которая, на самом деле, нигде, кроме Иерусалимского королевства не существовала). Схема проста до банальности. Есть государство. Если оно достаточно больших размеров, и вы — его правитель, то быстро разберетесь, что вся территория страны делится на земли вашего домена (те, которыми вы, как государь, управляете непосредственно), и земли вассалов. С вассалов вы можете взять только две вещи. Первая — деньги, их вы получаете в качестве ежемесячных отчислений с ваших вассалов. Вторая — войска. Воинские контингенты вассалов можно призвать на военную службу, но это иногда чревато, о чем позже еще будет сказано.
Пару слов о том, что нас ждет в самой игре. Существует три кампании. Первая начинается годом битвы при Гастингсе (1066), вторая — Третьим Крестовым походом (1187), третья — Столетней войной (1337). Все три кампании закончатся в 1452-м году, что интереснее всего (с точки зрения достижимого результата).
Попав на экран выбора страны, вы, возможно, поначалу будете долго ругаться, увидев, сколь мало количество стран, доступных к выбору. Но уже через пару секунд станет ясно, что стран хватит на всех. Ведь они поделены по признаку могущества династий. Первыми идут королевства, затем герцогства, после — графства. Конечно, не для всех земель характерна именно такая феодальная лестница (у восточных славян, к примеру, стоило бы называть всех князьями, но ради удобства была проведена унификация). Королевств мало, значительно больше герцогств, ну а уж число графств не поддается исчислению и просто зашкаливает. Есть, правда, и два ограничительных момента. Во-первых, управлять республиками вам не дадут, и желающие играть за Венецию могут доставать обратно диск с "Европой". И это достаточно логично, так как многое в игре завязано на престиже династии, а какие могут быть династии среди дожей-правителей Венеции? Во-вторых, управлять мусульманской страной также не светит. То есть, можно получить в управление государство, населенное мусульманами (например, уже упоминавшееся Иерусалимское королевство населено исключительно последователями Мухаммеда), но вот сам правитель будет христианином. То же относится и к язычникам. В общем, нести всем свет истинной веры можно, но только если эта вера — христианская. Отрадой может быть лишь факт, что народные умельцы уже начали работы по внедрению не прописанных стран в игру. Будем надеяться на реализацию столь плодотворного начинания. Помните, что большинство графств к началу любой из трех кампаний — чьи-то вассалы, а значит, придется подчиняться приказам сюзерена (хотя бы до того благословенного момента, когда можно будет скинуть его "иго", что отнюдь не всегда просто).
Игра загружена, и перед взорами геймеров предстает карта "Европы и окрестностей". В окрестности записана Северная Африка и Восточное Средиземноморье. По сути, границы игровой карты недалеко ушли от тех, которые предложены были в Pax Romana. Весьма логично, учитывая, что мало кто в Средние века в Европе знал о существовании даже Индии (я уж молчу про Японию или Америку). И уж тем более еще меньше было людей, которые знали, где эти страны находятся. Так что полное соответствие географическим представлениям рыцарства налицо.
Как уже говорилось выше, страна делится на домен и земли вассалов. Кстати, для того чтобы особо умные не старались всю страну сделать доменом, в игру вставлены ограничения. Чем больше ваша доменная территория, тем меньше будет ее эффективность. Зачастую лучше отдать вассалам свои земли, чем видеть в графе эффективности 0%.
Каждая провинция приносит некоторое количество денег, а также некоторый контингент в войска государя. Но в провинции можно еще и строить здания. Зданий в игре не просто много, а очень много. И отнюдь не всегда они появляются сразу. Поначалу будет доступно лишь несколько, а основная масса откроется лишь после проведения исследований. Здания имеют самое разное назначение. Замки, например, улучшают обороноспособность провинции, церкви подымают лояльность населения и улучшают Благочестие, лесопилки приносят деньги и ускоряют строительство, дороги увеличивают скорость передвижения войск через провинцию (к сожалению, так же они действуют и на армию врага).
В провинциях живет четыре категории населения: крестьяне, горожане, духовенство и рыцарство. Вы можете регулировать отношения между ними (усиливая одних и, соответственно, ослабляя других). Но помните, что каждая группа населения по-своему важна, и чрезмерное усиление одной в ущерб всем остальным редко когда пойдет на пользу провинции и стране в целом.
Но управление страной не сводится к банальному менеджменту провинций. Всегда нужно помнить, что вы представляете династию, и главная задача — не расширить пределы государства или заработать больше всех денег, а укрепить положение своей династии в христианском мире. Чтобы вам было легче определять свое положение, введено два понятия. Первое (и главное) — Престиж — это то, насколько хорошо ваша династия себя зарекомендовала с точки зрения рыцарской чести и схожих понятий. Само собой разумеется, что, нападая на своих соседей постоянно, много престижа заработать не получится (хотя за военные победы его тоже начисляют). А самый простой способ получения престижа — банальное выделение вассалов. Чем больше у герцога вассалов-графов, тем больше будет у него престижа. Для короля же исключительное значение имеют вассалы-герцоги. И помните, что неудачно развязанная война будет стоить большого количества престижа, но о внешней политике мы еще поговорим.
Второе понятие — Благочестие — отражает то, насколько вы выглядите истинно христианским государем в глазах остального мира. Правда, благочестие в игре несколько оригинального характера, весьма воинственного. Вам его начисляют за дотации Церкви (не много, но постоянно), строительство церковных зданий, крещение ваших языческих областей и успешные войны с язычниками и мусульманами.
И благочестие, и престиж влияют на очки, по которым определяется, какая страна на каком месте стоит в мировой христианской иерархии. Выигрывает же кампанию тот, у кого число очков будет наибольшим к ее окончанию. Так что следите за своими результатами и за результатами противников. Не в меру ретивых стоит осаживать вовремя.
У каждого вассала есть лояльность к вам, отображаемая в процентах. При низких показателях лояльности он откажется посылать войска в армию, а при нулевых, скорее всего, объявит войну. Вассалов можно отзывать (отбирая у них титулы), но лояльность остальных при отзыве одного понижается, так что делайте это с умом. Титулы можно и раздавать. Берем представителя своей свиты, и делаем его, скажем, графом Тулузским.
Вот мы и подошли к ролевому аспекту игры. Очень многое в "Крестоносцах" завязано на личном факторе. Все правители имеют список из четырех характеристик (отражающих их способности в военном деле, дипломатии, шпионских моментах и управлении страной). Более того, такие же наборы характеристик имеют их вассалы. Но и это еще не все. В игру были введены перки, которые могут как присутствовать у людей изначально (с детства), так и приобретаться по ходу жизни. Так, отказавшись идти в Крестовый поход, можно запросто заработать себе перк "скептик", который не самым лучшим образом скажется на отношении к вам духовенства. Вы же можете назначать себе помощников из свиты. Назначив маршала, вы получите прирост воинских способностей правителя, а при назначении канцлера — дипломатических. Пользуйтесь этим, выбирая лучших из лучших, и страна будет процветать.
Немалую роль играет распределение государственной казны. Чем меньше денег берем с вассалов, тем быстрее растет их лояльность. Чем больше даем населению, тем больше вероятность, что нас будут любить и уважать (а это отразится в том числе и на доходах). Ну и на армию стоит расходовать деньги — армия без поддержки долго не живет.
Общегосударственная политика выражается еще и в общегосударственных настройках. Здесь вы ставите свое отношение к системе наследования (таковых достаточно много), законодательству в стране и к духовенству. Что касается двух последних, то они у вас особых проблем не вызовут. А вот систему наследования стоит сразу установить такую, при которой государство отходит самому сильному вассалу. Правда, это чревато восстаниями вассалов (они весьма настороженно относятся к изменениям в феодальной лестнице), но зато позволит контролировать, кому страна отойдет после смерти очередного правителя.
Важны в игре и исследования. И здесь скажу, что система исследований в игре не знает себе равных в стратегиях вообще! Нигде до сих пор не встречалось, чтобы каждая провинция в стране стояла на особой ступени развития. Суть в том, что вы проводите исследования для столичной провинции, а потом они распространяются по территории остальных регионов. С другой стороны, для исследований нет государственных границ, и, отставая от остальных, ваше пограничье будет развиваться за счет соседей (строить, конечно, придется по-прежнему самому, зато исследования можно получить "на халяву"). Сами же исследования делятся на три категории — военные, экономические и внутриполитические. С первыми двумя все понятно, а внутриполитические предназначены для улучшения лояльности населения и вассалов.
А теперь о главном — внешней политике. Уже в "Европе" у Paradox проявилась тенденция ограничивать всемирных завоевателей. В Crusader Kings эта тенденция достигла своего пика. В "Европе" худо-бедно можно было жить, если вас ненавидит весь мир. Здесь же, если репутация у страны плохая, вас возненавидят не только соседи (это-то, как раз, не страшно), вас перестанут любить собственные вассалы. А разлад в стране чреват ее распадом и гибелью. Дипломатия здесь играет гораздо меньшую роль, чем в других аналогичных играх. От династических браков может быть только один прок — если ваш подчиненный женится на ком-либо (или вы сами женитесь). Тогда в свиту поступит еще один человек (что хорошо — свиты для создания вассалов всегда не хватает). Ну и когда вы сами женитесь, население скинется на подарки. А уж союзов вообще практически нет, так что насчет дипломатии обольщаться не будем.
Для объявления войны христианам нужен повод. Для этого следует заявить претензии на один из титулов соперника. Иначе вы просто будете воевать ради денежной добычи. А вот провинции мусульман и язычников захватываются без всяких проблем и без мирных договоров, так что воевать с ними выгодней (и престиж не уменьшается практически).
Видов войск стало семь, но, по сути, они делятся на кавалерию и пехоту (и там и там бывают стрелки, легкие и тяжеловооруженные воины). Правда, каждый вид войск хорош по-своему. Так, сражаясь с врагом, у которого много атакующей (не стреляющей) конницы, берите пикинеров, а против легкой пехоты лучше рыцарей никто не сработает. Правда, мои слова насчет "берите" не стоит воспринимать слишком буквально. Нанимать каждый вид войска по отдельности вам не дадут. Вы берете войска "оптом" из провинций, после чего они сражаются за вас всей толпой (и не делятся на пикинеров или лучников). Так что смотрите по провинциям, какая из них, сколько и каких воинов принесет. Помимо домена, войска могут дать и вассалы, но они неохотно это делают (причем могут и ухудшить свое отношение к вам). Так что пользоваться родными войсками (а не вассальными контингентами) выгодней. Благо, если раздавать провинции правильно, то себе можно взять самые "жирные" куски, а вассалам можно оставить что похуже.
Войска объединяем в армии и отправляем сражаться. Как и в "Европе", отдельного тактического боя нет, и все способности командира сводятся к возможности привести подкрепления или вывести армию из боя. Но все это здесь и не нужно — тактические битвы слишком сильно затянули бы игру.
После уничтожения вражеской армии в провинции противника начинается осада крепости. Чем больше ваше войско, тем скорее крепость будет взята, но помните и о том, что у каждой провинции есть предел воинов, которых она может кормить.
Все люди, превышающие это число, будут потихоньку вымирать. И вообще, как показала практика, чем быстрее вы победите в войне, тем меньше будут расходы и последствия.
Хотелось бы упомянуть еще и о таком деле, как создание новых государств. Если вы успешно расширяете свои границы, то обратите внимание на кнопку "создать титул" в окне управления страной. Она позволит создать новый титул, который ваш правитель незамедлительно получит. Причем этот титул может быть не только равным вашему, но и превосходящим. В последнем случае вы подниметесь по социальной лестнице, став, например, из графов герцогом. В таком случае даже столица ваша может переехать. У меня это случилось с Полоцком, когда я его превратил в Литовское королевство.
Бывают и казусы (вполне логичные с исторической точки зрения). Однажды, осматривая политическую карту (в игре есть несколько фильтров для карты), я обнаружил, что княжество Владимирское приобрело цвет сходный с моим (королевством Литва). Каково же было мое удивление, когда выяснилось, что Владимир — это "часть Литовского королевства". Расследование показало, что один из моих вассалов унаследовал это немаленькое государство, но продолжил оставаться моим подчиненным. В результате — после небольших перестановок я не только увеличил число своих вассалов, но и поднял государственные доходы в полтора раза. В общем, мир живет своей жизнью, а это очень приятно. Даже если вы не будете ничего делать, государства будут создаваться и распадаться, войны вестись, дети рождаться, а провинции креститься. Так что наблюдать за Средневековьем на экране одно удовольствие. Рассказывать о других моментах игры можно бесконечно (есть в игре и создание религиозных орденов, и Крестовые походы и прочие интересные вещи), но пора и честь знать, будем передвигаться к финалу.
Что касается графического оформления, то оно осталось примерно таким же, как в предыдущих играх серии (хотя определенные изменения в лучшую сторону все-таки есть). А вот музыка подобрана просто отлично.
Оценка 9. Лучшая на данный момент глобальная стратегия, настоящий шедевр. Очень хотелось поставить наивысший балл, но ряд глюков в оригинальной версии, а также переизбыток случайных событий не позволил это сделать. В остальном же — ни одного изъяна. Настоящий подарок каждому, для кого слово стратегия ассоциируется с глаголом "думать", а не с "кликать мышкой".
P.S. Уже после выхода игры появился патч версии 1.01. Его установка желательна, и я бы даже сказал — обязательна: устраняет не только раздражающие моменты (вроде "обязаловки" для православных ходить в Крестовые походы), но и прекращает "вылеты" в Windows после попыток выйти в меню. Качать "заплатку" с www.paradoxplaza.com.
Диск для обзора предоставлен компанией "Видеохит"
Morgul Angmarsky